CD И НАСЛАЖДАЙСЯ

На презентацию нового компакт-диска компании “Интерсофт” я немного опоздала и вместо предисловий и представлений авторов услышала музыку и приятный голос, рассказывавший о так называемом “неофициальном” советском искусстве  -  искусстве, зародившемся в период “оттепели” 60-х годов и прошедшем через гонения властей, травлю официальной прессы, вынужденное подполье и эмиграцию. Сразу вспомнились полуофициальные выставки тех лет  -  очередь в павильон “Пчеловодство” на ВДНХ, стояние на морозе перед Союзом графиков на Малой Грузинской... Сегодня нелегко объяснить, что мы, тогдашние скромные девчонки и мальчишки, воспитанные на соцреализме, сумели увидеть и почувствовать в той, совершенно неприемлемой с точки зрения вдалбливавшихся нам норм, живописи. Многого мы не понимали, да и не могли понять, отделенные железным занавесом от реалий западного образа жизни. Ведь только теперь, когда на нас изливаются потоки рекламы и наши дети вовлечены в мир мультсериалов, мы в состоянии оценить такие соцартовские навороты, как, например, появление человека-паука в обществе Ленина на картине Александра Косолапова, или увидеть в другой его картине стандартное клише рекламы Marlboro.

И вот из динамиков компьютера звучат замечательные тексты Михаила Соколова, и многое, тогда недопонятое, становится ясным, а прекрасно подобранная музыка Шнитке обостряет восприятие и дополняет впечатление.

На диске представлено более 200 работ 62 советских художников второй половины ХХ века. Вся информация собрана в четыре раздела: “Сюжеты”, “Галерея”, “Художники”, “События”.

Раздел “Сюжеты” представляет собой литературно-художественные композиции Михаила Соколова общей продолжительностью около 40 минут, в их основе  -  четыре эссе: “Быт”, “Sucrum”, “Космос” и “Игра”. “Компьютерность” этого раздела состоит лишь в возможности выбрать тему, с которой начнется повествование.

“Галерея” состоит из девяти страниц, на каждой из которых “вывешено” около 20 картин. Чтобы увидеть картину в большем формате, достаточно установить на ней курсор, и тогда она появляется в центре экрана, а внизу  -  ее название и имя автора. К сожалению, неспециалисту трудно разобраться, по какому принципу произведения подобраны: никакой информации об этом найти не удалось, а подпись имеется только под увеличенной работой и исчезает вместе с ней при перемещении курсора.

Выбрав в основном меню поле “Художники”, вы увидите на экране россыпь шариков с алфавитом: если указать на один из них, появится портрет художника, фамилия которого начинается на соответствующую букву. Затем можно перейти к посвященной ему странице  -  увидеть его картины в различном разрешении, узнать биографию и познакомиться с высказываниями о его творчестве известных критиков. К сожалению, если вы вдруг забыли фамилию мастера, найти его будет нелегко: получить на экране список невозможно и придется просматривать все страницы подряд.

Последний раздел  -  “События”  -  также меня разочаровал. Во мраке экрана появилась полоса с номерами десятилетий. Поместив курсор в некую точку этой полосы, можно получить список событий соответствующего года. Однако далеко не все положения курсора вызывают такую реакцию, и совершенно невозможно понять  -  то ли год был пустой, то ли курсор стоит где-то не там. Поскольку изменения на экране происходят (или не происходят) просто из-за изменения положения курсора, без всякого щелчка, малейшее движение мыши приводит к исчезновению текста. Так что разобраться в истории нонконформистов мне не удалось  -  возможно, тому виной недостаточная мощность моего компьютера.

И очень жаль, потому что первое впечатление от эссе Соколова было настолько сильным, что мне очень захотелось в этой истории разобраться, что-то вспомнить, что-то узнать, тем более что на диске собрано для этого достаточно информации. Однако организация материала и интерфейс мешают в полной степени воспользоваться плодами большой работы, которую проделали авторы художественной части проекта.

Адрес компании “Интерсофт”: intrsft @glasnet.ru.          

Татьяна Балаховская

Версия для печати