24 июня в Москве прошел информационный день российского представительства фирмы SAP, посвященный методам развертывания системы R/3 и организации на ее основе хозяйственной деятельности предприятий, специализирующихся на авиаперевозках. Среди участников семинара были представители крупных авиапредприятий России и Украины, обсудившие вопросы, связанные с возможностями внедрения системы R/3, а также препятствия на пути проникновения R/3 на авиапредприятия СНГ.

 

Директор по маркетингу SAP СНГ Детлеф Леманн сообщил, что одна из установок R/3 действует в аэропорту Копенгагена, являющегося одним из самых загруженных в Европе (он принимает более 15 млн. пассажиров в год, обеспечивает 240000 взлетов и посадок, его обслуживают более 1200 сотрудников).

 

Г-н Леманн сказал, что путь к внедрению R/3 в этом аэропорту был достаточно традиционным. Из-за неспособности самостоятельно разработанных систем справиться с нарастающим потоком данных, рассогласованности информации, невозможности оперативного доступа к актуальным данным был начат поиск адекватного решения, и выбор пал на R/3. После непродолжительного анализа исходных данных система R/3, состоящая из модулей финансового учета, контроля, управления материалами и сбытом, была развернута за 8 месяцев. В результате инвестиции в R/3 окупились менее чем за 3 года.

 

Представители Lufthanza Systems*, дочернего предприятия корпорации Lufthanza (75% капитала) и компании EDS (25% капитала), рассказали о проекте на основе R/3 для туристических агентств. В нем предусмотрена автоматическая загрузка данных из систем бронирования билетов START/AMADEUS. Одна из основных проблем в данном случае  -  наличие большого числа сравнительно небольших агентств, иногда насчитывающих не более 4 - 5 служащих. Очевидно, что установка R/3 в каждом агентстве попросту невозможна. Поэтому в рамках этого проекта Lufthanza Systems разработала интерфейсный модуль CI (Communication Interface) для связи между системами бронирования авиабилетов и учетными модулями R/3. В небольших турагентствах располагаются терминалы, связанные с центральным сервером, на котором установлена R/3.

 

Lufthanza Systems занимается также внедрением системы R/3 на предприятии LufthanzaTechnik, занимающемся техническим обслуживанием самолетов. Процесс этот достаточно сложен и состоит порой из тысяч операций. Тем не менее требования клиентов таковы, что калькуляция затрат на выполнение любого подобного мероприятия должна быть рассчитана не более чем за три часа. До последнего времени в LufthanzaTechnik использовалась система собственной разработки, которая перестала справляться с объемом данных. Lufthanza Systems совместно со специалистами SAP разработала для LufthanzaTechnik специальные расширения для R/3, автоматизирующие учет складских запасов, операции поставки и сбыта, учета и анализа затрат и прибыльности.

 

Особо сложной является реализация систем для обслуживания филиалов Lufthanza. Эти системы должны в оперативном режиме загружать в финансовую учетную информацию данные о выручке от продажи авиабилетов во всех филиалах компании. Это означает, что система должна за одну секунду справляться с заказом 190 билетов и быть способной осуществлять прямой и обратный перерасчет выручки в 130 мировых валют (по числу стран, где расположены филиалы Lufthanza). Дополнительная сложность состоит в том, что систему учета выручки необходимо интегрировать с международной системой перерасчетов IATA, позволяющей использовать билеты, купленные в одной авиакомпании, для перелета рейсом другой авиакомпании. Следует добавить, что система должна находиться в рабочем состоянии круглосуточно. В этом проекте Lufthanza Systems отвечает за всю вертикаль оборудования  -  от компьютеров до ПО.

 

Судя по вопросам присутствующих, наибольшее впечатление на российских участников семинара произвела степень самостоятельности дочерних предприятий в принятии решений. Один из российских участников семинара не мог поверить, что решение о внедрении той или иной информационной системы и выборе соответствующего поставщика целиком находится в ведении руководства дочерней компании и может не согласовываться с высшим руководством всего концерна.

 

С московским представительством SAP AG можно связаться по телефону:

 

(095) 275-0454.       4

 

* Основными клиентами Lufthanza Systems являются предприятия группы Lufthanza, однако фирма предоставляет услуги и другим компаниям. В числе ее клиентов, например, Берлинский аэропорт и польская авиакомпания LOT. Вообще для работы фирмы с клиентами вне группы Lufthanza существует всего одно ограничение  -  деятельность не должна наносить ущерб конкурентоспособности предприятий этой группы. Услуги по внедрению системы R/3 фирма оказывает с 1995 г.

 

Владимир Митин