В Турции, как в Греции, есть все. Даже ”1С:Торговля”

 

Ax, теплая, сладкая Турция!.. С каждым годом все сильнее притягивает она дилеров “1С” ласковым морем, ярким солнцем, радушным приемом. Второй год подряд фирма “1С” устраивает в Анталии дилерский семинар и не может не отметить отрадную тенденцию: в этот раз партнеры приехали за свои деньги и в большем количестве, чем в прошлом году на халяву. Спору нет, заманчиво на недельку приземлиться дружной стаей на цветущем песчаном берегу и, сочетая приятное с полезным, впитать очередные нововведения “большого желтого брата”, надумавшего расширить свое рыночное жизненное пространство за счет троянского коня с именем “1С:Предприятие”  -  семейства продуктов на платформе V7. Первой ласточкой семейства была “1С:Торговля”, официально анонсированная уже около года назад (PC Week/RE, № 26/96, c. 1). Неудивительно поэтому, что большая часть разговоров и докладов семинара затрагивала проблемы внедрения этого пакета.

 Под солнцем Турции работать  одно удовольствие

Партнеры “1С” твердо  стоят на платформе V7

 

Ежемесячно партнеры “1С” внедряют около тысячи систем “1С:Торговля”, что совсем неплохо для софтверной фирмы. В чем же секрет такой популярности продукта, предназначенного для заполнения далеко не пустующей ниши торговых систем? Думается, мы не сильно погрешим против истины, если возьмемся утверждать, что причина успеха  -  в маркетинговом таланте  исполнительного директора “1С” Бориса Нуралиева. Вспомним историю. “1С:Бухгалтерия”, которой сейчас пользуются около 150 тыс. компаний (что, по некоторым оценкам, составляет свыше 60% всех компьютеризированных отечественных бухгалтерий), появилась в то время, когда рынок коммерческих бухгалтерских программ уже насчитывал десятки наименований. И хотя многие утверждали (и продолжают утверждать), что существуют более совершенные продукты, “1С:Бухгалтерия” легко отодвинула конкурентов и большая часть прибыли от внедрения пользующегося спросом продукта осела в карманах партнеров “1С”. Разработчики других систем оказались более жадными, и в плане расходов на маркетинг, и в плане поддержки своих партнеров. А жадность, как известно, губит+

 

Основные христианские  заповеди весьма просты и полезны. Однако далеко не все им следуют. Основные заповеди бизнеса еще более просты (достаточно ознакомиться, например, с мемуарами автомобильного короля Генри Форда, основателя группы компаний Daewoo Ким У Джунга или самого богатого человека Америки Билла Гейтса). Однако им следуют тоже далеко не все бизнесмены. Едва ли известную американскую формулу “10 долл. тому, кто придумал, 100 долл. тому, кто сделал и 1000 долл. тому, кто продал” придумал Борис Нуралиев, но кипучая целенаправленная деятельность исполнительного директора компании “1С” привела к тому, что оборот “1С” в минувшем году составил 8,5 млн. долл., в то время как оборот ее партнеров составил почти в три раза большую величину.

 

Продукты “1С” распространены не только потому, что они появляются в нужный момент, но и потому, что в их продаже (настройке, внедрении, сопровождении и т. д.) кровно заинтересованы 1400 партнеров компании (создание обширной и эффективно работающей сети франчайзи  -  одна из основных заслуг “1С”). Массовые продажи и отлично поставленная обратная связь (ежеквартальные дилерские семинары и постоянный обмен мнениями по электронной почте) приводят к тому, что принципиально новый продукт очень быстро избавляется от неизбежных ошибок и совершенствуется в нужном (для партнера и пользователя) направлении. В частности, по многочисленным “просьбам трудящихся” платформа V7 развивается в направлении распределенной обработки данных.

Братья Нуралиевы с детства привыкли работать дружно

 

В то же время новые возможности продуктов “1С” рождаются отнюдь не на основе пожеланий пользователей. В беседе с представителями PC Week/RE руководитель отдела разработки экономических программ “1С” Сергей Нуралиев отметил: “Как гениально простая идея электронной таблицы возникла отнюдь не на основе пользовательского ТЗ, так и идея платформы V7 возникла не на основе пожеланий заказчиков. Просто мы предвидим их потребности”.

 

Борис Нуралиев, сделав оговорку о том, что всякое сравнение хромает, развил эту мысль так: “Можно строить электронные таблицы, используя возможности текстового процессора MS Word, но это не очень удобно, можно набивать тексты, пользуясь электронной таблицей MS Excel, но и это не очень удобно. Можно вести бухгалтерию, торговлю, документооборот и так далее, пользуясь только возможностями MS Word и MS Excel, но это также не очень удобно. Поэтому мы создали инструмент (платформу V7), который позволяет небольшим группам, а то и отдельному, предварительно обученному, специалисту быстро создавать офисные приложения, связанные с разного рода отчетностью и, как правило, опирающиеся на различные справочники и финансовые документы”.

 

Платформа V7, на которой “1С” и ее партнеры намереваются успешно “въехать” в третье тысячелетие (даже формат даты разработан с учетом скорого наступления 2000 г.), уже сейчас содержит свыше 400 тыс. строк кода на Visual C 5.0. Утверждается, что изучить ее основы (встроенный макроязык плюс основные объекты) можно за семь дней. Но для практического употребления настоятельно рекомендуется пройти специализированные курсы (в 130 городах СНГ уже развернуто более 270 авторизованных учебных центров).

 

Клиенты, которые желают “сшить костюмчик на заказ”, но не имеют времени (или желания) постигать тонкости “портновского искусства”, могут обратиться либо непосредственно в штаб-квартиру фирмы “1С”, либо к любому из 600 сертифицированных партнеров-франчайзи.

 

Борис Нуралиев настоятельно призывал партнеров специализироваться по предметным областям (планируется даже издать специальный справочник внедрений) и не брать заказов больше, чем компания может “переварить”. Ведь известно, что одно неудачное или слишком затянутое внедрение может отпугнуть десятки потенциальных клиентов.

 

Так что платформа платформой, но важна и инфраструктура, в которой она “плавает”, и “капитан”, который ее ведет.

 

Если тебе франчайзи имя+

 

Поскольку проводимый семинар был в основном посвящен особенностям новой версии продукта на базе технологии V7, распространяемого с помощью фирм-франчайзи, то вопросам организации их работы было уделено большое внимание. Как отметил Борис Нуралиев, спрос на услуги комплексной автоматизации предприятий в России растет, а следовательно, растет и спрос на услуги фирм-франчайзи.

 

1С:франчайзи  это более 600 авторизованных фирм, продающих продукты, выпускаемые фирмой “1С”, и прилагаемые к ним услуги. Все фирмы, имеющие этот статус, работают под единой маркой и оказывают определенный набор услуг: помощь в выборе программных средств; продажа программных продуктов; установка, настройка, и внедрение программ, их послепродажное обслуживание; консультации и обучение пользователей. “1С” строго блюдет свою репутацию, регулярно обучая персонал фирм-франчайзи в авторизованных учебных центрах.

 

Что же в среднем представляет собой фирма-франчайзи? По данным, полученным сотрудниками фирмы “1С” в результате опроса участников семинара, средний штат фирмы-франчайзи  -  16 человек. При подборе внедренцев особое внимание уделяется не их программистским навыкам, а коммуникабельности.

 

По числу продаж продукты фирмы “1С” распределяются так  -  лидером является “1С:Бухгалтерия”, за ней следуют “1С:Торговля” и “1С:Зарплата”. Если же говорить о том, что приносит франчайзи больший доход  -  внедрение или продажи, то данные сильно различаются. У кого-то наиболее прибыльно внедрение (в фирме “1С:Рарус”, по словам ее управляющего Дмитрия Казачкова, вклад в оборот от него достигает 75%), а где-то, наоборот, превалируют продажи (как, например, в фирме “ИКС-РД” из Ростова-на-Дону).

Выездная бригада PC Week / RE внимательно следила за течением семинара

 

Стоимость работ по внедрению фирмы назначают сами, и она широко варьируется. По результатам опроса участников семинара, у 44% фирм час работы эксперта (внедренца) стоит 11 - 20 долл., у 24%  -  6 - 10 долл., а у 11% фирм эта величина лежит в пределах 21 - 30 долл. Так что у экспертов все, как в русской пословице “Что потопаешь  -  то и полопаешь”. Последнее ни в коей мере не означает, что эксперты работают больше, чем это необходимо для постановки задачи и настройки системы. Как показали интервью с руководителями фирм, в среднем на грамотную разработку технического задания уходит где-то около недели, хотя зачастую этот период может составлять и более месяца.

 

1С:Мультимедиа скоро  заполнит магазины

 

В первый день семинара Борис Нуралиев сказал: “Если мы не придем на стремительно растущий домашний рынок с привлекательными предложениями, то наших партнеров охмурит кто-то другой. Мы этого не хотим, поэтому выступаем в роли издателя мультимедийных игр и других продуктов для дома”. Сказано  -  сделано. Продажи домашних программ во франчайзинге за два года (с I квартала 1995 г. по I квартал 1997 г.) выросли более чем в 5 раз. На семинаре собравшимся были представлены новые продукты для дома.

 

“1С:Репетитор. Физика”. Эта мультимедийная обучающая программа  -  первая в серии “1С:Репетитор”. На компакт-диске изложен курс физики за 9 - 11 классы по пяти основным разделам. Наглядные примеры, аудио- и видеоматериалы, анимация, возможность моделирования физических процессов, наличие справочных данных облегчат подготовку к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам. Ну а для тех, у кого ненадежная память, в программе предусмотрен режим печати шпаргалок.

 

Подарочная версия “Алисы”. Для всех любителей произведений Льюиса Кэрролла незадолго до начала семинара фирма “1С” выпустила подарочный вариант диска “Мир Алисы” (совместное издание “1С” и “КомТех”), который на выставке “Аниграф’97” получил главный приз в конкурсе “Мультимедиа CD-ROM”. Новое подарочное издание в дополнение к обычному включает факсимильное издание книги Л. Кэрролла “Alice In Wonderland” на английском языке с рисунками автора и настольный календарь с иллюстрациями Танниела.

 

Сказки для маленьких. В июле этого года фирма “1С” выпустит первый продукт, разработанный фирмой “Виэкс”. Это будет CD-ROM с русскими народными сказками “Гуси-лебеди”, “Иван-царевич и серый волк” и “Крошечка-Хаврошечка”. Помимо полностью озвученных сказок, на диске будут и несложные игры. Например, ребенок сможет раскрасить кадры по своему вкусу. Интерфейс программ настолько прост, что доступен любому ребенку, освоившему двухкнопочную мышку.

 

Новые игры от “1С”. Фирма “1С” готовит к выпуску 22 новых игровых и мультимедийных продукта. Среди них  -  диск “Братья Пилоты. Дело о похищении слона”, созданный по мотивам мультсериала “Следствие ведут Колобки”. В разработке диска, который должен выйти осенью, принимают участие фирма “Gamos”, студия “Пилот” и фирма “1С”. К числу стратегических игр, готовящихся к выпуску, принадлежат “Бородино” и первая игра из серии “Летопись Времен: Всеслав Чародей”. Кроме этого, фирма “1С” ведет разработку собственной игры в жанре RPG (ролевые игры). Рабочее название этой игры “Князь”. Хотя арена событий в игре  -  древняя Русь VIII - IX веков, игра не будет привязана к историческим событиям; оригинальный фантастический сюжет.

 

Мультимедиа-энциклопедии. Фирмы “1С” и SBG готовят к выпуску диски из серии “Популярная энциклопедия”. В этом году должны выйти энциклопедии “Холодное оружие” и “Мир животных: кошки”. Для любителей танцевальной музыки будет выпущена энциклопедия “Вся танцевальная музыка”; на этом диске кроме мультимедийной информации предусмотрены пять обыкновенных звуковых дорожек, и желающие смогут его проигрывать на обычных проигрывателях компакт-дисков.

 

Конечно, это просто перечисление того, что должно вскоре появиться в специализированных мультимедийных магазинах, уже открытых партнерами “1С” в 10 городах России. Но даже оно дает представление о тех усилиях, с помощью которых фирма стремится прочно укрепиться на домашнем рынке.

 

Уже можно купить  “1С:Кодекс” на CD-ROM

 

Многие из тех, кто знаком со справочной системой “1С:Кодекс”, будут рады узнать, что фирма “1С” выпускает версию этой юридической справочной системы на CD-ROM.

 

“1С:Кодекс”  -  совместный продукт фирмы “1С” (программные средства), Центра компьютерных разработок (информация) и фирмы “Форте-94” (ведение базы данных). Система на CD-ROM представляет собой совокупность баз данных, в которой содержатся нормативные акты, рекомендации, консультации, разъяснения, справочники и многие другие документы, касающиеся бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения в России. Система предназначена для практикующих бухгалтеров, аудиторов и экономистов. По сравнению с предыдущими аналогичными продуктами, выпущенными фирмой “1С”, эта система помощи для бухгалтера имеет два существенных отличия:

 

-  наличие ряда тематических баз данных дает возможность быстро и точно определить круг интересующих пользователя документов;

 

-  новая система гиперссылок позволяет использовать и создавать ссылки на документы, относящиеся к различным базам данных.

 

Это первый выпуск базы “1С:Кодекс” на CD-ROM, на нем представлена информация по состоянию на середину мая 1997 г., в дальнейшем выпуски будут ежемесячными.

 

Итоги

 

По утверждению Бориса Нуралиева, успех (или неудача) выездного семинара определяется на весах. Если общий вес участников увеличился  -  это успех, уменьшился  -  неудача. Получить “взвешенную” оценку в этот раз не удалось  -  не оказалось под рукой подходящих весов. Но налицо другие объективные свидетельства успеха  -  поголовная загорелость и восстановленные силы партнеров “1С”. Они, несомненно, помогут им продержаться до следующего семинара.

 

Телефон и адреса компании “1С”: (095) 253-8976, admin1c@company-1c.msk.ru, http://www.1c.ru.           

 

Владимир Митин,

 

Алексей Роговцев,

 

Елена Монахова

 

Борьба с микрофоном

 

Вышедший выступать докладчик оказался существенно выше стоящего перед ним микрофона, и потому произносимые им слова в зале было разобрать трудно.

 

-  Не слышно! Микрофон поднимите!

 

-  Или мужика опустите!  -  острил зал.

 

Поднялась суета вокруг аппаратуры, и самое технологичное решение продемонстрировал Борис Нуралиев: подойдя к микрофону, он молча вытащил его из стойки и с достоинством протянул выступавшему.

Версия для печати