глядя ВПЕРЕД
Принято считать, что Web-узлы и узлы корпоративных сетей intranet - это далеко не одно и то же. Конечно, в обоих случаях применяются одни и те же базовые технологии, но если Web-узлы предназначены главным образом для того, чтобы привлекать посетителей, то узлы сетей intranet представляют собой бизнес-приложения и призваны удовлетворять потребности делового характера. Стоит вам только создать такой узел, и посетители - сотрудники - сразу же придут туда за деловой информацией. Однако, позаведовав таким узлом несколько месяцев, мы должны сказать, что здесь народная молва ошибается.
Насколько мы можем судить, наш узел - произведение, вполне типичное для корпоративных intranet-сетей. Он содержит важную для сотрудников информацию и, по мнению тех посетителей, с кем мы общались, привлекательно оформлен и прост в использовании. Мы полагали, что он будет привлекать толпы народа.
Симпатичная бесплатная утилита компании Marketwave - Hit List Standard Edition - рассеяла наши иллюзии. Мы быстро обнаружили, что наш узел посетило гораздо меньше людей, чем мы предполагали, что многие страницы вообще никого не заинтересовали и что узел был в целом менее популярен, чем мы думали.
Таким образом, мы вполне разобрались со своими ожиданиями, но, увы, не с узлом. Однако когда мы вопреки сложившимся стереотипам начали делать наш узел более похожим на узел Web, его популярность слегка увеличилась. Мы и сейчас продолжаем учиться, но несколько уроков нами уже усвоено.
Даже если вы создадите узел, к вам все равно могут не прийти. Если только на вашем intranet-узле нет журнала, в котором каждый сотрудник должен отмечать время своего прихода и ухода, чтобы исправно получать зарплату, вы не можете быть полностью уверены в том, что служащие будут посещать этот узел. Но часто посещение нового узла само по себе воспринимается как полезное занятие. И неважно, насколько привлекательно на вид содержимое узла, главное, чтобы после такого визита у человека не оставалось чувства, что он зря потратил время. Иначе он больше никогда туда не заглянет.
Расскажите людям о существовании вашего узла. Рассылка сообщений о появлении узла - это необходимое начало, но все же это только начало. Упоминайте о своем узле в информационных листках компании, помещайте сообщения о нем на доске объявлений, говорите о нем на собраниях и вообще делайте все что только возможно для максимально широкого распространения информации о нем. И не думайте, что достаточно сделать все это один раз, - повторяйте сообщения снова и снова.
Расскажите людям, что они могут найти на вашем узле. Всегда рекламируйте с помощью электронной почты все новое и полезное, что появляется на вашем узле. По нашим наблюдениям, существует четкая зависимость между рассылкой по электронной почте сообщений о появлении на узле всякого рода новшеств и числом посетителей.
Следите за тем, как используется ваш узел. Для того чтобы быть уверенными в том, что ваши вложения дают какую-то отдачу, вы должны следить за использованием вашего узла. Существует много сервисных программ, которые позволят получать статистику пользования узлом, они же помогут определить, в какие области стоит направлять свои усилия, а какие следует оставить в покое.
Постарайтесь объективно оценить, как будет использоваться ваш узел. Очень немногие узлы должны посещаться ежедневно всеми служащими. Существует много и таких, как наш, больше напоминающих энциклопедии, - содержащих справочные материалы, о которых вспоминают лишь тогда, когда они понадобятся, а это бывает не слишком часто.
Периодически переоценивайте свое творение. Любая деятельность в области бизнеса требует периодической переоценки, и узлы intranet также не являются исключением. Вы всегда должны спрашивать себя, отвечает ли ваш узел реальным потребностям, оправдывает ли он те средства, которые на него затрачиваются, и т. д.
Короче говоря, все правила, о которых здесь шла речь, совершенно идентичны правилам создания и обслуживания Web-узлов. И неважно, что по этому поводу говорит народная молва, - вы вполне успешно можете применять свой опыт создания Web-узлов для проектирования узлов intranet.
Марк Л. Ван Нейм, Билл Кэтчингс
С Марком Ван Неймом и
Биллом Кэтчингсом можно связаться через Internet по адресам: mark_van_name@zd.com и bill_catchings@zd.com.