В каком направлении развивается Internet -очевидно уже сейчас. Все больше мультимедиа, все больше виртуальных миров. Стандарт VRML -одна из самых интересных и многообещающих технологий.

Internet t3D Space Builder позволяет за несколько минут создавать сложные конструкции методом "перетащи и оставь"

По сравнению с файлами в формате HTML, для редактирования которых достаточно простого текстового редактора, VRML намного сложнее. В самом деле, создание даже простейшего виртуального объекта сравнимо по сложности с работой в пакетах трехмерного моделирования типа 3D Studio.

 

Тем не менее растет число людей, не слишком знакомых с компьютерами, которым приходится работать с этими стандартами, и потребность в инструментах, облегчающих их задачу, все увеличивается.

 

Один из таких инструментов  -  Internet3D Space Builder фирмы ParaGraph. Эта фирма занялась разработкой редакторов трехмерных сцен уже давно: сначала она выпустила Virtual Home Space Builder версий 1.0 и 2.0 (с поддержкой стандартов VRML 1.0 и 2.0 соответственно), а впоследствии играла заметную роль в выработке новых стандартов.

 

С выпуском Internet3D Space Builder разработка и размещение полноценных виртуальных миров стандарта VRML 2.0 стали доступны и “нормальным людям”.

 

Мы познакомились с версией 2.0, уже имеющейся в продаже, и с предварительным выпуском полностью русифицированной версии 2.1, обладающей новыми функциями.

 

Процесс создания трехмерного виртуального пространства с помощью этого средства может быть устроен по-разному в зависимости от знаний и опыта пользователя, но результат будет неплохим даже у новичка.

 

В самом простейшем случае достаточно взять из библиотеки готовых форм нужные и методом “перетащи и оставь” разместить их в пространстве. На мой взгляд, отсутствие стандартного набора окон (три ортогональных проекции) несколько усложняет ориентацию, но и имеющийся вариант (вид сверху и вид сбоку с возможностью настройки угла зрения) достаточно удобен.

 

Среди заготовок  -  как простые графические примитивы (куб, цилиндр, шар, конус и т. п.), так и сложные конструкции, например церкви, башни, дома, мосты, мебель, предметы интерьера. Если нужно создать из простых фигур нечто более сложное самостоятельно, то для этого предусмотрены мощные средства объединения и “вычитания” объектов; к примеру, можно вырезать в стене дома цилиндрическое отверстие.

 

Единственное, чем хотелось бы дополнить следующую версию программы,  -  это “отрицательные объекты”, которые позволяют легко менять вырезаемую часть. Сейчас что вырезано  -  то вырезано, и изменить его уже невозможно.

 

Когда основные конструкции возведены, тем же методом “перетащи и оставь” можно нанести на стены текстуры, изображения, в том числе динамические (то есть видеофильмы), добавив в нужные места звуковое сопровождение.

 

Надо отметить, что функции оформления готовых сцен не вызвали вообще никаких нареканий или вопросов  -  все очень удобно, интуитивно понятно и достаточно мощно. Для текстур предусмотрены полезные возможности: редактирование, изменение цвета и прозрачности, повороты, растяжение и сжатие, а для специальных случаев (например, морские волны) можно сделать текстуру движущейся в заданном направлении с заданной скоростью.

 

Разумеется, все виды объектов могут быть импортированы из разных источников: готовые объекты или сцены  -  из VRML 1.0 и 2.0, MUS (VHSB) и 3D-Studio, изображения  -  из BMP, JPG, GIF и PNC.

 

И наконец, когда работа полностью закончена, вы одним нажатием кнопки с помощью Microsoft WebPost Wizard опубликуете ее на Web-узле в формате VRML 2.0. За счет встроенной технологии сжатия размер выходного VRML-файла уменьшится в 5 - 10 раз, а полученный результат можно просмотреть с помощью любого из популярных браузеров, поддерживающих VRML 2.0, в том числе Cosmo Player компании Silicon Graphics, Live 3D фирмы Netscape и World View фирмы Intervista.

 

С фирмой Paragraph можно связаться по телефону в Москве: (095) 129-1500 или по адресу: http://www.paragraph.com.         

 

Павел Гродек

Версия для печати