Internet

 

Свободный дух бесплатного ПО затмевает коммерческие продукты

 

Кто выпускает самое популярное в Internet ПО Web-сервера? Если вы назовете корпорации Netscape Communications или Microsoft, то попадете пальцем в небо.

 

На самом деле это небольшая группа разбросанных по свету разработчиков Unix-программ, создавших и поддерживающих Apache  -  комплект бесплатного ПО, сумевший завоевать доверие тысяч коммерческих и некоммерческих организаций по всему миру.

 

Но бесплатность  -  не главное достоинство этой программы; ее сторонники утверждают, что прежде всего их привлекает широта функциональных возможностей и управляемость.

 

Любопытный факт: при организации узла Web, предназначенного для освещения матча между Deep Blue и Гарри Каспаровым, специалисты корпорации IBM предпочли продукту Domino своей дочерней фирмы Lotus Development комбинацию Apache с ее собственным работающим в среде OS/2 ПО Internet Connection Server.

 

А когда корпорации Digital Equipment потребовалось перебазировать свой основной Web-узел из Пало-Альто (шт. Калифорния) на Восточное побережье, выбор был сделан в пользу Apache, несмотря даже на то, что многие другие принадлежащие ей узлы используют серверное ПО производства Netscape и Microsoft.

 

“Это было вполне естественно,  -  считает координатор корпоративного Web-узла Digital в Мейнарде (шт. Массачусетс) Мик Шонхат,  -  ведь раньше мы использовали серверное ПО NCSA (Национальный центр по приложениям для суперкомпьютеров). Мне очень импонирует стабильность и производительность этой системы”.

 

Группа разработчиков Apache, известная под названием Apache Group, опубликовала недавно версию 1.2 этого продукта, дополненную поддержкой протокола HTTP 1.1 и новых интерфейсов прикладного программирования, усовершенствованной системой журналирования и средствами отладки CGI-сценариев.

 

Сервер не останется доступным одним только любителям ОС Unix. Разработчики планируют перенести Apache под Windows NT и дополнить версию 2.0, бета-тестирование которой намечено на этот год, поддержкой Java-интерфейсов прикладного программирования и графическим интерфейсом для конфигурирования.

 

История рождения и последующего развития Apache стала приятным исключением из типичной для современной программной отрасли схемы, основанной на кампании безудержной массированной рекламы, и своего рода возвратом к ранним дням Internet.

 

В отсутствие официального лидера все решения в Apache Group принимаются коллегиально; предложения подаются и голосование осуществляется по электронной почте. Примерно дюжина программистов, составляющих костяк команды, выполняют определенные координирующие функции, однако судьба продукта находится в руках тысяч пользователей, работающих с Apache изо дня в день.

 

Предложить усовершенствование или исправление ошибки может каждый. Члены базовой команды проводят тестирование, оценивают работоспособность и интегрируют предложенное дополнение в очередную бесплатную модернизированную версию, которая вместе с исходными текстами и всем, что полагается, публикуется затем на Web-узле Apache.org.

 

“Поскольку нам не нужно обосновывать свою деятельность с финансовой стороны, ничто не мешает нам делать свой сервер все лучше и лучше”,  -  излагает свою точку зрения член Apache Group Кен Коур, днем выполняющий ответственную работу в корпорации Process Software (Фреймингхем, шт. Массачусетс).

 

Группа имеет статус некоммерческой организации  -  разработчики не получают никакой компенсации за свой труд. Мысль превратить Apache в деньги не раз посещала его создателей, однако пока они предпочитают воздерживаться от коммерциализации по юридическим причинам.

 

Свобода от условностей бизнеса приносит немалые дивиденды. Согласно июньским результатам ежемесячного опроса более чем 1 млн. узлов Internet, на 44% из них используется ПО Apache. Только с большим отрывом следует за ним второй участник  -  Internet Information Server корпорации Microsoft, которому принадлежит доля в 16%, а третье место, с 12%, удерживает семейство серверов корпорации Netscape Communications.

 

Этот опрос, проводимый раз в месяц фирмой NetCraft (Бат, Англия), не охватывает серверы, работающие в intranet и отделенные от общедоступной сети брандмауэрами. Тем не менее список пользователей Apache впечатляет. В числе более чем 400 тыс. вошедших в него организаций оказались такие, как McDonald’s, UUNet Technologies, HotWired, Yahoo, JavaSoft, CBS и ФБР.

 

При выборе ПО для организации нового узла кандидатов подвергают суровым испытаниям, требующим демонстрации высокой производительности. Показав лучшие результаты, Apache удалось привлечь на свою сторону ряд прежних пользователей ПО Netscape. Так, специалисты узла Original.com, предоставляющего консультации и услуги по развертыванию Web-узлов, использовали Apache при организации Web-узла CBS, а также специального узла, созданного для освещения баскетбольного турнира Final Four, проводимого в нынешнем году национальной спортивной ассоциацией высших учебных заведений.

 

“Нам пришлось отказаться от сервера Netscape. Он не давал необходимой производительности,  -  объясняет президент Original.com Малколм Мид.  -  В некоторых отношениях этот продукт показывал себя очень неплохо, однако с ростом нагрузки все начинало разваливаться”.

 

Поставщики услуг доступа довольны не меньше поставщиков информационных материалов. “Apache ни разу за все время не завис”,  -  говорит Web-мастер фирмы UUNet (Ферфакс, шт. Виргиния), использующий Apache на некоторых из корпоративных Web-узлов.

 

А пользователи просто без ума от гибкости программы. Поскольку разработчики прилагают к каждой копии сервера исходные тексты, ничто не препятствует им выжимать из продукта максимум возможного.

 

Истоки нынешнего процветания Apache не окутаны тайной. Изначально группа его разработчиков сплотилась вокруг задачи изготовления “заплаток” к первой бесплатной программе Web-сервера, которая была создана специалистами NCSA. Появившаяся в результате версия httpd 1.3 продукта NCSA получила народное название “A PAtCHy server” (“заплатанный сервер”).

 

“Наша цель тогда ограничивалась исправлением некоторых ошибок в ПО NCSA,  -  вспоминает координатор Apache и главный технический директор фирмы Organic Online (Сан-Франциско, шт. Калифорния) Брайан Белендорф.  -  Мы просто нашли друг друга благодаря Internet”.

 

При всем феноменальном успехе Apache даже самые горячие его приверженцы признают, что эта система не для “чайников”. Сами пользователи уверяют, что человеку, не знакомому с Unix-программированием на профессиональном уровне, Apache не запустить.

 

А поскольку за этой программой не стоит центральный офис из стекла и бетона, для нее не существует и такой вещи, как круглосуточная техническая поддержка. Это, впрочем, не означает, что поддержки нет вообще. Обратиться за ней можно через узел Apache.org либо по электронной почте; кроме того, опубликованы десятки книг и существует множество групп новостей в глобальной сети, посвященных исключительно Apache.

 

Высокий дух программистского братства является одной из причин, побуждающих стольких разработчиков бесплатно тратить свое свободное время на расширение и усовершенствование Apache.

 

“Это в духе Internet прежних времен. Мы просто возвращаем часть того, что в свое время получили”,  -  считает Чак Мерко, один из основных разработчиков Apache по ночам и разработчик Web-ПО в корпорации Infonautics (Уэйн, шт. Пенсильвания) днем.

 

Майкл Мюллер

Версия для печати