колонка юриста

Больше всего откликов я получила на статью, посвященную вопросам патентования компьютерных программ. И, так как мне показалось, что эта тема интересна читателям, я решила к ней вернуться. По-видимому, многие не удовлетворены той защитой, которую обеспечивает программам для ЭВМ авторское право. Ведь по сути авторское право защищает от заимствования только форму выражения идеи, а отнюдь не саму идею.

Итак, на изобретения, связанные с программами для ЭВМ, можно получить патент. В разных странах при этом предъявляются различные требования, но практически везде наблюдается тенденция к признанию программ для ЭВМ патентоспособными объектами. Таким образом, вопрос о получении патента на изобретение, связанное с программой для ЭВМ, может быть решен положительно, правда, с оговорками, содержание которых будет зависеть от страны патентования. Но это тема уже опубликованной статьи (см. PC Week/RE, № 8/97, с. 54). В предлагаемой же статье я постараюсь дать ответ на другой вопрос: “Зачем нужен патент и что с ним можно делать?”.

Как известно, патентное законодательство предоставляет патентообладателю ограниченное по времени исключительное право на использование его изобретения, запрещая любым другим лицам изготовление и распространение данного объекта. Патент  -  это документ, который удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на их использование. Данный термин употребляется в разных значениях: непосредственно документ (патентная грамота) или запатентованное изобретение. Патентообладатель сам решает судьбу изобретения, выбирая тот или иной способ его использования.

Патентную стратегию можно рассматривать как составную часть общей стратегии предприятия, направленной на завоевание рынка и вытеснение конкурентов. Одно из средств в конкурентной борьбе  -  это использование исключительных прав на изобретения.

Стратегия доминирующего патента.

Основывается на его наступательной функции, обусловленной широкой сферой правовой охраны, которую предоставляет такой патент. Испрашивая более широкую патентную охрану для заявляемого нового объекта техники, можно эффективно использовать исключительное право на него в качестве наступательного оружия в борьбе с конкурентами за расширение своего сектора рынка. Стратегическое использование доминирующего патента позволяет контролировать определенный сектор рынка и, заключая лицензионные соглашения, получать прибыль за счет возможностей лицензиата.

Однако пользоваться данной стратегией следует очень осторожно, так как в результате непродуманных и неграмотных действий можно лишиться всего: ведь конкуренты постараются принять меры против такого патента.

Например, 31 августа 1993 г. компания Comptons NewMedia получила в США очень широкий патент на систему поиска информации в мультимедийной базе данных.

Под действие этого патента фактически подпадали многие мультимедийные технологии, и тем самым были затронуты интересы большого количества разработчиков подобных продуктов. Положение усугублялось тем, что Comptons NewMedia предложила им всем купить у нее лицензию на использование защищенной ее патентом технологии поиска в мультимедийной БД, рассчитывая таким образом получить баснословные прибыли. Однако общественность настолько сильно возмутилась сложившейся ситуацией, что комиссар по патентам Патентного ведомства США был вынужден провести повторную экспертизу по данному патенту. В итоге все 47 пунктов формулы были признаны не удовлетворяющими критерию новизны и патент был аннулирован. Comptons NewMedia осталась ни с чем.

Однако есть и положительные примеры. По решению суда компания Microsoft должна выплатить фирме Stac Electronics 120 млн. долл. за нарушение патентных прав на программу Stacker, принадлежащих последней. Более того, суд вынес решение о запрете распространения Microsoft компьютерных программ, использующих запатентованную технологию компании Stac Electronics.

Ограждающая функция.

Является наиболее важной составляющей патентной стратегии, получившей название “блок патентов” (либо “зонтик из патентов”). Фирма в той или иной области техники создает группу близких патентов с тем, чтобы обеспечить дополнительную охрану своего основного (главного) изобретения на случай появления обходных патентов, а также получить возможность применения изобретения в различных областях. Таким образом, эта стратегия может рассматриваться как профилактическая мера, помогающая избежать столкновения патентных прав. Если владельцем доминирующего патента является конкурент, созданная сеть патентов может лишить его свободы маневрирования. До практической реализации таких патентов дело обычно не доходит, и они поддерживаются только ради надежности и возможности использования в качестве “оружия” в так называемых “патентных войнах”.

Для усиления данной позиции можно также прибегнуть к приобретению соответствующих патентов, т. е. к стратегии закупки патентов.

Если конкурент заявляет о нарушении патентных прав, то создание солидного портфеля патентов способствует устранению возможных коллизий путем заключения взаимных (“перекрестных”) лицензионных соглашений. Такой путь может обеспечить доступ к чужой технологии, чего не удалось бы добиться никаким другим способом. Специалисты в этом случае говорят: “Платой за покупку технологии служат не деньги, а равноценная технология”.

Стратегия, направленная на улучшение репутации предприятия.

Такая стратегия патентования может стимулировать положительную оценку технического потенциала предприятия со стороны общественности. При этом не столь важно, как на самом деле используются патенты и используются ли они вообще, ибо сам факт владения ими уже является критерием положительного отношения к проводимым предприятием разработкам и символом его технического превосходства. Такое превосходство может сослужить верную службу в конкурентной борьбе за получение заказов, а также при оценке кредитоспособности.

Стратегия лицензирования изобретений, защищенных патентами.

Направлена на получение финансовой выгоды от продажи лицензий на использование изобретения. В ее основе лежит материальная функция патента. Благодаря активной лицензионной политике патенты могут стать для предприятия источником значительных финансовых поступлений и тем самым способствовать укреплению его позиций в конкурентной борьбе. Подобная стратегия может быть очень выгодна для небольших предприятий, мощности которых не всегда позволяют самостоятельно внедрить изобретение в производство.

Стратегия, предусматривающая сочетание патента и товарного знака.

Имеет целью усиление репутации предприятия, так как лицензиат обязан маркировать свою продукцию товарным знаком лицензиара.

Однако следует понимать, что патент сам по себе  -  это еще не гарантия успеха в бизнесе. Это всего лишь шанс на успех, который может реализоваться только в условиях рынка, условиях конкурентной борьбы с альтернативными техническими решениями.

Инна Носова

К Инне Носовой можно обратиться

по адресу: nosova@miet.sensor.zgrad.su

или по телефону: (095)169-2311.

Зачем нужен патент

Как известно, патентное законодательство предоставляет патентообладателю ограниченное по времени исключительное право на использование его изобретения, запрещая любым другим лицам изготовление и распространение данного объекта.

Версия для печати