Теперь мы ознакомимся с наиболее оригинальными характеристиками продуктов тех компаний, что были упомянуты в первой части этого обзора. Как уже говорилось, данный обзор субъективен и не ставит перед собой задачу сравнивать между собой продукты разных производителей. Его цель  -  ознакомить читателя с технологиями, на базе которых созданы российские продукты, чтобы выявить их наиболее значимые качества, способные стать основой для построения идеальной модели системы автоматизации.

 

Фирма  “АйТи”

 

“БОСС-Компания” создана с помощью средства разработки приложений “БОСС-Администратор” (тиражируемый продукт, написанный сотрудниками “АйТи” на Borland C++ с использованием собственной библиотеки классов, основанной на Scalable SQL Developer’s Kit v3.01). “БОСС-Компания” позволяет работать с макрообъектами (допускающими возможность наследования), которые доступны для разработчиков на Си++. В нем имеется визуальная среда программирования и язык четвертого поколения (функционально-процедурное расширение SQL). Встроенные инструментальные средства позволяют формировать и изменять содержимое и внешний вид окон просмотра и поиска информации, структуру меню, форму отчетов, тексты процедур. С их помощью можно осуществлять любые операции над таблицами базы данных, отслеживать их логическую целостность, стыковать несколько баз, создавать триггеры, задавать правила проверки отдельных полей и т. д.

 

“БОСС-Корпорация”, разработанная с помощью инструментария Oracle, поставляется по желанию заказчика в исходных текстах как на уровне Developer/2000, так и на более высоком уровне формального представления продукта (для крупных корпораций). При этом в поставку входят созданные в CASE-системе Designer/2000 функциональные модели, описывающие деятельность предприятия.

 

Перспективы развития: функциональное расширение системы на базе новых версий Oracle, добавление новых модулей.

 

Корпорация  “Парус

 

Эта компания по независящим от PC Week/RE причинам не попала в первую группу обзорной таблицы. Корпорация “Парус” выпускает большое семейство продуктов под общим названием “Парус”, которые разрабатываются как специализированные решения для конкретных областей  -  торговли, производства, строительства, СМИ и др. Эти продукты полностью автоматизируют весь учет той или иной области деятельности. Полный типовой комплект “Парус” на несколько рабочих мест стоит около $5000.

 

“Парус” написан на Borland С++, реализован в клиент-серверной архитектуре, в качестве СУБД используется Btrieve. Структура базы данных открыта, допускает импорт данных.

 

В корпорации “Парус” создана специальная служба контроля и управления качеством предлагаемых технологий на всех этапах работы с клиентом. Контролируется и качество создаваемого ПО: в соответствии с российскими и международными стандартами проводится отработка новых технологий в специальных мастер-группах. Клиентам оказывается поддержка по всему перечню предлагаемых услуг в каждом из 29 региональных представительств компании.

 

Примеры внедрения: Минздрав РФ,  Генеральная прокуратура РФ, “Партия”, радиостанция “Европа+”. Корпорация “Парус”  -  100 рабочих мест и два удаленных офиса по 20 мест. За год работы размер базы данных увеличивается на 300 - 500 Мб.

 

Перспективы развития: завершение опытной эксплуатации на ряде крупных предприятий новой системы “Парус 97” (написана на Delphi) и дополнение ее новыми модулями. Эта система характеризуется тесной интеграцией с офисным ПО на базе протоколов DDE и OLE. В качестве СУБД используется Oracle. “Парус 97”  -  система масштаба предприятия,  которая автоматизирует все процессы учета и управления в организации.

 

Фирма  “Никос-Софт”

 

В рамках системы NS2000 обеспечивается управление ресурсами всех компаний, входящих в корпорацию, холдинг или финансово-промышленную группу. Администратор системы может прописать маршруты движения для различных типов документов, а система способна в фоновом режиме “ожидать” сеанса связи, чтобы передать информацию из локальной сети. Связь между территориально разнесенными подразделениями осуществляется как в онлайновом режиме, так и в асинхронном онлайновом режиме. Пользователи в каждой сети работают со своей базой, содержащей необходимую часть информации, при этом репликация данных осуществляется автоматически.

 

NS2000 способна работать с неограниченным числом баз данных (каждая из них может иметь объем до 200 Гб). В случае потери данных в базе территориально удаленного компонента системы NS2000 их можно восстановить средствами самой NS2000. Записи в базе данных физически не удаляются, а помечаются как удаленные и помещаются в архив.

 

В системе реализован механизм моментального контроля за формированием результатов финансовых операций. Благодаря этому пользователь может проследить путь всех хозяйственных операций, повлиявших на формирование результата, и определить ответственных исполнителей каждого действия.

 

Разграничение доступа пользователей организовано в NS2000 на системном уровне: в рамках доступа к функциям (модули, процедуры, функции, отчеты, справочники, операции) и доступа к данным (фирмы, счета, документы).

 

При совершенствовании NS2000 и разработке новых модулей в “Никос-Софт” используется собственная технология разработки ПО. С помощью ERwin и BPwin созданы информационная и функциональная модели самой NS2000, причем одни наборы моделей предназначены для пользователей, другие для программистов. В “Никос-Софт” организованы специальные курсы по обучению программистов заказчика работе с NS2000.

 

Перспективы развития: создание отраслевых версий для конкретных областей промышленности. Интеграция NS2000 с СУБД DB2 и Oracle, перенос системы на бизнес-платформу IBM AS/400. Со временем организовывать запросы к NS2000 и вводить в нее данные можно будет через Сеть.

 

Фирма  “Новый  Атлант”

 

Первые версии системы “Галактика” конца 80-х годов представляли собой автоматизированные системы управления производством (АСУ). Одновременно сотрудники будущего “Нового Атланта” активно занимались технологиями создания компиляторов, поэтому в “Галактике” имеется большой набор утилит со своими встроенными языками. Такого разнообразия собственных языков программирования нет ни в одной системе подобной направленности. На разработку “Галактики” в общей сложности потребовалось более 180 человеко-лет.

 

Вся “Галактика” полностью написана с помощью “Атлантиса”  -  средства разработки многопользовательских информационно-аналитических систем. В нем имеются средства создания и поддержки базы данных, формирования отчетов, бланков и проектирования пользовательского интерфейса, встроены собственные языки программирования. “Атлантис” поддерживает событийную модель программирования и реализован в клиент-серверной архитектуре. При использовании “Атлантиса” достигается полная переносимость создаваемых на его основе продуктов на различные платформы и независимость от сервера базы данных. Функции системы по нагрузке распределены между сервером и клиентскими компьютерами  -  при разработке “Галактики” специально определялась оптимальная “толщина” клиентских программ.

 

Для работы с базой данных можно использовать интерактивную среду SQL или утилиту SQLimex, которые поддерживают расширенное подмножество языка SQL. Если произошло случайное удаление данных, то их можно восстановить, используя информацию из протокола действий пользователей. Для генерации словарей баз данных предназначен язык DIC (расширенный SQL). Встроен очень мощный язык описания графических отчетов в утилиту GALAGRAF, с помощью которой создаются всевозможные двух- и трехмерные графики и диаграммы. В “Галактике” можно создавать произвольные формы как в текстовом виде с помощью языка описания форм FRM и языка программирования ADV, так и в графическом, при этом дополнительно используются возможности GALAGRAF.

 

Перспективы развития: переориентация разработок в область создания специализированных рабочих мест для руководителей высшего эшелона управленческого звена (вплоть до уровня губернаторов областей) с привлечением на этапе консалтинга известной компании соответствующего уровня. Перенос системы на мэйнфреймы и UNIX.

 

Фирма  “Росэкспертиза”

 

Группа программистов, разрабатывавшая с 1993 г. заказные бухгалтерские программы, несколько лет назад объединилась с крупнейшей аудиторской компанией “Росэкспертиза”, где трудятся специалисты с многолетним опытом работы в международных и национальных аудиторских и адвокатских компаниях, банках и крупных промышленных предприятиях. “Росэкспертиза” имеет лицензию на проведение всех видов аудита и на работу с документами, составляющими государственную тайну. Теперь эта компания выходит на рынок корпоративных систем автоматизации предприятий с продуктом “Олимп”.

 

Встроенный язык программирования поддерживает функции обмена данными с другими модулями системы и выполнение бухгалтерских операций. В “Олимпе” также имеются очень мощные средства визуального проектирования базы данных, создания собственных форм, отчетов и т. д. Система позволяет формировать структуры объектов данных, устанавливать связи между ними и отображать эти объекты в виде дерева. С помощью специализированных модулей (“администратора” и “генератора” структур данных) можно создавать собственные таблицы в базе данных. Доступ к базе данных осуществляется с помощью протокола ODBC, поэтому “Олимп” может работать с любым SQL-сервером. Генератор форм просмотра позволяет различными способами просматривать содержимое таблиц. Генератор диалогов предназначен для создания собственных форм с элементами управления, к которым можно привязать код на встроенном языке программирования. Генератор шаблонов отчетов позволяет формировать отчеты на основании различных источников данных. Генератор запросов позволяет создавать запросы, используемые в формах, отчетах, документах. Можно задавать условия отбора данных, параметры запроса и т. д. Менеджер функций поддерживает ведение библиотеки часто используемых в системе функций, которые можно объединять в иерархические деревья. Для настройки конкретных рабочих мест используется генератор меню. Он позволяет формировать индивидуальные рабочие места с привязкой программного кода к конкретным пунктам меню.

 

Перспективы развития: переход на трехзвенную архитектуру, расширение функциональных возможностей системы, добавление новых модулей. Новая версия будет полностью открыта. В нее, в частности, добавлен модуль администрирования системных таблиц.

 

Фирма  “Цефей”

 

Проанализировав множество правил и методик организации бухгалтерского и управленческого учета, специалисты “Цефея” выделили несколько базовых классов и описаний бизнес-процессов (менее 10). На их основе в “Эталоне” создаются всевозможные таблицы, новые методы классов, связи, с помощью которых удается описать всю деятельность предприятия. В Windows-версии на уровне объектов реализованы наследование, инкапсуляция и полиморфизм свойств. Существует в системе особый тип объектов  -  наследуемые шаблоны, своего рода базовые понятия бизнес-среды, обладающие часто используемыми на практике характеристиками, что значительно облегчает построение информационного пространства конкретной предметной области.

 

Главная концепция “Эталона”  -  единое информационное пространство (ЕИП), позволяющее программистам, проектировщикам и системным аналитикам работать в рамках единой терминологии. В ЕИП входит более 3000 таблиц. На его основе удается выполнить большинство требований корпоративных заказчиков.

 

Заложенная в ЕИП оригинальная технология автоматизации бизнес-процессов способна охватить практически все виды деятельности в любых отраслях. “Цефей” оценивает свою позицию на корпоративном информационном рынке как очень устойчивую, потому что всегда способен быстро переориентироваться на любую становящуюся прибыльной отрасль.

 

В “Эталон” входят: генератор среды, генератор автоматических расчетов, генератор документов и генератор отчетов. Они объединены в визуальную CASE-систему. Первый генератор предназначен для создания информационной модели приложения. С его помощью можно добавлять новые таблицы и поля, изменять и удалять их, организовывать связи между таблицами. При этом вся работа происходит с привычными пользователю понятиями на уровне сущностей предметной области. Генератор отчетов позволяет без программирования на основе данных из связанных таблиц строить отчеты по любой таблице, используя возможности вложенной группировки, сортировки и выборки записей по заданным полям.

 

В новой версии “Цефея” концепция ЕИП была существенно расширена, интерфейс полностью переработан, и теперь пользователь может работать с единым информационно-функциональным пространством (ЕИФП), представленным на верхнем уровне в виде деревьев классов и объектов. Все части ЕИФП расположены на экране. В одном фрейме находятся информационные объекты, в другом  - функциональные, в третьем  -  базовые сущности (одна из них, например, предприятие), на основе которых и создается основная структура приложения.

 

Перспективы развития: выпуск законченной Windows-версии, переход на клиент-серверную архитектуру, реализация новых идеологических принципов. (Продолжение следует)

 

P. S. Если в продукте А свойство Б упоминается, а в продукте В  -  нет, то это не означает, что свойство Б в продукте В действительно отсутствует.          

 

Сергей Бобровский   

Версия для печати