Мультимедийные энциклопедии ”Золотого фонда”

 

Сразу на двух прошедших в Москве в последнюю неделю сентября крупнейших компьютерных выставках  -  SofTool и WinExpo  -  были представлены первые мультимедийные продукты, создаваемые в рамках проекта “Золотой фонд издательства "Большая Российская Энциклопедия"”. Предварительное знакомство с ними показало, что скорее всего мы в ближайшем будущем получим справочные издания на CD-ROM принципиально нового для российского рынка класса.

 

За последний год в России появилось немало продуктов с названием “мультимедийная энциклопедия”. Однако похоже, что период восхищения словом “мультимедиа” закончился и пользователи поняли, что главным в продуктах данного класса является слово “энциклопедия” (полный постоянно обновляемый справочник). Подобные издания предназначены не для отдыха и развлечения, а для обучения и работы специалистов (в офисе или дома). В связи с этим следует отметить, что компьютерные продукты по полноте сведений пока еще не готовы занять место традиционных печатных советских изданий. При этом, как оказалось, для практической работы российских специалистов гораздо больше подходят зарубежные компакт-диски типа MS Encarta или Britanica,  -  довольно досадный факт, особенно если учесть, что отечественные энциклопедии (печатные издания) пользуются большим авторитетом во всем мире.

 

Проект “Золотой фонд” представляет интерес с различных точек зрения. Прежде всего он реализуется в рамках консорциума пяти организаций, каждая из которых отвечает за свой участок работы:

 

1         издательство “Большая Российская Энциклопедия”  -  подготовка и обновление содержательной части энциклопедий;

 

1         “Лукойл-Информ”  -  перевод материалов энциклопедий в компьютерный вид и разработка ПО для мультимедийных изданий;

 

1         “Аутопан”  -  производство, издание и коммерческое распространение компакт-дисков (она же представляет коммерческие интересы консорциума на рынке);

 

1         “Гласнет”  -  поддержка проекта в Internet;

 

1         “МедиаЛингва”  -  разработка лингвистических компьютерных технологий.

 

В рамках проекта предполагается выпуск нескольких изданий, первым из которых стал представленный на прошедших выставках “Иллюстрированный энциклопедический словарь’98” (ИЭС’98). На самом деле этот продукт включает три справочника с общим интерфейсом и единой системой поиска:

 

1         “Иллюстрированный энциклопедический словарь” (с архивом аудио- и видеоиллюстраций);

 

1         “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля;

 

1         “Энциклопедический словарь” Брокгауза и Эфрона (тематическая выборка).

 

Всего издание включает 225 тыс. статей, 5 тыс. иллюстраций, полтора часа видео. Все это уместилось на двух компакт-дисках, один из которых содержит самостоятельную подсистему (с ней можно работать автономно), включающую всю видеоинформацию словаря. Разделение содержания по функциональному принципу (такое же решение реализовано в новом варианте БЭКМ-97, выпущенном в сентябре нынешнего года) представляется гораздо более удачным по сравнению с алфавитным принципом, реализованным в MS Encarta.

 

По-видимому, обсуждение качества реализации продукта и удобства работы с ним требует более детального ознакомления, но на первый взгляд его интерфейс отличается в лучшую сторону по сравнению с “Большой энциклопедией КиМ”. Остановимся лишь на принципах сопровождения продукта.

 

Вся работа по формированию и обновлению содержательной части будет выполняться профессионалами из государственного научного издательства БРЭ. Напомню, что фирма “Кирилл и Мефодий” взяла на себя формирование содержания БЭКМ. Принципиально новым является широкое использование новейших Internet-технологий для обновления энциклопедий у конечного пользователя. Фактически текущая, регулярно пополняемая версия энциклопедии будет постоянно доступна на Web-узле, на который есть аннотированные ссылки в самом продукте (он имеет логотип Internet Supported Product). В любой момент пользователь может соединиться с этим сервером и получить все последние обновления энциклопедии. Именно использование Internet-технологий объясняет участие в проекте компании “Гласнет” и наличие в составе продукта пакета “ГласИнтернет95”, обеспечивающего подключение и пять часов бесплатной работы в Internet.

 

Что касается стратегии продвижения, то реклама в виде анонса будущего продукта началась в компьютерных изданиях еще весной этого года. 11 сентября 1997 г. издательство “Аутопан” заключило стратегическое соглашение с фирмой “1С” о распространении своей мультимедийной продукции, в том числе через сеть магазинов “1С: Мультимедиа”. Ведутся переговоры с некоторыми другими потенциальными дистрибьюторами, а также с производителями ПК об OEM-поставках.

 

Не менее интересным является подписанное в середине сентября соглашение издательства “Аутопан” с юридическим агентством “Консул” о защите авторских прав своих программных мультимедийных продуктов. Это агентство известно вполне успешной деятельностью по пресечению изготовления и продажи контрафактных аудио- и видеопродуктов. В настоящее время “Консул” активно распространяет свою деятельность на рынок программного обеспечения.

 

Кроме выпуска энциклопедий в рамках “Золотого фонда” фирма “Аутопан” готовит к изданию еще несколько мультимедийных продуктов из серий “Популярные энциклопедии”, “Культурное наследие” и “Праздник сказки”. Первые компакт-диски этих серий должны появиться уже в октябре.

 

Если говорить о предстоящей конкуренции в сегменте энциклопедий общего назначения, то нужно упомянуть об одном из любопытных моментов, который работает явно не в пользу компании R-Style. По сведениям из неофициальных источников, в создании продуктов “Золотой фонд” самое активное участие принимала группа разработчиков  -  авторов первого выпуска БЭКМ, покинувшая фирму “Кирилл и Мефодий” еще осенью прошлого года. А начальником отдела маркетинга мультимедиа-продукции фирмы “Аутопан” является Аркадий Минин, под чьим руководством в течение года продвигались аналогичные продукты R-Style (“Кирилл и Мефодий” и New Media Generation).

 

С издательством “Аутопан” можно связаться по телефону: (095) 927-4896.           

 

Андрей Колесов

Версия для печати