Корпоративные сети

 

Обычно, когда сходятся вместе “стихи и проза, лед и пламень”, результат бывает таким же, как в пушкинском романе. Но бывают и счастливые исключения. Примером может служить состоявшаяся в конце сентября трехсторонняя встреча ученых Российской академии наук, занимающихся разработкой концепции информатизации (их представлял А. Я. Олейников), специалистов акционерного общества “Национальная оптическая конференция”, создающих большие корпоративные информационные системы в металлургической отрасли (от их имени выступал О. В. Бальмин), и руководства российской Ассоциации пользователей ОС Unix (Г. П. Остапенко). Поводом для встречи послужило подписание официального соглашения между Советом по автоматизации РАН и ЗАО “Национальная оптическая конференция” о совместной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития и применения открытых систем.

 Александр Олейников ( слева ) и Олег Бальмин

Сам факт подписания документа представляет собой лишь точку в конце длинного повествования, описывающего, каким долгим и непростым был путь нынешних партнеров к достижению консенсуса. Мы же опишем дорогу, которой шла промышленность.

 

В  начале  было  пламя

 

И был московский металлургический завод “Серп и молот”... Сюда в 1987 г. руководителем отдела АСУ пришел Олег Васильевич Бальмин, полный решимости в кратчайшие сроки создать на заводе автоматизированную систему управления. К этому моменту за его плечами был немалый практический опыт разработки и эксплуатации нескольких крупных информационных систем. Среди них, например, Государственная сеть патентной информации, предназначенная для доступа в режиме диалога к базе данных и протянувшаяся от Владивостока до тогдашних социалистических стран. Объем базы данных к 1987 г. составлял около 1,5 Гб, а устройства для ее хранения и компьютеры занимали помещение площадью более 200 кв. м.

 

“Металлургия является одной из немногих отраслей промышленности, в которых концентрируются научные идеи из различных областей знания,  -  вспоминает свой приход на завод Олег Васильевич. кроме разработок, отражающих специфику собственно металлургического производства, здесь находят применение самые новейшие разработки в области микроэлектроники и автоматики”. Это должно было вселять уверенность, но он испытал шок, когда “...понял, что прав был тот классик от информатики, который сказал, что автоматизации подлежат лишь упорядоченные системы”. Здесь же в любом отделе  -  сбыта, снабжения, в бухгалтерии  -  в основу была заложена не технологическая дисциплина (как это должно быть в упорядоченных системах), а безраздельно господствовало Искусство. В том смысле, что все попытки формализовать деятельность любого отдела наталкивались на стандартный ответ: “Это нельзя объяснить, это искусство”.

 

Были моменты разочарования и желания все бросить, в том числе производство, которое упорно не желало быть осчастливленным внедрением современных информационных технологий. Удерживало от этого шага, возможно, упрямство, а возможно, пример г-на Нобеля, который тоже когда-то служил в инженерах на этом заводе (завод Гужона), а теперь от его имени раздаются самые авторитетные премии... Так была разработана собственная БД, на свет Божий появилась система удаленного доступа по телефонным каналам со скоростью передачи 2400 бит/с. Качество каналов связи, и так невысокое, в условиях металлургического производства еще больше ухудшалось из-за сильных электромагнитных помех, наводимых мощным оборудованием прокатных станов, электропечей, магнитных захватов, и других воздействий.

 

“Возможно, из-за тогдашней безысходности родилась безумная по тем временам идея  -  проложить оптический кабель”,  -  продолжил рассказ г-н Бальмин. Хотя, если разобраться, не такая уж и безумная: производство требует высоких скоростей передачи данных и хорошей их защиты от помех, обусловленных наличием агрессивных сред, резкими перепадами температур, вибрацией, нестабильностью электропитания, электромагнитными полями большой мощности и т. п. Тогда же, в 1988 г., состоялись первые контакты со специалистами по оптоволоконным технологиям из Академии наук, ИнЭУМ и НИИ, работающих для оборонной промышленности. Но обнаружилось полное непонимание: металлурги хотели получить рекомендации специалистов и, используя подходящее типовое решение, как можно быстрее приступить к созданию реальной сети, ученые же рассматривали эти контакты как очередные НИОКР с непредсказуемыми результатами. В конечном счете оптический кабель стали прокладывать собственными силами, без заранее спланированной топологии сети (первый кабель длиной около 2,5 км проложен в 1989 г. по крышам цехов). Данные по сети передавались со скоростью 128 кбит/с, что было просто недостижимо при использовании других средств. Это был первый в стране случай внедрения подобных сетей на промышленном предприятии.

 

Сеть росла: только для общезаводских магистралей было проложено 28 км оптоволоконного кабеля. “Это огромная цифра для завода, занимающего площадь всего 2х3 км. Для металлургической отрасли завод "Серп и молот"  -  просто малыш: Новолипецкий комбинат расположен, например, на площади 15х6 км (радиус Москвы, между прочим, равен 30 км). Для создания магистральной оптоволоконной сети Оскольского электрометаллургического комбината (его площадь 4х5 км) понадобилось всего 25 км кабеля. Так что, если количество уложенного кабеля на каком-то объекте поражает воображение, это, скорее всего, свидетельствует не о величине и сложности объекта, а о том, что топология сети далека от оптимальной”,  -  отметил г-н Бальмин.

 

Завод “Серп и молот” был, конечно, не единственным предприятием в отрасли, где велись работы по информатизации. Однако его пример типичен, поскольку, по мнению г-на Бальмина, ни одна из академических разработок информационных систем на предприятиях не прижилась. “Оказалось, что реально работает только то, что сделано своими руками,  -  заметил он.  -  Но то, что делалось на других заводах, было Искусством и потому абсолютно не поддавалось тиражированию”.

 

Эпоха  коллективизации

 

В 1988 г. правительство разрешило на средства, полученные от реализации сверхплановой продукции предприятий, закупать импортную вычислительную технику для создания АСУ. В программу было включено 30 ведущих предприятий отрасли; организационной формой был выбран модный тогда “кооператив” с гордым названием “МЕКОМП”. В него вошли работники отделов АСУ этих предприятий. В рамках этого объединения были образованы группы, отвечающие за разработку отдельных программно-аппаратных модулей, и налажен процесс их интеграции. Вот тут проблема совместимости ПО и оборудования встала во весь свой гигантский рост. “Так мы сами, без всякого научного подхода, пришли к идее открытых систем, поскольку иначе двигаться дальше было нельзя”,  -  считает г-н Бальмин.

 

Объединившись, заводы при централизованных поставках импортного компьютерного и сетевого оборудования получили существенные скидки и возможность ввоза крупных партий персональных компьютеров и супермини-ЭВМ (на сумму более 38 млн. долл.). Ближайшую цель обозначили как разработку собственными силами тиражируемого на предприятиях отрасли образца АСУ. Понимая, что функциональные свойства создаваемой системы более чем на 70% определяются возможностями используемой сети передачи данных, специалисты решили сосредоточиться на этом направлении.

 

Замыслы  металлургов

 

ЗАО “Национальная оптическая конференция” (НОК) представляет собой внедренческую организацию, основанную в 1994 г. по решению отраслевого совещания руководителей служб АСУ металлургических предприятий страны с целью создания инфраструктуры отраслевых информационных систем (сама специфика прикладной области, в которой работает эта организация, подсказывает, кто на данной встрече представлял “лед”, а кто  -  “пламень”). НОК возникла как закономерный результат развития первоначального объединения “информатизаторов” металлургии. Выражение “оптическая конференция” напоминает о конференциях прошедших дней и о твердом решении ориентироваться на оптику в сетевых решениях. Осталось пояснить слово “национальная” в названии организации: самыми прогрессивными являются оптические технологии передачи данных, именно на них и должны основываться отечественные разработки.

 

Эта организация и сегодня занимается созданием корпоративных информационных систем на предприятиях металлургической отрасли. Учитывая современные тенденции, НОК приобрела опыт системного интегрирования различных сетей  -  компьютерных, телефонных, телевизионных, а также пожарной и охранной сигнализации, диспетчерской и транковой связи, спутниковой радиосвязи и т. д. Все это позволяет создавать сети как масштаба небольшого предприятия, так и масштаба целого промышленного региона. Спроектированные и поставленные корпоративные информационные сети внедрены и успешно эксплуатируются на многих предприятиях отрасли: электрометаллургическом заводе “Днепроспецсталь” в г. Запорожье; Таганрогском трубном заводе; Златоустовском металлургическом заводе; Михайловском горнообогатительном, Оскольском электрометаллургическом, Новолипецком металлургическом комбинатах и т. д. Начаты работы по созданию информационных систем и на “неотраслевых” объектах. За последние три года НОК внедрила информационные сети на 18 объектах. Только за 1996 год было уложено свыше 80 км магистральных оптоволоконных трасс, объединивших более 1200 автоматизированных рабочих мест.

 

С самого начала НОК использует только сертифицированные продукты, хорошо зарекомендовавшие себя на нашем рынке (нельзя ставить эксперименты на действующих производствах). “Мы продолжаем отстаивать интегрированный подход, понимая его в первую очередь как объединение в единую систему всех средств передачи информации (компьютеров, телефонии, телевидения, сигнализации),  -  подчеркнул г-н Бальмин.  -  Сегодня мы готовы выйти за пределы нашей отрасли, предложить свои решения, проверенные на таком сложном и ответственном производстве, как металлургия, для создания всепроникающей национальной информационной инфраструктуры”.

 

Плюс  академическая  методология

 

Г-н Бальмин честно признался, что “...металлургам всегда не хватало систематического подхода”. Именно хорошо проработанной методологии создания информационных систем, предназначенных для обеспечения их долгой и счастливой жизни, ждали специалисты из промышленности от академической науки. Но все приходит лишь тогда, когда для этого созревают нужные предпосылки. Взаимопонимание с Академией наук было достигнуто именно в тот момент, когда количественные изменения перешли в качественные: промышленный опыт выполнения реальных проектов стал движущей силой распространения его на информационную инфраструктуру в масштабах всей страны. К этому же моменту в недрах РАН сформировалась концепция создания российской национальной информационной инфраструктуры.

 

“Символично, что в то же самое время, когда мы обсуждаем план совместных действий по созданию отечественной информационной инфраструктуры, в Москве находится Альберт Гор, занимающийся в числе прочего и вопросами создания национальной информационной инфраструктуры (NII, National Information Infrastructure) США. Обсуждение соответствующих проблем входит в программу визита г-на Гора”,  -  отметил Александр Яковлевич Олейников, заместитель председателя Совета по автоматизации РАН. Он считает, что к созданию аналогичной отечественной инфраструктуры надо относиться, как к строительству дорог: во-первых, строить нужно качественно, в расчете на длительную эксплуатацию, во-вторых, “карта” коммуникаций должна быть максимально оптимизированной. “Последнее соображение подобно проблеме первичности курицы и яйца: что эффективнее делать  -  объединять уже существующие информационные ресурсы в новые магистральные потоки или вначале построить суперсовременную магистраль, вокруг которой обязательно появятся источники информации”,  -  справедливо заметил он.

 

Академическая наука в области информатики с 1993 г. выступает под лозунгом открытых систем. По мнению г-на Олейникова, их применение сегодня означает возможность свести к минимуму потери, обязательные при любой крупномасштабной реконструкции или при техническом перевооружении. В этом деле участники встречи возлагают большие надежды на помощь российской Ассоциации пользователей Unix-систем.

 

Итак, мы рассказали о сложном пути, которым двигалась промышленность к созданию информационных систем. Темой следующей статьи будут проблемы ученых, связанные с разработкой и практическим внедрением открытых систем.

 

  Телефоны организаций: НОК -(095) 304-3024, Совет по автоматизации РАН -(095) 135-8042.

 

            Елена Покатаева