Если автоматизировать бардак, то получится автоматизированный бардак.
4 июня фирма “Интерфейс” провела круглый стол на тему “Консалтинг в России”. В нем приняли участие около 40 руководителей консалтинговых фирм, предприятий и специалисты соответствующего профиля.
Выступающие отметили принципиальное отличие бизнес-консалтинга (БК) от консалтинга в области информационных технологий (КИТ). Без оптимизации организационно-штатной структуры предприятия и технологии его функционирования попытки внедрения на нем корпоративных информационных систем приводят только к увеличению расходов, не позволяя добиться качественного улучшения работы. Поэтому сначала необходимо провести БК, затем создать системный проект и лишь после этих этапов приступать к КИТ и непосредственной автоматизации. А реально большинству российских компаний нужен не реинжиниринг существующих бизнес-процессов, которые автоматизировать бесполезно (см. эпиграф), а массовый инжиниринг с нуля.
Насколько необходимы бизнес-консультантам компьютерные технологии (CASE-системы) и способны ли они помочь в работе? Здесь мнения разошлись. Один из выступающих сослался на опыт г-на Чубайса, который реорганизовал администрацию Президента РФ, сократив численность сотрудников, и теперь взялся за правительство. При этом никаких CASE-средств он не использовал. Но большая часть присутствовавших на круглом столе согласилась с тем, что формальные нотации - прежде всего язык общения, который помогает руководителю и консультанту понять друг друга и вскрыть немало организационных проблем в процессе совместного анализа моделей работы предприятия. Наиболее точным можно считать мнение одного из участников дискуссии, который отметил, что CASE-технологии в бизнес-консалтинге помогают, но не всегда, не везде и не в больших количествах.В качестве примера важности использования в общении формального языка можно привести задачу “как добраться от Шаболовки до нового офиса редакции PC Week/RE”. Ее решение в виде словесного описания в 90% случаев окажется некорректным. А подробно нарисованная схема маршрута движения позволит избавиться от многих неясностей и тупиковых ветвей.
Была затронута проблема консалтинга, специфическая именно для России. Сегодня нередка ситуация, когда руководитель предприятия, пообщавшись с ведущим специалистом консалтинговой фирмы, решает: “Зачем мне платить $100 000 за их услуги. Я лучше возьму этого специалиста к себе на годовую зарплату $30 000”. В США, где очень строго соблюдаются корпоративные законы, брать на работу людей из фирмы-исполнителя компания-заказчик не имеет права, иначе ее ждет немедленное судебное расследование и крупные штрафы. В России же консалтинговым компаниям приходится считаться с такой возможностью.Автоматизация предприятия должна прежде всего освобождать человека от рутинной работы и ненужных операций и организовывать оперативную передачу информации между рабочими местами. А для того, чтобы грамотно построить работу предприятия на глобальном уровне, необходимы услуги профессиональных консультантов, людей, имеющих богатый опыт в этой области.
Узнать о следующих семинарах фирмы “Интерфейс” можно по телефону: (095) 135-5500.
Сергей Бобровский
CASE-технологии в бизнесконсалтинге помогают, но не всегда, не везде и не в больших количествах