в конце номера

 

В последнее время, кажется, все бросились переписывать унылую науку экономику для Web-коммерции. Похоже, что число книг на эту тему растет быстрее, чем сама Сеть. Конечно, можно спросить: “Если Web такая замечательная штука, то почему вы пишете книгу, которая стоит $25, вместо того чтобы просто создать узел, посвященный своей прелестной теории?”. Оставляя этот вопрос в стороне, предлагаю несколько теорем об Internet.

 

1. Закон о журавле в небе.

 

Этот закон касается компаний, которые, позабыв о старых испытанных продуктах, соблазняются заманчивыми средствами для Web. Некоторые даже тратят огромные суммы на скупку других компаний только ради того, чтобы первыми выйти на рынок с продуктом, который еще никто не готов купить.

 

Пример такой политики  -  сервер объектно-ориентированных мультимедийных баз данных. Это прекрасная штука. Проблема только в том, чтобы найти покупателя.

 

2. Закон Хейга.

 

Жертвы этого закона испытывают непреодолимое стремление взять на себя руководство в ситуации, когда цель неясна, шансы на получение дохода минимальны, а система по сути своей хаотична. Теперешняя схватка за право контролировать доменные имена  -  классическая иллюстрация описанного положения. Деньги, которые может дать контроль над регистром имен доменов, совершенно незначительны по сравнению с затратами, необходимыми для решения юридических проблем типа “Coke.com против Coke.firm”.

 

3. Закон быстрого уменьшения отдачи.

 

В эту категорию попадают поставщики push-технологий и создатели механизмов поиска. В данном случае проблема действительно связана с особенностями природы Web.

 

Старые правила о выгодах компании, первой выпустившей некоторый продукт, существенно искажаются в мире, где конкуренты могут скопировать все атрибуты вашего продукта и на следующий день предложить аналогичное решение.

 

Технология принудительной доставки  -  это остроумная идея, заслуживающая разумного применения. Множество поставщиков говорят о преимуществах своих технологий, но при этом они неспособны придумать хотя бы парочку удачных приложений  -  и это очень плохо.

 

Поставщик может обойти этот закон, если успеет создать себе имя, пока покупатели акций не осознали, что полсотни фирм предлагают по сути одинаковые продукты и идеи. Эта лазейка не ускользнула от внимания компаний, действующих в Сети.

 

Есть еще много теорем, которые я мог бы предложить. Например, один из законов гласит, что электронная мусорная рекламная почта все равно остается мусорной, просто ее легче удалить. Закон об общении утверждает, что даже самая потрясающая комната для сетевого общения, заполненная пустой болтовней, будет просто скучной. Большинство этих законов сводится к положению: “Продуктам нужны покупатели”.

 

Тот факт, что продукт предлагается в Web, вовсе не гарантирует его успеха. Dell и Cisco продают много через Web не потому, что их продукты недоступны по другим каналам, а потому, что Web оказывается хорошим местом для торговли нужными и полезными вещами.

 

Эрик Ландквист

 

Присылайте свои комментарии по адресу: eric_lundquist@zd.com.

 

Подпись к рисунку 1.

 

Эрик Ландквист

 

Версия для печати