А если нужны, то какие?

 

Примерно так были сформулированы основные вопросы очередной (пятой по счету) встречи PR-менеджеров, впервые состоявшейся не в помещении издательского дома “КомпьюТерра”, а на нейтральной территории  -  в конференц-зале ЦЭМИ. По словам инициатора и главного организатора этих встреч Ольги Кривенчук, увеличение круга представленных на встрече изданий и, как следствие, смена “крыши” произошли по просьбе самих PR-менеджеров, которым очень хотелось рассказать о наболевшем как можно большему числу людей.

 

На встречу были приглашены Александр Федоров и Борис Фантаев. Но если директор АО “Экспосервис-Ф” приехал даже раньше назначенного времени, то у менеджера по маркетингу департамента выставок Crocus International нашлись более важные дела... Тем не менее разговор постоянно вращался вокруг выставки Комтек, так как к SofTool ни у кого из присутствующих претензий не было. Итак, слово участникам.

 

Владимир Иванов (бессменный ведущий этих встреч, профессор Московского института международных отношений, автор курса по PR):

 

Чего больше от крупной компьютерной выставки: пользы или вреда? Мне кажется, что во время Комтека и организаторы, и посетители совершают чисто ритуальные действия. Перед Комтеком его участники в большинстве своем сходят с ума и решение всех вопросов откладывают на “после выставки”. А потом еще месяц “отходят” (ссылаясь на то, что “у нас был Комтек”). С другой стороны, несмотря на переполненные автобусы, множество людей, вместо того чтобы быть на работе, радостно едут на выставку, а затем так же радостно с нее уезжают.

 

Есть мнение, что многие фирмы строят роскошные стенды только затем, чтобы напомнить о своем существовании. В то же время Microsoft, Compaq и ряд других очень известных компаний не принимали прямого участия в Комтеке-97 и, похоже, не жалеют об этом..

 

Екатерина Шуняева (заместитель директора “ДВМ Системы”):

 

Конечно, у Комтека много минусов, но уровень этой выставки вырос очень сильно. Так же, как и уровень отечественных фирм. Даже стенды многих российских компаний были ничем не хуже зарубежных. И зарубежные фирмы перестали относиться к нам как к простому передаточному звену: вот, мол, мы вам даем технику, а вы ее продавайте. То, что у нас появились свои brand name, у них вызвало шок. Ценность крупной выставки еще и в том, что в одном месте можно увидеть все, что тебя интересует. Не надо ездить по всей Москве, чтобы составить представление о нужной предметной области. Интерес к экспозициям огромный: за два дня с нашего стенда ушло 10 тысяч буклетов. Возможно, часть из них разобрали подростки. Ну и что? Ведь это наши дети. Кстати, на зарубежные выставки идут школами... Почему бы не сделать Комтек более массовым? Профессиональные шоу, на которых собирается очень узкий круг специалистов, у нас уже есть  -  МКФ, например.

 

В. И.

 

Участники выставки платят деньги затем, чтобы они вернулись назад.

 

Гамид Костоев (вице-президент по маркетингу и PR компании IBS):

 

Есть товары промышленного применения и есть бытовые товары. Разумеется, существуют области, где они пересекаются. На рынке товаров промышленного применения велика роль маркетинга через специализированные каналы доставки информации. Это в первую очередь выставки и профессиональная пресса. Поэтому выставки для специалистов нужны. А их эффективность в значительной степени зависит от того, как сами фирмы работают на стенде...

 

Крупной выставке как специализированному каналу доставки информации нет равных по единству времени и места. Я уже пятый год с разных сторон слышу слова типа “А вот не проще было бы взять сто тысяч долларов и на них организовать нечто такое, чтобы довести до сведения всех и каждого, что, например, фирма ABC замечательно вяжет сети?”. Ответ на этот вопрос такой: “Нет, не проще”. Но одно не исключает другого. Есть активный поиск и пассивный. И их ни в коем случае нельзя противопоставлять. У меня есть любимая метафора, что где-то там “во глубине сибирских руд” плавает набитое деньгами лохнесское чудище и только раз в году его голова показывается на поверхности. Не факт, что это чудище всплывет на Комтеке. Но вероятность этого события весьма велика, так как по охвату потенциальных клиентов Комтеку нет равных. И этот охват всегда избыточный. А какое из маркетинговых действий не избыточно? Только клиентская тусовка с приглашением заранее пристрелянных людей, которых вы точно вычислили. И если вам этого достаточно, то вам выставка действительно не нужна! Или если вы  -  фирма, “приближенная к трону”, тогда вам тоже больше ничего не надо. А для обычной рыночной компании участие в выставках совершенно необходимо. Можно говорить лишь о том, какая выставка кому нужна. Какая из них более эффективна. Но главное для PR-менеджеров заключается в том, как эти выставки сделать лучше и эффективнее. И уважаемый ведущий должен был бы направить беседу именно в эту сторону. Конечно, у каждого из участников компьютерного рынка свои интересы, но процентов на семьдесят эти интересы совпадают.

 

В. И.

 

Бытует мнение, что раньше Комтек был выставкой передовых технологий. А теперь он превратился в обычный компьютерный салон, где выставлены товары массового спроса. Так ли это?

 

Г. К.

 

Превратить Комтек в доступную всем выставку бытовой электроники не удастся. Ее организаторы четко сознают, что 70% дохода дают крупные западные фирмы, работающие на рынке промышленных товаров. И если выставка превратится в бытовую, то эти компании скажут организаторам “до свидания”. Поэтому Комтек продолжает оставаться прежде всего выставкой для корпоративных заказчиков.

 

В. И.

 

Но ведь были предложения организовать альтернативную выставку...

 

Г. К.

 

Опасно ставить вопросы ребром. А есть ли выбор? У нас очень ограниченный набор инструментов для проведения массовых мероприятий. Мы, например, не в силах перешагнуть монополизм “Экспоцентра”. Кто-нибудь смотрел график проводимых им выставок? Кто-нибудь видел там хотя бы маленькое окошко? То-то. Конечно хорошо, чтобы все женщины нас любили. Хорошо, чтобы все мужчины много зарабатывали. Хорошо, чтобы все выставки были идеальными. Но реальная жизнь сложнее... Что же касается Комтека, то, что ни говори, сейчас это самый раскрученный канал доставки информации. Пусть даже избыточной и не всегда чистый, но он ведет к нашим клиентам. Заказчики приходят и видят, что лошадка, на которую они поставили в прошлом году, еще бегает. На Комтеке клиент лишний раз убеждается, что с твоей фирмой все о’кей. Мне безумно интересно, как повлияло на имидж “АйТи”  -  компании, которая по итогам опроса “Дейтора” заняла первое место в номинации “Системная интеграция” (ранее это место занимали мы)  -  ее решение не участвовать в выставке Комтек-97?

 

Каролина Панферова (руководитель рекламного отдела “АйТи”):

 

Никак не повлияло. Наши клиенты совершенно спокойно восприняли этот факт, поскольку достаточно хорошо знают нас по нашим проектам.

 

P.S.

 

Приведенные выше высказывания не являются полной стенограммой встречи, но отражают взгляды

 

большинства ее участников.

 

Владимир Митин

 

Гамид Костоев, IBS

 

Где-то “во глубине сибирских руд” плавает набитое деньгами лохнесское чудище, и только раз в году его голова показывается на поверхности. Не факт, что чудище всплывет на Комтеке. Но вероятность этого события весьма велика.

Версия для печати