САПР

 

Подводные камни на пути автоматизации

 

В наше время все больше промышленных предприятий и конструкторских бюро внедряют системы автоматизированного проектирования. В некоторых организациях этот процесс только начинается, в других установлены уже десятки и даже сотни автоматизированных рабочих мест. Но несмотря на все различия в подходах, можно с уверенностью утверждать следующее: рано или поздно каждому предприятию, вставшему на путь автоматизации, придется решать проблему организации инженерного документооборота.

Пакет инженерного документооборота RxEDM предназначен для малых организаций

 

Как известно, пакеты САПР работают с документами, представленными в электронном виде. Каждый чертеж обычно представляет собой отдельный файл; иногда к нему прилагаются еще несколько файлов  -  описания, извещения и т. п. Чертеж отдельной детали логически связан с чертежом сборочной единицы, при этом одна и та же деталь может входить сразу в несколько сборок. Над проектами работают, как правило, несколько конструкторов одновременно. Все это порождает следующие проблемы.

 

Проблема поиска.

 

Даже если все файлы чертежей и других документов находятся на одном компьютере, поиск нужного документа среди сотен других зачастую требует титанических усилий, которые тем не менее иногда оканчиваются неудачей. Проблема здесь заключается в том, что в файловой системе компьютера единственный осмысленный атрибут хранения  -  имя файла, а для успешной организации хранения, поиска и доступа к инженерным документам одного имени файла явно недостаточно.

 

Проблема выборок.

 

Перед конструктором ежедневно встает задача произвести выборку из существующего множества документов по определенным критериям. Например, необходимо получить список сборочных единиц проекта “Изделие № 7”, в который входит деталь ДТ.128.256.512. Критерии выборок при реальной работе бывают гораздо сложнее, так как могут включать в себя, например, практически любую комбинацию граф основной надписи.

 

Проблема копий и оригиналов.

 

Подробные объяснения тут, наверное, не требуются. Достаточно представить вполне обыденную ситуацию: некоторая деталь входит в несколько (или несколько десятков) сборок. При доработке файла чертежа остаются несколько (или несколько десятков) файлов старых версий, которые разбросаны по разным компьютерам и каталогам. При этом на одном из компьютеров уже может храниться более новая версия чертежа этой же детали, выполненная ранее другим конструктором. Как реально контролировать все это многообразие копий одного и того же документа?

 

Проблема иерархий.

 

Проекты должны состоять из документации, чертежей деталей и сборочных единиц. В свою очередь, сборочные единицы состоят из подсборок, подсборки  -  из деталей и т. д. Система хранения документации должна обеспечивать иерархическое построение структуры, так как при больших объемах базы данных работать в линейных списках практически невозможно.

 

Проблема прав доступа.

 

Вполне понятно, что не каждый работник должен иметь возможность редактировать, копировать и удалять любой документ, разработанный на предприятии. Кто-то должен иметь права на изменение определенных документов проекта, а кто-то  -  только на просмотр этих документов плюс права на коррекцию документов другого проекта. Другие специалисты вообще не должны иметь доступа к некоторым файлам с конфиденциальной информацией или внутрифирменными ноу-хау. Все это принято называть разграничением прав доступа. Без налаженной системы документооборота произвести такое разграничение прав на структурированном множестве технической документации весьма проблематично. В то же время без такого разграничения возможны несанкционированное копирование, удаление, исправление документов, т. е. действия, которые могут нанести серьезный урон предприятию (как финансовый, так и технологический). Крайне важной бывает возможность просмотреть историю жизненного цикла документа  -  когда был создан, когда и кем редактировался, просматривался, копировался и т. п.

 

Проблема версий.

 

Любой технический документ за время своего жизненного цикла просматривается и корректируется несколькими специалистами, проходит множество стадий разработки и утверждения. Поэтому вполне естественно желание фиксировать версии и даже подверсии документа по мере его создания и редактирования. При этом все множество версий и под-версий должно представляться как единый документ, обеспечивающий мгновенный доступ к любой версии.

 

Проблема архива.

 

Любое предприятие имеет архивную службу. Естественно, самый удобный тип архива  -  электронный. При этом он должен быть централизованным, надежным и быстродоступным. Помещение документов в архив и их получение из него должно в идеале занимать столько же времени, как и обращение к локальному жесткому диску  -  т. е. практически мгновенно. Сравните это с усилиями, которые нужно затратить для выборки пакета документов из архива, расположенного на дискетах (такая методика хранения, как ни странно, нередко встречается сейчас на российских предприятиях). А о степени надежности подобного хранения даже и говорить не приходится.

 

Проблема управления.

 

И наконец, система документооборота должна быть хорошо управляема. Это значит, что должны обеспечиваться широкие возможности по управлению способами хранения данных, их архивации, заданию маршрутов прохождения документов, заданию полей прикрепляемых к файлам форм и т. п. Хорошая система управления позволяет гибко приспосабливать имеющуюся систему документооборота к изменяющимся условиям предприятия, а также автоматизировать с ее помощью различные специфические операции (например, процесс прохождения извещения об изменениях).

 

Решить все перечисленные проблемы можно только путем установки дополнительного ПО, которое возьмет на себя функции управления потоком файлов и предоставит персоналу возможность быстро получать необходимые для работы документы, не отвлекаясь на копание в дебрях файловой системы компьютеров. Программное обеспечение, призванное автоматизировать широкий круг задач хранения и поиска документов, и называется системой управления документооборотом.

 

Правильное техническое решение -залог успеха

 

Слово “документооборот” стало весьма популярным в последнее время. Трудно найти фирму, торгующую ПО, у которой в прейскуранте под этой многообещающей рубрикой не присутствовала хотя бы пара строчек. Спектр предлагаемых технических решений также необычайно широк  -  от архаичных Clipper-подобных приложений до систем, базирующихся на технологиях “клиент-сервер” и Internet. Однако далеко не все предлагаемые решения отвечают потребностям современной эффективной организации инженерного документооборота. Можно с уверенностью сказать, что таких пакетов единицы.

 

Сразу оговоримся, что системы управления документооборотом можно разделить на два больших класса:

 

- простые системы нижнего уровня. Они, как правило, одноранговые, обладают ограниченными возможностями, но имеют невысокую стоимость. Приемлемы для организации функционально простого документооборота в небольших рабочих группах или организациях;

 

- развитые клиент-серверные системы. Они обладают высокой масштабируемостью и обеспечивают управление электронными документами на больших предприятиях. Состоят из серверного компонента и подключаемых к нему клиентских мест. На базе таких пакетов можно строить системы, управляющие очень большим количеством самых разнообразных по формату документов. Высокая масштабируемость клиент-серверных систем позволяет доводить число клиентских мест до нескольких сотен и даже тысяч, причем эти места могут находиться в офисах, расположенных в разных городах и даже на различных континентах.

 

Примером простой системы нижнего уровня является программный пакет RxEDM норвежской фирмы Rasterex International. Этот пакет в своем классе, пожалуй, наилучшим образом приспособлен для организации именно инженерного документооборота. Его сильными сторонами являются следующие возможности:

 

- гибкая настройка карточек документов;

 

- прикрепление к документу небольшого слайда для быстрого просмотра, что облегчает поиск и выбор;

 

- ассоциирование с определенными типами документов различных программ для редактирования, просмотра, печати;

 

- наличие в пакете программы RxHighlight для аннотирования документов самых различных форматов, позволяющей вносить различные пометки поверх чертежа, не изменяя самого исходного файла.

 

Недостатки RxEDM типичны практически для всех одноранговых систем:

 

- плохая масштабируемость. Скорость работы существенно падает при увеличении числа пользователей или документов. Это происходит из-за использования в качестве базы файлов формата DBF, что ведет к перегрузке сети;

 

- отсутствие централизованного хранения. Документы находятся на разных компьютерах и в разных каталогах. RxEDM содержит в своей базе лишь карточки и ссылки на файлы. Если документ перемещается или удаляется, карточка перестает быть работоспособной;

 

- отсутствие средств иерархической структуризации документов. Работать можно только с линейными списками;

 

- отсутствие развитых средств разграничения доступа и защиты документов;

 

- неинтуитивный интерфейс. Список документов располагается в отдельном окне, которое нужно закрывать для возврата в основную экранную форму (карточку).

 

Цена за одно рабочее место RxEDM ($600 за систему ведения базы RxIndex и $530 за программу просмотра и аннотирования документов RxHighlight), на наш взгляд, несколько завышена, так как соответствует ценам на более мощные системы документооборота. Тем не менее на основе RxEDM вполне реально объединить для работы над проектом небольшую группу или даже полностью автоматизировать организацию с числом рабочих мест, не превышающим 30 - 50.

 

Примером мощной клиент-серверной системы управления документооборотом, допускающей интеграцию с различными программными пакетами и обрабатывающей документы произвольных форматов, может служить пакет DOCS Open американской фирмы PC DOCS. На Западе этот пакет широко известен и занимает от 20 до 30% рынка систем документооборота, что весьма впечатляет. Что же обусловило такую популярность?

 

Пакет DOCS Open построен на базе современной архитектуры клиент-сервер. Это позволяет эффективно и надежно объединить в единую высокопроизводительную систему множество рабочих мест. В качестве базы данных могут быть использованы Microsoft SQL Server, Sybase SQL Server или Oracle. Пакет обладает отличной масштабируемостью. Это означает, что с ростом объемов обрабатываемой информации и при увеличении числа рабочих мест не возникнет проблем с перегрузкой сервера, так как система способна поддерживать множество серверов.

 

DOCS Open является многоплатформной системой. Поддерживаются все распространенные ОС, сетевые протоколы, многочисленные серверные платформы. Клиентские рабочие места могут функционировать под управлением Windows (3.x, 95, NT), DOS и даже на в среде Mac OS. Система DOCS Open полностью русифицирована, поддерживает полнотекстовый поиск и индексацию с использованием кириллических символов. При работе с системой пользователь как бы изолируется от понятий файлов и каталогов. Документы в DOCS Open представлены карточками с набором полей (название, автор и т. п.). Поля карточек могут настраиваться с учетом специфики документов и особенностей процессов документооборота предприятия.

Мощная клиент-серверная система управления документооборотом DOCS Open

 

DOCS Open поддерживает работу с версиями и подверсиями документов. Возможно хранение до 99 версий документа и до 26 подверсий каждой версии. При работе с DOCS Open такой документ выглядит как цельная единица, однако пользователь может выбрать, с какой именно версией или подверсией он будет сейчас работать, а также создать новые. Документы можно объединять в проекты (или папки), при этом нет ограничений на вложенность папок. Один и тот же документ может включаться в произвольное число проектов. Важно, что при этом он будет представлен в системе в единственном экземпляре. Одним щелчком мыши можно получить информацию о том, в какие именно проекты входит данный документ. Система обладает мощными поисковыми возможностями. Полнотекстовое индексирование позволяет искать документы по содержащимся в них словам или выражениям.

 

В DOCS Open встроены возможности интеграции с любыми программными пакетами. Подключенные к системе программы вызываются прямо из DOCS Open и работают с документами, содержащимися в базе данных сервера. При создании новых документов система предлагает занести их в базу данных сразу же после выхода из программы редактирования. Возможность просмотра документов различных форматов позволяет быстро ориентироваться в содержании документа и облегчает выбор. Список поддерживаемых форматов можно расширять в ходе эксплуатации системы.

 

Возможности пакета DOCS Open расширяются путем установки различных дополнительных модулей, разработанных третьими фирмами. Существует, например, модуль создания дополнительных связей (родственных, выходящих, входящих) между документами. Многие проблемы, возникающие при работе над проектом, можно решить с помощью модуля маршрутизации и контроля работ. Этот модуль позволяет определять последовательности, в соответствии с которыми участники проекта будут работать над документами, а также контролировать сроки и результаты выполнения работ. По мере необходимости можно приобрести и другие дополнительные модули. Таким образом, предприятие приобретает не жестко фиксированный по своим возможностям пакет, а гибкую, легко приспосабливаемую под различные нужды систему.

 

0ются также мобильные клиенты и мобильные рабочие группы. Персонал предприятия может работать с документами базы DOCS Open, будучи не связанным с основной системой, например, находясь в командировке у заказчика. Встроенная поддержка различных систем электронной почты и Internet позволяет пересылать документы, хранящиеся в DOCS Open, в любую точку земного шара.

 

Возможна интеграция DOCS Open с системами ввода бумажных документов, обеспечивающими сканирование, обработку, распознавание, векторизацию, аннотирование. В качестве аппаратных средств архивации поддерживаются многие накопители: магнитные, магнитооптические и оптические накопители, стримеры. использование встроенного оглавления отключенных носителей позволяет вести поиск документов по содержанию и атрибутам!

 

Пример карточки документа(чертежа системы КОМПАС 5)

DOCS Open обладает чрезвычайной легкостью администрирования. Даже для выполнения сложных настроек и расширений на конкретные задачи не требуется писать ни строчки кода  -  все возможности встроены в систему. И наконец, DOCS Open обладает невысокой для систем такого класса стоимостью: около $500 за лицензию на одно клиентское место и $2000 за лицензию для сервера.

 

Как работает DOCS Open

 

Новый документ вводится в систему из файла или создается с помощью одной из подключенных к DOCS Open программ. В любом случае пользователю предлагается заполнить карточку, которая будет использоваться для идентификации документа вместо имени файла. Карточки документов настраиваются так, чтобы в каждом конкретном случае содержать все необходимые для описания документа поля.

 

По всему множеству документов, занесенных в DOCS Open, можно выполнять поиск, задавая в качестве критериев значения полей карточки документа.

 

Документы можно организовать в проекты или иерархические структуры (папки), создавать версии и подверсии. Как видно из приведенных иллюстраций, DOCS Open обладает удобным интуитивным интерфейсом. Если дважды щелкнуть кнопкой мыши на выделенном документе, появится окно выбора версий, любую из которых можно загрузить в программу, ассоциированную с данным документом. Можно просмотреть содержимое документа, вызвав встроенную или внешнюю программу быстрого просмотра. Возможности настройки DOCS Open позволяют задавать способы отображения документов, обеспечивая более удобную работу с ними.

 

Таким образом, DOCS Open представляет собой интегрированную среду документооборота, позволяющую вести эффективную работу с базой данных, содержащей десятки и сотни тысяч разнообразных документов.

 

Особенности инженерного документооборота

 

Инженерный документооборот подразумевает работу с документами самых разнообразных форматов. На предприятии, как правило, используются несколько различных пакетов САПР, которые обмениваются между собой информацией через какой-нибудь промежуточный формат (например, DXF). Извещения и технологические документы могут создаваться в различных текстовых процессорах. Отсканированные чертежи хранятся в растровом виде, а при необходимости доработки переводятся в векторный формат. Существует также насущная необходимость регистрации и учета документов в бумажных архивах. Очевидно, что без централизованного управления документооборотом при увеличении числа рабочих мест проблемы будут нарастать как снежный ком.

 

DOCS Open эффективен при использовании документов различных форматов. Конструкторы и технологи работают с привычными для непосвященного в премудрости компьютерных технологий человека учетными записями (карточками) документов, не задумываясь, где эти документы физически находятся. Никаких блужданий по дебрям сетевых дисков и каталогов  -  функции поиска дают возможность быстро получить нужную для работы подборку документов. Поддержка версий и подверсий документов позволяет иметь множество вариантов технического документа. Поскольку при этом он представлен в системе как цельная единица, отпадает проблема “расползания” по предприятию различных версий одного и того же документа. Несомненно, одной из сильных сторон пакета является возможность вхождения одного и того же документа в различные проекты (папки), что позволяет компоновать проекты и комплекты документации без повторяющегося копирования одних и тех же файлов в различные каталоги. Так как DOCS Open осуществляет централизованное хранение документов на сервере, отпадает необходимость в физическом копировании файлов при передаче документации, к примеру, из конструкторского отдела в технологический.

 

Возможность обеспечивать доступ к системе удаленным пользователям и рабочим группам, а также возможность поддержки нескольких серверов позволяет объединить в единую систему ряд географически разнесенных филиалов или производственных подразделений предприятия.

 

Дополнительные интегрированные модули. Существует множество приложений, которые могут быть интегрированы в DOCS Open и использованы для решения различных задач. Приведем наиболее известные из них:

 

DOCSBrowser. Расширение для стандартизованного под интерфейс Windows 95 представления иерархий проектов и папок DOCS Open. Служит унифицированным окном для доступа к документам и стандартным функциям DOCS Open. Входит в комплект приложений TechnoDOCS.

 

DOCSLink. Расширение для связывания документов в сложные иерархии произвольной древовидной структуры. Позволяет устанавливать связи между документами трех типов: входящие, исходящие, горизонтальные. Представляет созданные связи в удобном графическом виде. Входит в комплект приложений TechnoDOCS.

 

Work Route. Подсистема маршрутизации, управления и контроля за исполнением работ. Позволяет определять маршруты прохождения работ, назначать исполнителей на каждом этапе, определять сроки и режимы выполнения этапов. Отслеживает состояние работы в целом и отдельных заданий в ходе их выполнения. Основное назначение  -  организация работ над проектами и формирование типовых маршрутов прохождения документов. Входит в комплект приложений TechnoDOCS.

 

DeltaImage. Система для перевода бумажных текстовых документов в электронный вид. С ее помощью можно вводить, просматривать, аннотировать образы многостраничных документов. Поддерживает любую внешнюю программу распознавания текстов и позволяет распознать отдельные страницы или весь документ и перевести его в один из стандартных форматов (Word, WordPerfect, AmiPro, WordPro). При аннотировании документов можно выделять тексты и создавать различные графические объекты. Для каждой пометки запоминается автор, ее выполнивший.

Результаты поиска по критерию "Чертежи КОМПАС 5, содержащие в названии слово<втулка>"

 

Модули векторизации. Позволяют переводить отсканированные чертежи из растрового представления в векторное, т. е. в формат, который можно загружать в пакеты САПР. Предназначены для перевода бумажных чертежей в полноценное электронное представление.

 

RxHighlight. Программа из пакета RxEDM, может быть приобретена отдельно. При подключении к DOCS Open позволяет делать различные пометки (аннотации) на чертеже без изменения файла самого чертежа, т. е. создает отдельный слой аннотаций, расположенный в отдельном файле. Предназначена для групповой работы над конструкторскими документами.

 

DOCS Unplugged. Программа поддержки работы с системой DOCS Open мобильных или удаленных пользователей, а также пользователей, не имеющих постоянной связи с центральной системой. Позволяет, например, взять в командировку пакет необходимых документов, отредактировать их и вернуть затем в центральный архив  -  при этом мобильные пользователи продолжают работать с системой DOCS Open, а не с набором файлов. В моменты соединения с сетью предприятия (например, по модему) DOCS Unplugged вносит все произведенные изменения в центральный архив.

 

Mobile Team. Программа предназначена для организации работы с DOCS Open мобильной или удаленной рабочей группы. Возможности совпадают с возможностями DOCS Unplugged, но предоставляются для всех членов рабочей группы (до 12 пользователей).

 

Вместо заключения

 

Установка системы DOCS Open на предприятии решает проблемы, связанные с созданием, редактированием, обработкой и перемещением документов. Все эти функции DOCS Open берет на себя и выполняет их в автоматическом режиме. Вас больше не будет волновать проблема увеличения количества документов, надежности их хранения и архивации. Мощные инструменты поиска сократят время, затрачиваемое сотрудниками на поиск ответов на стандартные вопросы типа “кто, когда и куда дел такой-то документ?”.

 

Очень важным фактором для предприятия-заказчика является квалифицированная поддержка поставщика при установке и внедрении систем управления документооборотом. На российском рынке работают несколько фирм, обеспечивающих такой сервис. Среди них  -  АО “АСКОН”, офисы которого расположены в

 

Интеграция DOCS Open с системой  КОМПАС позволяет создавать комплексы чертежей с сопутствующей текстовой документацией

С.-Петербурге и Москве, и московская компания “Весть”. АО “АСКОН” приступило к поставкам комплекса управления инженерным документооборотом предприятий DOCS Open+ TechnoDOCS в конце 1996 г. Одним из первых заказчиков стала крупная петербургская организация “Гранит”, которая заключила контракт на поэтапное внедрение новых технологий в своих подразделениях. Началу поставок предшествовала довольно длительная предварительная работа, связанная с подготовкой квалифицированного персонала, способного выполнять весь цикл услуг по предпроектному обследованию промышленных предприятий и конструкторских бюро, установке систем документооборота и запуску их в эксплуатацию. В ноябре 1996 г. фирмы “АСКОН” и “Весть” заключили партнерское соглашение о совместном продвижении систем инженерного документооборота на российском рынке, что позволило объединить усилия компаний и опыт, накопленный ими в области разработки и внедрения САПР.

 

В настоящее время компании поставляют недавно вышедшую версию 3.0 системы DOCS Open. Наиболее популярными конфигурациями являются MS Windows NT и СУБД MS SQL Server (или СУБД Oracle) на сервере и MS Windows 3.1х или MS Windows 95 на клиентском месте. Для поддержки особенностей инженерного документооборота и обеспечения требований ЕСКД в этой области система DOCS Open поставляется вместе с дополнительными модулями, разработанными компанией “Весть” и объединенными в комплекс TechnoDOCS. Следует отметить, что внедрение комплекса DOCS Open+TechnoDOCS на предприятии позволяет упростить процедуру получения сертификата соответствия стандартам серии ISO 9000.

 

Для разработки и выпуска чертежно-конструкторской документации в составе комплекса поставляется совместимая с DOCS Open графическая система КОМПАС 5 для Windows, разработанная АО “АСКОН”. За последние годы благодаря своим высоким функциональным возможностям, полной встроенной поддержке ЕСКД, большому количеству готовых стандартных библиотек, удобству в работе и простоте освоения КОМПАС стал одним из лидирующих на российском рынке САПР-продуктов, реально конкурирующим с известными зарубежными пакетами. Для быстрого и качественного перевода в электронный вид (в файлы формата КОМПАС 5) архивов бумажных чертежей предназначены программы КОМПАС-Vectory и КОМПАС-Spotlight, которые также совместимы с пакетом DOCS Open. В ближайших планах компаний  -  разработка модуля полной интеграции КОМПАС и DOCS Open, который обеспечит абсолютно “прозрачную” для пользователя работу с чертежами КОМПАС, находящимися в базе данных DOCS Open.

 

Дополнительную инфоpмaцию о системах инженерного документооборота и пакете программ КОМПAС можно получить в компaнии “AСКОН”: Москвa  -  телефон: (095) 973-0340, E-mail kompas@ascon.msk.su; С.-Петеpбуpг  -  телефон: (812) 252-5377, E-mail kompas@ascon.spb.su, Web-aдpес htpp://www.ascon.ru. С фирмой “Весть” можно связаться по телефону: (095) 115-9723.

 

Антон Синский

Версия для печати