Нужны в футболе не только ноги,

 

Нужна в футболе, между прочим, голова!

 

Песня из фильма “Запасной игрок”

 

Недавняя победа компьютера над чемпионом мира по шахматам нередко сопровождалась комментариями типа “наконец-то компьютер научился думать”. При этом подразумевалось, что по физическим возможностям “железка” уже давно превосходит человека. Но, как ни парадоксально, в видах спорта, где требуется проявить физические качества, техника от человека безнадежно отстает. Да, кран поднимает десятки тонн груза, а автомобиль развивает скорость 300 км/ч, но делают они это не по спортивным правилам! Например, в беге для победы над хорошим спринтером надо сделать шагающего робота с кинематикой человека и научить его бегать. Устройства на колесах не в счет. Подобная задача на порядки сложнее шахмат! А когда дело касается командных игр (футбол  -  вот где надо говорить о торжестве человеческого разума, грубым перебором вариантов здесь ничего не добьешься), то компьютеры выглядят совсем беспомощными.

 

Тем не менее работы в этом направлении ведутся. Футбол представляет собой прекрасную модель для создания программ координации действий коллектива автономных роботов и управления их поведением в условиях конкурентной борьбы. Здесь требуется в реальном масштабе времени обрабатывать и анализировать информацию о ситуации на поле, распознавать образы, поступающие с видеокамер, принимать тактические и стратегические решения, управлять движением игроков и пытаться решить много других задач, актуальных для самых различных научных направлений.

 

Южнокорейский научно-исследовательский технологический институт KAIST с 1996 г. организует чемпионаты мира по футболу среди роботов. Пока турниры разыгрываются в одной “весовой категории”  -  каждый робот должен иметь габариты не более 7,5х7,5х7,5 см. Команда, состоящая из трех игроков (одного из них можно ставить на место вратаря), управляется удаленным компьютером, обмен информацией с которым происходит с помощью инфракрасных передатчиков. Футбольное поле имеет размеры 130х90 см и огорожено бортиком высотой 5 см. Ширина ворот составляет 35 см. Регламент матча  -  два тайма по пять минут с 10-минутным перерывом. Правила игры полностью аналогичны правилам ФИФА  -  штрафные, пенальти, офсайды и т. д.

 

В качестве бортового оборудования роботов используются процессоры типа i386/25 МГц, ОЗУ до 256 Кб. Вместо ног у “футболистов” по два колесика, максимальная скорость передвижения  -  70 см/с. Роботы оборудованы различными инфракрасными и ультразвуковыми датчиками для сканирования игрового поля.

 

Осенью 1996 г. в Южной Корее был проведен первый официальный чемпионат мира по футболу среди роботов. Американская команда из исследовательской лаборатории Newton в финале разгромила корейскую Soty из KAIST со счетом 20:0. Летом этого года в очередном чемпионате (их решено проводить ежегодно) приняли участие 22 команды из девяти стран. Победила все та же американская команда, обыграв в финале корейскую OverDrive из KAIST с результатом 4:1.

 

Турнир вызвал невероятный интерес. Была организована Международная федерация футбола роботов ФИРА (Federation of International Robot-soccer Association), в которую входят 95 команд из 23 стран. Среди них Польша, Индия, Болгария, но нет, к сожалению, России (может быть, этим объясняется плохая игра нашей футбольной сборной и победы болгар?).

 

ФИРА собирается расширить перечень турниров. Уже тренируются команды двуногих роботов (рост до 40 см), “юношеские” команды (маленькие роботы с габаритами до 3,5х3,5х3,5 см). Также планируется проводить турниры между роботами большого размера, которые, возможно, будут играть на настоящем футбольном поле.

 

Вступить в ФИРА может любой желающий, способный содержать свою команду роботов.

 

Сергей Бобровский

 

Более подробная информация находится на Web-узле www. mirosot.org.

 

К Сергею Бобровскому можно обратиться по адресу: softart@postman.ru.

Версия для печати