При чтении профессиональной периодики создается впечатление, что информационные технологии (ИТ) становятся одновременно более централизованными и более децентрализованными. Примеры таких, кажущихся взаимно противоречащими тенденций можно найти повсюду. Проводимая в интересах делового успеха интеграция систем с конкретными сферами бизнеса приводит к их зависимости от этих сфер, что являет собой пример тенденции к децентрализации. С другой стороны, небывало высокий уровень спроса на мэйнфреймы как устройства для хранения информации указывает на тенденцию к централизации.

 

Все это означает, что отношение к ИТ должно строиться исходя из их важности для бизнеса. Назначение ИТ не может сводиться только к бухгалтерским отчетам, какими бы важными они ни были. ИТ управляет всеми составными частями бизнеса. Принижение роли компьютеров ведет к неуспеху самого бизнеса. И поскольку считается, что часть ответственности за бизнес несут менеджеры, то их задача  -  заботиться обо всем, что может способствовать эффективности их деятельности, включая ИТ.

 

В результате определенная часть менеджеров может склониться к тому, чтобы в рамках своей сферы ответственности осуществлять прямой контроль как над системными разработчиками, так и над выполняемыми на компьютерах операциями. Другим такой подход может показаться нецелесообразным, и они обратятся за услугами в централизованный отдел компьютерных систем. Третьи могут пойти еще дальше и принять вариант, при котором необходимые им приложения будут разрабатываться на стороне, что ведет к еще большей централизации. В ряде организаций некоторым работающим внутри отделов менеджерам, конечно же, не дано права такого выбора. Однако интересы бизнеса все чаще и чаще диктуют необходимость принять одно из этих решений на уровне отдела.

 

Перемены в технологиях информационных систем способствуют усилению этой тенденции. В прошлом одной из важнейших предпосылок к централизации ИТ были габариты и высокая стоимость компьютеров, из-за чего лишь немногие работающие отделы могли иметь компьютеры у себя. Появление мини-ЭВМ в 70-х годах, а затем ПК в 80-х привело к удешевлению компьютеров и дало возможность подразделениям и даже отдельным лицам иметь в собственном распоряжении значительные вычислительные ресурсы. Сыграли свою роль и изменения в подходах к разработке программ и в самих языках программирования (примером чего является появление языков четвертого поколения, а также популярность и интенсивное развитие языка Бейсик). В результате те же самые отделы поверили в возможность разработки и поддержки ряда прикладных программ своими силами. Появление технологий Internet еще более благоприятствует тому, чтобы административные единицы сами могли проводить анализы и разработки.

 

Однако в то же самое время мы наблюдаем спрос на усложненные информационные системы, разработка, управление и функционирование которых трудны и дорогостоящи. Эти системы остаются типичной сферой приложения сил головной группы ИТ, хотя стиль ее работы все больше и больше напоминает привлеченную со стороны организацию. Менеджеры уровня отделов испытывают потребность в сторонних службах, оказывающих платные услуги, и внутренние подразделения начинают осознавать их значение.

 

Головные группы ИТ (по крайней мере, работающие успешно) приобретают черты независимых внешних компаний, понимая, что их основным активом становятся квалифицированные консультации и управление проектами.

 

Информационные технологии начинают управлять деятельностью структурных единиц, однако последние выступают как знающие свои потребности покупатели услуг, которые предоставляются их собственными ИТ-группами, ведущей ИТ-группой уровня корпорации или сторонними компаниями. И все это, как ни парадоксально, ведет к тому, что ИТ становится в одно и то же время как децентрализованной, так и централизованной. 

 

Джеральд Грочоу  -  технический  руководитель международной компании American Management Systems, занимающейся консультациями и системными разработками. Его Web-адрес:

jerri_grochow@amsinc.com.

 

Джеральд Грочоу