Взгляд изнутри
Иногда в процессе работы мы так увлекаемся мелочами, что забываем о главном. Это особенно характерно для intranet-сетей, где зачастую примитивные, но пожирающие уйму времени инструменты могут поглотить внимание до такой степени, что некогда и подумать о цели, ради которой все делается. А умение найти эту цель и сосредоточиться именно на ней - ключевой момент всей работы, - определяющий фактор успеха.
Подчас нелегко увидеть истинную цель intranet-проекта, даже очень важного, и она может отличаться от цели, представлявшейся разработчикам на старте проекта. Многие компании захламлены бесполезными, хотя и создававшимися с благими намерениями, Web-узлами, наполненными столь же бесполезными HTML-документами - узлами, привлекавшими поначалу сотни или даже тысячи посетителей, но заросшими паутиной после того, как пользователи удовлетворили начальное любопытство (или пропала необходимость в предоставляемой информации). Однако есть и много Web-узлов, состряпанных на скорую руку, но тем не менее очень живучих.
Эта проблема стара как мир. Наряду с электронными таблицами и старыми добрыми БД типа dBASE, превратившимися в жизненно важные системы, полно бесполезных и неиспользуемых приложений на мэйнфреймах и БД Notes.
Уяснить цель intranet-проекта, движущую его разработку и определяющую вкладываемые в него ресурсы, не так легко, как кажется. Дело в том, что все intranet-проекты - да и, вообще говоря, все ИС-проекты - в конечном счете решают задачу снижения: снижения стоимости, снижения временных затрат, снижения противоречий между подразделениями, использующими несовместимые приложения. Короче говоря, цель - уменьшить сопротивление. Назовем это смазкой шестеренок.
Сети intranet блестяще подходят для этого дела. Их установка и функционирование относительно недороги, они позволяют быстро решать возникающие проблемы и способны естественным образом связывать воедино системы, никак иначе не совместимые. Однако, как и в любом другом деле, разработка intranet ради intranet может все застопорить.
Признаком проекта, бьющего мимо цели, является неправильный способ измерения степени его успешности. Например, подсчет числа обращений может завести совершенно не туда, куда нужно. К узлу могут обращаться всего шесть раз в неделю, но если каждое из обращений заменяет час телефонного разговора, то этот узел полезен. А большое число обращений может просто свидетельствовать о массе разочарованных пользователей, которые не смогли найти то, что искали.
Другая проблема - смазка не той шестеренки или решение не той задачи. В конце концов, кому именно требуется более эффективное взаимодействие с отделом маркетинга? Приложение может облегчать работу, но вовсе не способствовать бизнесу компании. Узел справочного стола с тщательно проработанными формами может упростить жизнь, но он бесполезен, если у ноутбука сели батарейки, к тому же простой телефонный звонок делается значительно быстрее.
Кроме того, надо иметь четкое представление о том, какую шестеренку вы в действительности смазываете. Электронные формы для ввода заявлений на отгулы сотрудников почти всегда оказываются менее удобными, чем их бумажные аналоги, несмотря на рекламную шумиху, устраиваемую поставщиками электронных форм.
Здесь смазываемая шестеренка - это время, затрачиваемое на канцелярскую работу по переписыванию форм. В этом случае требуется подход, скорее связанный с социальным проектированием, другими словами, необходимо исключить бумажные формы.
Во многих компаниях intranet используется уже так долго, что стала настоящей обузой. Вы запросто гробите кучу времени на обновление массы документов, на ухищрения с приложениями, на модернизацию ПО и латание дыр в системе защиты. Проблема еще более усугубляется убогими средствами управления документами и приложениями, слишком короткими циклами разработок и полным ошибок ПО.
Однако, коль скоро intranet-сети должны оправдывать затраченные на их создание время и энергию, пора критически отнестись к действующим и будущим проектам. В противном случае цель не будет достигнута.
Имонн Салливан
А как сегодня расставляете приоритеты вы? Дайте мне знать по адресу: esullivan@zd.com.
Многие компании захламлены бесполезными, хотя и создававшимися с благими намерениями, Web-узлами