С 16 по 18 сентября в Москве, в здании Финансовой академии на Ленинградском проспекте проходит Третий международный форум разработчиков интегрированных банковских систем “Комплексные решения по технологическому перевооружению коммерческих банков”. Накануне заместитель главного редактора еженедельника PC Week/RE Елена Монахова встретилась с членом оргкомитета форума, заместителем директора экспертно-консультационной компании СПЛАН Константином Маркеловым, чтобы попытаться выяснить, чем сегодня озабочены банковские разработчики и что могут ожидать от них банкиры. Приводим выдержки из их беседы.
PC Week: В 1995 и 1996 г. форумы разработчиков проходили в мае - июне. Третий форум проходит в сентябре. Перенос сроков случаен или чем-либо обусловлен?
Константин Маркелов: Проведение третьего форума разработчиков АБС совпало с подготовкой перехода коммерческих банков с 1 января 1998 г. на новые правила бухгалтерского учета. Главная тема форума так и называется - “Реформа бухгалтерского учета в банковской системе: на пути к международным стандартам. Новые правила учета: методы и проблемы перехода”. Почти весь первый день по этой теме будут выступать высокие должностные лица Центрального банка (заместители председателя, главного бухгалтера), а второй день - фирмы-спонсоры. Третий день будет посвящен секционным заседаниям: оптовый и розничный бизнес банков, консалтинг в сфере банковских информационных технологий. Программа форума очень насыщенна - тематические заседания будут проходить одновременно в трех залах. Организована также выставка программно-аппаратных решений для банков России и стран СНГ.
Кстати сказать, весь текущий год для банков вообще и для банковской автоматизации в частности проходит под знаменем перехода на новые правила бухгалтерского учета. Предсказанный мною в одном из экономических изданий еще в феврале “качественный подъем на рынке банковских программных технологий” - в самом разгаре. Проводимый АРБ форум разработчиков уже получил название “Ле Бурже банковской автоматизации”.
PC Week: Что вы подразумеваете под словами “качественный подъем рынка”?
К. М.: Главная особенность подъема - небывалая с 1994 г. активность горизонтального рынка. Вторая особенность обусловлена первой: значительное увеличение общей финансовой емкости рынка банковской автоматизации. В самом деле - в этом году всем российским банкам необходима замена либо модернизация АБС. Стандартным для большинства банков дописыванием “примочек”, “нашлепок” и “конверторов” уже не обойтись - изменения в правилах учета затрагивают ядро каждой системы автоматизации, будь то тиражируемая, собственная или заказная разработка.
Как никогда раньше, резко сокращается сегмент собственных и индивидуально-заказных разработок, что приводит к большему притоку денег на открытый рынок АБС. Сегодня именно тиражируемые промышленные решения являются конкурентоспособными на мировом уровне и именно они становятся технологическим локомотивом для российских банков. Возможна переориентация собственных разработок в совместную разработку по типу проекта IB System Object, реализуемого сегодня новосибирским ЦФТ.
PC Week: То есть, чтобы перейти на новые правила, банки кроме средств для внутренней перестройки учетных технологий (которая сама по себе непроста) должны вложить дополнительные финансовые средства в модернизацию АБС “под новый план счетов”?
К. М.: Вообще говоря, да. Но есть и счастливые (для банков) исключения. В каждом договоре-контракте на поставку АБС должна присутствовать фраза об “отслеживании нормативных изменений в рамках сопровождения”. Изменение плана счетов в банках и переход на новые правила учета как раз и есть эти самые “нормативные изменения”. Поэтому банкам, вполне естественно, хотелось бы получить версии “под новый план счетов” именно в рамках сопровождения. Средства на сопровождение АБС, как правило, заранее резервируются в годовом бюджете банка, учитываются в себестоимости и не должны быть слишком обременительными. Если же от банков требуют закупать новые версии АБС, а старые хоть и сопровождаются, но не поддерживают новый план счетов, - тогда и ситуация намного сложнее, и необходимы большие финансовые вложения. Именно сейчас действует поговорка “скупой платит дважды” - попытка сэкономить на сопровождении оборачивается серьезными затратами при коренном изменении учетных правил.
Сколько же должно стоить сопровождение? Вполне приемлемой, с точки зрения мировой и российской практики, является плата за сопровождение в диапазоне от 15% стоимости программной лицензии в год для дорогих по цене систем и до 30%
- для систем среднего класса. Также очень важно, чтобы, имея технологические продукты разного уровня, фирма при заключении контракта проводила зачет стоимости ранее купленных лицензий на более сложные решения. Это позволит банкам полностью сохранить инвестиции, сделанные в программные технологии.
Кто сегодня оказывается в самом тяжелом положении, так это банки, имеющие много филиалов. Раньше, внедряя АБС, они могли заключать договора на сопровождение только для головного офиса и для нескольких крупных филиалов, так как в большинстве филиалов технология однотипна и может поддерживаться из головного офиса, а не фирмой-разработчиком. Сегодня стоимость замены АБС во всех филиалах оказывается для таких банков непомерно высокой. Видимо, для каждой конкретной пары технологических партнеров “банк - разработчик” вопрос стоимости перехода на новые учетные технологии будет и должен решаться индивидуально.
Весьма солидные деньги за внедрение программных технологий в связи с переходом на новые правила учета придется заплатить тем банкам, которые по каким-либо причинам меняют фирму-разработчика или технологического партнера в области автоматизации; тем, кто вынужденно или “добровольно” уходит от собственной или заказной разработки АБС (впрочем, модернизация старой разработки может оказаться еще дороже); тем банкам, которые реализуют долгосрочные Проекты технологического перевооружения. Они просто не успеют закончить базовую часть своих Проектов к 01.01.1998 и поэтому будут вынуждены переходить на новый план счетов на такой системе, которую заведомо заменят в соответствии с итогами осуществления своего проекта.
Кому пойдут эти деньги? Не всегда тому разработчику, кто создал “самую лучшую АБС”, а чаще тому, который сумеет свой продукт быстрее внедрить.
PC Week: Возможны ли удачные совпадения, когда фирма, создавшая “лучшую АБС”, способна ее “быстро внедрить”?
К. М.: В идеале да. Идеал - это когда и фирма выбрана подходящая и под внедрением понимается не запуск в эксплуатацию полномасштабной системы банковской автоматизации со всеми модулями окружения и подсистемами, а использование базового мультивалютного модуля с основными учетными функциями.
Секрет успеха фирмы-разработчика состоит в умелом комбинировании принципов тиражного продукта и индивидуального заказа. Поэтому необходимо уделять больше внимания потребностям и запросам каждого банка-клиента, пусть даже их (банков) будет и не так много. Что же можно посоветовать фирмам-“многотиражникам” - сегодняшним лидерам рынка АБС в условиях резкой активизации этого рынка? Совет прост: развивать многоуровневые по внедрению программные технологии. Другими словами, каждой фирме необходимы разноплановые банковские программные продукты.
По моему мнению, для этого необходимы три вещи.
1. Наличие такой версии АБС с полной реализацией базовых функций, которую легко мог бы внедрить сам банк. Эта упрощенная по внедрению версия может иметь ограничения по числу рабочих станций и/или объему документооборота и/или времени использования программы. Она должна как минимум поддерживать новый план счетов и стоить чисто символические деньги: от трех - пяти тысяч долларов для “Novell-АБС” до десяти - пятнадцати тысяч для “Unix-АБС” (без учета СУБД). Это позволит на этапе нестабильности рынка привлечь и удержать большее число банков-пользователей.
2. Отработанная и хорошо документированная технология внедрения полнофункциональной промышленной версии АБС в банке любого масштаба, структуры и специализации. Это даст основные финансовые ресурсы, необходимые для перспективного развития АБС и позволит впоследствии перевести на полное сопровождение банки, прошедшие упрощенное внедрение.
3. Умение быстро и качественно создавать отчуждаемые программные модули - клоны базовой версии, выполненные по заказу технологически “продвинутых” банков-пользователей. Эти работы могут иметь стратегический характер с точки зрения функционального развития АБС, поэтому в инвестициях в подобные разработки необходимо обязательное участие и самой фирмы, а не только банков.
Фирма ФОРС (кстати, участник программы всех трех форумов) еще год назад назвала подобный подход “технологической магистралью банковской автоматизации”. R-Style Software Lab также уже сейчас перестраивает политику продаж программных продуктов, ориентируясь на долговременное сотрудничество.
PC Week: Если большие финансовые потоки идут сегодня не столько в сторону лучших АБС, сколько в сторону быстрого внедрения, - означает ли это, что понятие “лидерство на рынке АБС” является относительным и впереди нас ожидает новый передел рынка?
К. М.: Конечно, и в этом отношении начавшийся сезон 1997 - 1998 гг. обещает стать самым интересным на рынке банковской автоматизации. В достаточно обозримом и частично прогнозируемом будущем рынок АБС еще изменится как минимум, дважды: в конце этого года и в следующем. Высока вероятность того, что 1997 год станет годом абсолютного максимума финансовых оборотов у абсолютного большинства российских разработчиков.
Российским фирмам необходимо умно распорядиться приходящими к ним крупными финансовыми средствами. Они уже сейчас должны уметь работать на “падающем рынке”. В итоге к концу 1998 г. победит тот, кто сегодня “ставит на повышение” и при этом знает, как он будет работать при снижении финансовой доходности рынка АБС. Большую роль в этом деле могут сыграть специальные организационно-финансовые программы в поддержку реформы бухгалтерского учета банковской системы. К примеру, о подобной во многом сенсационной программе было объявлено 4 сентября компанией “Диасофт” на пресс-конференции, а банки об этой программе услышат впервые на нашем форуме.
К 1 сентября число заявок на участие в форуме достигло 200. Судя по опыту прошлых лет, общее число участников, представляющих банки, достигнет 400. Итак, профессионалы банковской автоматизации в третий раз встречаются на форуме.
Константин Маркелов
К Константину Маркелову можно обратиться по телефону: (095) 183-5747.
Весь текущий год для банков вообще и для банковской автоматизации в частности проходит под знаменем перехода на новые правила бухгалтерского учета