Когда цветут каштаны, “асушники” не спят

Когда цветут каштаны, “асушники” не спят

Ночь в поезде Москва  -  Киев нельзя назвать самым приятным времяпровождением. Раза три тебя будят таможенники и пограничники (как их, так и наши), дабы не забывался: в “загранку” едешь. Зато в Киеве в конце мая по-прежнему цветут каштаны. Точно так же они цвели (я это прекрасно помню) при социализме и, даст Бог, будут цвести, когда наше смутное время куда-нибудь, наконец, вырулит. Ночью в Киеве прошел ливень, а днем стало душно. И трудно было целый день разговаривать о делах, но  -  никуда не денешься. Больше 150 человек, представлявших около сотни различных предприятий и организаций, собрались в актовом зале Дома ученых на семинар-презентацию новой версии системы “Галактика”. Корпорация “Галактика”, правда, уже проводила такие презентации в Лас-Вегасе (США) и Москве (Россия), но украинская публика  -  народ тертый, ее на удочку чужих побед не поймаешь, здесь (это я тоже помню со времен социализма) любят все сами потрогать, обсудить, крепко подумать и только потом, все взвесив, как бы нехотя полезть в карман за кошельком.

Украинский рынок для корпорации “Галактика” не в новинку (здесь в свое время было выполнено более 1000 инсталляций программы “Бухкомплекс”, созданной тем же коллективом разработчиков), поэтому год назад корпорация создала в Киеве свое представительство, фирму “Гэлэкси-Украина”, которая сразу активно включилась в работу. Диапазон представленных на семинаре предприятий производил впечатление: пищевики и энергетики, нефтяники и машиностроители, химики и коммунальщики... Приятно удивило меня присутствие целого ряда представителей консалтинговых, аудиторских, юридических фирм, всерьез озабоченных проблемами слабой информированности своих клиентов и слабой же управляемости их структур. Различны масштабы предприятий и их отраслевая специфика, но многие управленческие проблемы у них общие. Большинство менеджеров уже попробовали решать их собственными силами, нанимая программистов и самолично ставя перед ними задачи. Один из таких руководителей еще до начала семинара сказал мне в кулуарах: “"Галактику" куплю только тогда, когда окончательно сделаю вывод, что наша собственная разработка непригодна. Мы же сколько времени и сил убили на это дело”.

Мне как консультанту по управлению часто приходится

встречаться с руководителями малых и средних российских предприятий, и я давно сделал для себя вывод, что успех предприятия определяется вовсе не наличием у него средств на закупку компьютеров и программ. Понимание управленцами первого и второго уровня своих позиций на рынке, стремление решить поставленную задачу, умение избегать эмоций и считать деньги  -  вот что повышает шансы на успех. Комплексная автоматизация предприятия  -  не самоцель, а инструмент, она может оказаться как высокоэффективным средством, так и бессмысленным разбазариванием ресурсов. Радует, что многие менеджеры это уже осознали. Радует и то, что большинство участников семинара читают PC Week/RE и следят за нашими публикациями, касающимися корпоративных информационных систем.

Мне удалось поговорить с несколькими руководителями и специалистами украинских предприятий. Из этих бесед я выбрал две, наиболее, на мой взгляд, показательные.

Ахмед Азизов, руководитель харьковской фирмы “Евротех”, занимающейся производством и продажей офисной мебели и имеющей годовой оборот в 5 миллионов долларов:

-  Всего у нас работает 150 человек, из них 70 заняты на производстве. 25 компьютеров объединены в три локальные сети, автоматизацией занимаются три специалиста. Своими силами мы разработали и внедрили систему бухгалтерского и складского учета, начали разрабатывать на базе MS Office Professional программу оперативного управления производством. В конце концов зашли в “идейный тупик” и решили поискать что-нибудь приемлемое по цене и подходящее по потребительским свойствам на стороне. R/3 и Oracle-продукты показались громоздкими и дорогими, теперь вот смотрим “Галактику”. Тоже, оказывается, система масштабная, работает на крупных предприятиях. Вот и решаем теперь, созрели мы до нее или великовата она для нас, и можно пока обойтись какими-нибудь “электронными таблицами”.

Выступая на семинаре, руководители корпорации “Галактика” говорили, что система позволяет выявлять и решать глубинные, серьезные проблемы. Это не аргумент. У нас слишком много явных, очевидных проблем, которые мы не успеваем решать, зачем же копать глубже? Чтобы разглядеть пуговицу, микроскоп не нужен. И тем не менее мы все же вариант закупки “Галактики” рассматриваем. Будем изучать документацию, демоверсию. Во-первых, нам нужна общая методика работы, основанная на программном продукте. Во-вторых, нужно управлять производством и складскими запасами: у нас пять участков, и все должно быть согласовано и сбалансировано. Со сбытом меньше проблем: есть и опыт, и более 100 дилеров на Украине, но и в этом плане можно увеличить обороты, “развязав” торговлю и собственное производство.

К сожалению, ни серьезного рынка комплексных систем автоматизации пока не существует (на Украине, например, известны лишь “Галактика” и “Парус”), ни сами мы точно не знаем, чего хотим. Государство, к сожалению, не поддерживает ни производства, ни бизнеса, ограничивает нас со всех сторон. (Вот тебе и разные страны, подумал я, вот тебе и заграница.  -  И. А.) Маленький пример: на хозяйственные расходы наша фирма имеет право тратить до 100 долларов в месяц. Да у нас на кофе уходит больше! Другая серьезнейшая проблема  -  недостаток специалистов в области управления. Мы пробовали приглашать опытных бухгалтеров и экономистов, старую гвардию с госпредприятий, но они не смогли ничем помочь. Очень нужна учеба, методология самоорганизации, так что, выбирая систему автоматизации, мы оцениваем еще и этот момент. Количественно-суммарное планирование на 6 месяцев у нас есть, но трудно оценить достоверность информации, сейчас мы хотим ввести сетевое планирование, и система должна с ходу его поддержать.

Мы понимаем, что нужно прогнозировать, управлять движением ресурсов, но пока движемся весьма хаотично. Программная система, разрабатываемая своими силами, всегда (хотя специалисты у нас хорошие) будет развиваться вдогонку нашим потребностям (новые потребности  -  и снова доработка программ) и, следовательно, всегда отставать от них. Нам же нужна система, немного опережающая наши потребности, вобравшая в себя чужой, уже реализованный опыт. Поэтому очень хотелось бы посмотреть, как работает та же “Галактика” или другие системы на предприятиях нашей отрасли и нашего масштаба. Великаны индустрии или торговли могут позволить себе купить даже несколько систем  -  и ни одну из них толком не использовать. Для них это некритично. У нас же, малых и средних предприятий, ресурсов для экспериментов нет, а значит, нет и права на ошибку.

Валентин Бржевский, менеджер информационных систем Конотопского завода “Мотордеталь”:

-  На нашем заводе, производящем запчасти для автомобилей, автобусов, судов, тракторов, около 3000 сотрудников. В одной только бухгалтерии работают 50 человек. Есть ряд разнопрофильных дочерних структур. В отличие от многих других предприятий, начиная с 1995 г. завод ежегодно увеличивает объем производства в полтора раза, часть продукции идет на экспорт. Планируется серьезное наступление на европейские рынки, поэтому свободные средства направляются на закупку нового производственного оборудования, которое позволит сделать нашу продукцию конкурентоспособной.

Заводская ЛВС включает в себя 40 компьютеров; в ближайшее время планируется разделение ее на две локальные сети. Служба автоматизации, год назад выделившаяся в дочернюю фирму, занимается разработкой и поддержкой программ, обслуживанием техники. На заводе сегодня эксплуатируются десятки собственных программ (по учету материалов, расчету зарплаты, реализации продукции и т. д.). Проблема номер один в том, что очень много ресурсов требуется для внесения изменений в программы. Так, серьезнейшим испытанием стал для нас переход на новую валюту  -  гривны. Другая проблема: одна и та же информация, например по отгрузке продукции, вводится в различных подразделениях зачастую 3 - 4 раза. Из-за ошибок ввода разобраться, что же происходит на самом деле, крайне трудно. Третья проблема  -  оперативное получение месячного баланса: пока его формирование занимает две недели. Управленцы очень нуждаются в аналитических отчетах, хотелось бы иметь гибкий генератор таких отчетов.

Мы смотрели и оценивали разные системы (БЭСТ, “Парус”, “Финэксперт”, местную украинскую систему “Барк” и т. п.), но у всех, с точки зрения наших конкретных проблем, были какие-то изъяны. Выбор “Галактики” (я в течение двух месяцев работал с ее демоверсией) обусловлен тем, что она дает выход на оперативное управление; это стало важнейшим доводом (между прочим, инициатива комплексной автоматизации завода исходила от высшего руководства). Процесс внедрения “Галактики” мы разделили на три этапа: внедрение 15 рабочих мест бухгалтерского контура; внедрение модулей административного и оперативного управления; внедрение программ, поддерживающих управление производством. Одним из основных требований является возможность сопряжения “Галактики” с нашими программами, не терять же то, что накоплено за несколько лет в справочниках и базах данных.

Вот, пожалуй, и все о делах украинских. А от Киева до Москвы ближе, чем от Москвы до Киева. По крайней мере здесь уже все пограничные и таможенные формальности решаются вечером, а не ночью. Это успокаивает и вселяет надежды на будущее.               

Игорь Альтшулер

Версия для печати