ЦИФРОВАЯ ВАХТА

 

Хотите быть предсказателем? Хорошо, сейчас у вас есть шанс, который выпадает раз в тысячелетие, чтобы предугадать судьбу одной из крупнейших компьютерных компаний планеты.

 

Разумеется, мы имеем в виду Apple. Даже судьба Novell, несомненно, куда более важная для профессионалов ИТ, не вызывает такого живого интереса.

 

Однако магического кристалла ни у кого нет. Каждый хороший предсказатель в отрасли знает, что сперва нужно разобраться в причинах тяжелого положения компании и затем посмотреть, что она делает для преодоления кризиса. Обычно удается найти ряд ключевых проблем. Если компания преодолевает половину из них, она остается на плаву, если больше половины  -  есть условия для возрождения, а если меньше половины  -  ее акции можно использовать как отличные обои для туалета.

 

Так что же угнетает Apple?

 

Во-первых, стратегия руководства. Любая дорога подойдет, когда не понимаешь, куда хочешь прийти, а Apple сбилась со всех путей. К 31 марта 1998 г. мы должны увидеть настоящий стратегический план, способный устоять под градом жестких вопросов.

 

Во-вторых, необходимо срочно прекратить безобразие с клонами, предоставив Power, Motorola, Umax и другим полный доступ к технологиям. Apple нуждается в двух вещах, которые могут дать ей эти партнеры: первое  -  инновации и научно-технический потенциал совместного рынка; второе  -  поколение систем, ориентированных на запросы потребителя, созданные усилиями Power. Если Apple отсечет свои клоны, это будет ее последним стратегическим решением. Такой поступок будет означать для заказчиков: “Полундра! Спасайся кто как может!”.

 

В-третьих, Apple должна ближе подойти к своим заказчикам. Само понятие “заказчик” для этой компании  -  расплывчатая туманная абстракция. Совет директоров прав, заявляя, что ищет исполнительного директора с ориентацией на потребителя. Это должен быть человек, хорошо разбирающийся в работе с заказчиками, а не представитель технологической сферы.

 

В-четвертых, новый исполнительный директор должен быть сильной личностью. Можете себе представить, что значит отчитываться перед советом, где одновременно сидят Джобс и Эллисон? В совете полно людей, которые уверены, что все знают лучше вас. Самый компетентный исполнительный директор обречен здесь на профессиональный ад, если Стив и Ларри решат его потопить.

 

И наконец, сам продукт. Пока вы не знаете, кто ваши заказчики там, куда вы движетесь, и каковы их потребности, создать по-настоящему хороший продукт трудно. Пример  -  фарс с Rhapsody. Как признался один преданный сторонник Apple, “они продолжают уверять меня в том, что это отличная вещь, абсолютно не интересуясь моим мнением” (хорошая иллюстрация к третьему пункту). Голубой корпус или желтый корпус, или зеленовато-желтый  -  все это не имеет никакого значения, если вы не знаете, какие задачи нужно решить вашему заказчику. Если новый исполнительный директор начнет свою деятельность с рассуждений о технологии Mac, значит плохи дела.

 

Теперь предскажите судьбу Apple самостоятельно. Apple перед нами, вся как на ладони,  -  и мы все знаем, какие недостатки ей нужно устранить. Лично я надеюсь, что она с этим справится. Это одна из немногих компаний, которые сдерживают монополию Microsoft  -  Intel в рамках честной конкуренции. Но помочь Apple может только она сама. Так было с Chrysler в ее трудные времена. Chrysler решила все свои проблемы и вернулась в лидеры. Мы хотим увидеть, как Apple сделает то же самое.               

 

Аарон Голдберг  -  исполнительный вице-президент отдела компании Ziff-Davis. С ним можно связаться по адресу:

 

agoldber@zd.com.

 

Аарон Голдберг

Версия для печати