”Системы хранения и передачи данных” в Государственной Думе

 

РЕПОРТАЖ

 

Если будут выделены деньги, то к декабрю думская сеть вольется в Интернет

 

Наши читатели уже знают, что на этот год Государственная Дума запланировала провести в своих стенах шесть компьютерных выставок. Две из них состоялись в феврале и апреле (см. PC Week/RE, № 10/97, с. 16 и № /97, с. 12), а третья, под названием “Системы хранения и передачи данных”, прошла 24 - 26 июня. Для участия в ней было отобрано 12 наиболее перспективных в плане делового сотрудничества компаний, область деятельности которых подпадала под указанную тематику. В рамках традиционного семинара представители девяти фирм прочли довольно длинные доклады.

Стоимость хранения текстовых

 документов в библиотеке компакт-дисков

 в 50 раз ниже стоимости ксерокопий

 

Большинство лекторов, пожертвовав эмоциональностью и доходчивостью и забыв об ограниченных возможностях “среднего человеческого мозга”, почему-то стремились в отведенное для них время донести до слушателей максимум информации. Причем не в письменной, а в устной форме. Приятным исключением было выступление Юлии Грековой из компании Iomega, которая в занимательной форме рассказала многочисленным чиновникам и специалистам из самых различных ведомств о том, как хороши накопители ZIP и JAZ и почему именно они неизбежно должны прийти на смену морально устаревшим дисководам гибких дисков.

 

Но даже это выступление не подвигло слушателей на активную дискуссию, и аудитория, привыкшая, видимо, все вопросы решать в кулуарах, долгие часы хранила гробовое молчание. А выступавшие, “отстрелявшись”, долго не могли понять, то ли слушатели усвоили абсолютно все, то ли  -  решительно ничего.

 

Как правило, на любом семинаре для журналиста самое интересное  -  сессия вопросов и ответов. Но так как слушатели проявили пассивность, а круглый стол на тему “Системы хранения и передачи данных” программой семинара предусмотрен не был, после седьмого доклада я покинул уютный конференцзал и спустился к выставочным столикам, раскинувшимся, как всегда, в переходе из старого здания бывшего Госплана СССР в новое. И, как оказалось, весьма вовремя. Уже знакомый нашим читателям заместитель руководителя аппарата Государственной Думы Виктор Ёлчев (PC Week/RE, № 10/97, с. 16) и руководитель Управления информационно-технологического обеспечения Госдумы (УИТО) Олег Кушаков в сопровождении заместителя главного редактора газеты “Человек и компьютер” Натальи Черных начали обход экспозиций.

 

Дольше всего они задержались у стенда петербургской компании “Эврика”, где впервые в Москве демонстрировались небывало дешевый для своей производительности домашний компьютер “Эврика Media Stream Home” (на его системной плате установлены два процессора: Pentium MMX и медиапроцессор MPACT 3000, выполняющий 4 млрд. операций в секунду) и очень зрелищное оригинальное устройство хранения данных общей емкостью 340 Гб (библиотека из 500 компакт-дисков, автоматически загружающихся в 2 или 4 дисковода CD-ROM). Цена последнего составляет около 50 000 долл. Если учесть, что стандартный машинописный лист формата А4 содержит около 2 Кб текста, то, по подсчетам специалистов “Эврики”, стоимость хранения одной страницы в предлагаемом ими устройстве в 50 раз ниже стоимости ксерокопии.

 

После обхода всех выставочных столиков и беседы с их хозяевами г-н Кушаков ответил на ряд моих вопросов.

 

PC Week: Олег Константинович, если можно, несколько слов о компьютерной сети Думы и ее проблемах.

 

Олег Кушаков: Наша сеть включает в себя 1120 рабочих станций, обслуживающих как депутатов, так и аппарат Думы. Они объединены в 52 локальные сети. Проводимые здесь выставки необходимы нам для наполнения этих сетей новыми информационными технологиями, обеспечивающими законотворческую деятельность депутатов и поддерживающими документооборот в электронном машинописном бюро, отделе кадров, редакционно-издательском комплексе и т. д. Хочу отметить, что с момента создания сети прошло уже три года. Поэтому ее пора обновлять и модернизировать, чтобы она была пригодна для выполнения тех задач, которые стоят перед нами. Сейчас главная проблема  перевод на электронные носители библиотечных и архивных фондов и создание соответствующих хранилищ.

 

PC Week: Каков объем этих хранилищ сегодня?

 

О. К.: Сейчас емкость думских баз данных измеряется десятками гигабайт. Пока эта емкость нас вполне удовлетворяет. Вопрос не в объемах хранилищ. Вопрос в их заполнении. Мы много экспериментировали, и оказалось, что перевод в электронную форму страницы документа занимает примерно три минуты. Производители сканеров утверждают, что их аппаратура позволяет за минуту ввести сотни страниц текста. Но затем эти тексты надо обработать с помощью какой-либо OCR, проверить, проиндексировать... Сколько же понадобится времени, чтобы создать электронную библиотеку, подобную библиотеке Конгресса США? Ведь архив Верховного Совета СССР содержит сотни тысяч многостраничных законодательных документов разного качества, разного шрифта. Одним словом, мы пока к решению этой проблемы не подступались даже на уровне постановки задачи.

 

PC Week: Чьими силами будет производиться модернизация сети Думы?

 

О. К.: Генеральным подрядчиком при выполнении работ по информатизации Думы, по указу Президента РФ, является ФАПСИ. Мы же готовим исходные данные, основные положения и т. д. А потом вместе с ФАПСИ участвуем в выборе поставщиков... Кстати, с помощью проводимых в Думе выставок можно показать руководству, что не обязательно ориентироваться на Сompaq, HP или IBM. Ведь и наши производители могут делать неплохие машины.

 

PC Week: Не предполагаете провести тендер на переоснащение думской сети?

 

О. К.: Тендер должен проводить полноценный заказчик, который выделяет средства. А мы, как известно, “сидим на бюджете”. Кроме того, нормальная организация тендера требует забот и хлопот, на что у аппарата Думы просто нет сил. Так что если вопрос о тендере и встанет, придется привлекать какую-либо стороннюю структуру, которая могла бы взять на себя его организацию.

 

PC Week: Во что выльется модернизация сети?

 

О. К.: Мы подготовили предложения, которые согласовали со всеми структурами аппарата Госдумы и координационным советом по ее информатизации. Конечно, будут производиться и дополнительные закупки, но основная идея этой модернизации заключается в дооснащении и переоснащении той технической базы, которая уже есть. Имеется в виду замена процессоров, плат, увеличение оперативной памяти и емкости жестких дисков и т. д. Эту программу еще должен одобрить депутатский корпус (комитет по регламенту), затем она должна быть подписана руководителем аппарата, после чего будет представлена Председателю Госдумы.

 

PC Week: Как будет выглядеть рабочее место депутата после модернизации?

 

О. К.: Процессоры в депутатских ПК будут заменены на Pentium 133, емкость ОЗУ возрастет до 16 - 32 Мб, а объемы жестких дисков  -  до гигабайта.

 

PC Week: Смогут ли депутаты со своего рабочего места выходить в Internet?

 

О. К.: В нашей интрасети сейчас есть три внутренних Web-сервера. Что же касается выхода во “внешнюю” Internet, то практически с любой рабочей станции (после подачи специальной заявки) можно пользоваться услугами электронной почты. Полноценный же выход в Сеть пока возможен лишь с локальной рабочей станции, так как подключение всей компьютерной сети Государственной Думы (а это, как я уже говорил, 1120 рабочих станций) можно осуществить через соответствующее техническое решение, которое на сегодняшний день утверждено и принято, но требует дополнительного финансирования. Если деньги (а они уже заложены в бюджет) будут выделены, то к декабрю компьютерная сеть Думы (с учетом всех требований информационной безопасности) будет подключена к Internet в полном объеме.

 

PC Week: Планируется ли создание Web-узла, на котором будут “выложены” все постановления Думы и различные рабочие документы?

 

О. К.: Такой Web-узел уже есть. Он создан совместными усилиями аппарата Думы, мэрии Москвы и Фонда развития парламентаризма. Физически этот узел расположен на Web-сервере мэрии, а его наполнение осуществляется аналитическим управлением аппарата Госдумы.

 

Виктор Ёлчев (слева) и Олег Кушаков внимательно ознакомились с каждой из двенадцати экспозиций

PC Week: Где УИТО черпает большую часть данных о новых продуктах?

 

О. К.: Ну уж не в “паутине”, это точно. Да и дефицита в такого рода информации сейчас нет. Издается множество газет и журналов, проводятся различные выставки и семинары... Наши специалисты стажируются у зарубежных коллег...

 

PC Week: Что вы приобрели под влиянием двух предыдущих выставок?

 

О. К.: К сожалению, ничего. Выделяемых Думе денег пока хватает только на заработную плату. Но по результатам февральской выставки (она была посвящена анализу хозяйственной деятельности и бухучету) Управление делами Госдумы подготовило исходные данные на автоматизацию всех процессов, которые у них происходят. После апрельской выставки (“Домашний компьютер для депутата”) многие “слуги народа” долго и с большим интересом изучали демонстрационные версии различных текстовых процессоров, переводчиков и других офисных пакетов. Да дело и не в сиюминутной отдаче. Выставки, проводимые издательским центром “Человек и компьютер”, в отличие от массовых экспозиций, позволяют в камерном порядке познакомиться с различными техническими решениями не только сотрудникам Думы и ее аппарату, но и (судя по пропускам, которые мы выписываем) представителям ведущих министерств, а также сотрудникам Администрации Президента и аппарата Правительства РФ. Главное, чтобы семена новых информационных технологий попали на хорошую почву...

 

PC Week: Спасибо за беседу.

 

Следующая “думская выставка” запланирована на сентябрь. Она будет называться “Рабочее место депутата”. С ее организатором  -  издательским центром “Человек и компьютер”  -  можно связаться по телефону: (095) 275-2428.      

 

Владимир Митин

Версия для печати