Десант ”КРИТ-1” вернулся на родную землю обогащенным

 

Уходящий год по числу мероприятий, посвященных корпоративным системам и решениям, похоже, станет рекордным. В середине ноября внесла свою лепту в эту гонку и компания IBS, высадившая на греческом острове Крит десант численностью около 200 человек. Большая американская военная база, расположенная в одной из критских бухт, сделала вид, что не заметила российский десант (состоящий из сотрудников группы компаний IBS, нынешних и будущих ее клиентов и нескольких боевых журналистов), поэтому мероприятие прошло вполне мирно. Называлось оно не без претензий: “Первая ежегодная конференция "Корпоративные информационные системы"”. (Не можем умолчать о том, что в Первых Всероссийских конференциях с аналогичными названиями авторы за последние два года участвовали по меньшей мере трижды.) Мы бы предложили впредь (дабы не было пересечений с другими первоцелинниками) именовать это ежегодное мероприятие, где бы оно ни проводилось, “КРИТ-2”, “КРИТ-3” и т. д., подразумевая, что КРИТ, это с одной стороны  -  исторический остров, колыбель греческой мифологии, а с другой  -  “Корпоративные Решения и Информационные Технологии”.

 

Почему же компанию IBS “потянуло на древности”, в изобилии разбросанные по Криту в виде памятников древней минойской культуры? Может быть, потому, что в сегодняшней обстановке для крупных отечественных корпораций и разработчиков корпоративных информационных систем (КИС) более чем актуальной становится выработка системы общих ценностей. Идет активное “обнюхивание” друг друга  -  процесс информатизации корпораций, как известно, далек и долог, и многим уже понятно, что нет (и, видимо, никогда не будет) для этого сегмента рынка готовых решений “в коробочке с голубым бантиком”.

О каких, собственно, ценностях идет речь? Прежде всего об общих принципах и правилах игры, подходах и методологиях, одинаковой трактовке терминов  -  обо всем том, что в мировой практике объединяется понятием “научная школа”. Особенность “КРИТ-1” состояла в том, что руководители IBS всячески подчеркивали ее научный характер и кровное родство с подзабытыми уже научными конференциями эпохи социализма, которые были концентратором, стимулятором и распространителем новых идей и методологий. Особенно отчетливо научные нотки прозвучали в докладе одного из российских “КИС-гуру”, директора Дивизиона программных решений IBS Евгения Веселова.

 

Ученых мужей от мужей прочих отличают звонкие формулировки и красивые определения. Так, например, нам впервые довелось услышать о том, чем же КИС отличается от прочих систем автоматизации. Ключевым понятием г-н Веселов считает высокий уровень сложности объекта, выводящий ИС за рамки привычной системы координат, добавляющий новые измерения и устанавливающий иные принципы разработки, внедрения, эксплуатации и развития ИС. Если бизнес охватывает многофилиальные структуры, то возникают проблемы, которые просто отсутствуют при малых масштабах: как синхронизировать данные, какие транзакционные механизмы применять, как маршрутизировать информацию и т. п.

 

Пятью основными целями создания КИС предлагается считать:

 

-   упорядочение организации и ее функций;

 

-   минимизацию (конечно, законную) налоговых потерь;

 

-   обеспечение “прозрачности” предприятия для инвестора;

 

-   поддержку управленческих решений;

 

- поддержку оперативного управления.

 

К обязательным компонентам технологии построения КИС Евгений Веселов относит, в частности, создание и постоянное развитие модели деятельности корпорации (так что к званию “КИС-гуру” г-на Веселова следует полноты ради добавить и другое определение  -  “ведущий российский КИС-модельер”). Причем, как правило, не одной модели, а целых трех  -  ибо, с точки зрения инвестора, предприятию полагается выглядеть, как невеста на выданье, с точки зрения государства, ему лучше казаться нищим на паперти (тогда много не отберут), а собственным менеджерам нужна оперативная и достоверная информация, которая поможет принимать управленческие решения. Складывающуюся в России картину как нельзя лучше описывает метафора качелей, приведенная Евгением Веселовым на презентации. Предприятия западного рынка существенно отличаются от отечественных прежде всего сбалансированностью “качелей”, достигающейся не только за счет равенства приложенных к обеим сторонам “моментов сил”, но и благодаря неусыпному контролю со стороны акционеров (в случае открытых акционерных обществ). В России же, где инвестор для большинства отечественных предприятий  -  понятие скорее мифическое, чем реальное, а фондовый рынок еще не развит, “качелям” не удается попасть в состояние равновесия, а многомерные от рождения КИС в таких условиях вырождаются в “плоские” бухгалтерские системы.

 

По мнению г-на Веселова, любая КИС  -  это всегда “индпошив”, и главная задача разработчиков  -  подобрать соответствующие технологии и инструменты, адаптировать их для конкретных условий, чтобы в конечном счете добиться успешного внедрения.

 

Философия IBS в области создания КИС заключается в том, что разработка моделей деятельности первична, а способ их технологической реализации (с использованием всевозможных западных или отечественных продуктов либо комбинаций из них) вторичен. При этом IBS проповедует проблемно-ориентированный метод создания ИС, который, как прозвучало в выступлении первого вице-президента IBS Сергея Мацоцкого, подразумевает выявление ситуаций и ключевых проблем, тормозящих развитие бизнеса, анализ и оптимизацию бизнеса в соответствующей предметной области, а затем  -  выбор и развертывание КИС как средства устранения выявленных проблем.

 

По существу, сегодня закладываются научные основы промышленных технологий создания КИС с одновременной апробацией их в “боевых условиях”. Так, например, уже больше года специалисты IBS ведут полный цикл работ (начавшийся, как положено, с создания модели) в одной из крупнейших нефтяных компаний России “ЮКОС”. При этом, как подчеркнул вице-президент “ЮКОС” Анатолий Батрашкин, участвующий в проектировании КИС, в компании уже установлено множество разнообразных прикладных пакетов (например, система “Галактика” одноименной корпорации) и отказываться от них она не намерена. Трудная, но необходимая задача  -  объединить все (в том числе и планируемую к внедрению R/3 фирмы SAP) в единую работоспособную систему, достойную высокого названия “корпоративной”.

 

Клиент нынче пошел трудный по всем статьям. Существенно более грамотный, чем даже год назад (Сергей Мацоцкий оценил степень подготовленности нынешних заказчиков на твердую “четверку”), но при этом и более требовательный: “Мы не хотим связывать свою жизнь с одним системным интегратором,  -  говорит он,  -  не потому, что ему не доверяем, а потому, что у нас свой ритм жизни, к которому мы привыкли. Нам нужно решение не тогда, когда оно "дозреет" у разработчиков, а когда нам это необходимо по бизнесу”.

 

В то же время именно образованный клиент в состоянии четко сформулировать свои проблемы, потребности да и впечатления от прошедшей конференции.

 

“Сегодня все компании так или иначе подошли к пониманию необходимости перестройки собственных ИТ,  -  подвел черту один из ее участников, представитель вологодского банка.  -  Одним из главных итогов конференции, на мой взгляд, является тот неоспоримый факт, что все мы уже выросли из "островной, лоскутной" автоматизации, охватывающей простейшие производственные операции (расчет заработной платы, операционный день банка и   т. д.) В ходе бесед с коллегами выяснилось, что основная проблема  -  крайне неэффективное построение бизнеса, что обусловлено отсутствием соответствующей законодательной базы, несовершенством бухгалтерского учета (например, отсутствием в нем финансового анализа), необходимостью вести двойную бухгалтерию и т. п.

 

Все мы находимся в начале большого сложного пути построения правильного бизнеса, предполагающего максимальное использование ИТ. В свою очередь, миссия ИТ  -  стать инструментом и эталоном при выработке новых оптимальных способов ведения бизнеса, дающих реальные конкурентные преимущества”.

 

Ответственные сотрудники российских предприятий различного профиля и разных форм собственности, заброшенные по велению IBS на Крит, в один голос подчеркивали полезность таких конференций, помогающих оценить свое “местоположение” в общем потоке, степень продвинутости (или отсталости) на фоне себе подобных, выбрать правильные ориентиры. Текущие производственные проблемы, как известно, имеют обыкновение заедать, а потому время от времени высовывать голову из потока рутины просто необходимо.

 

Десанты типа “КРИТ-1” позволяют заказчикам оценить интеллектуальную мощь потенциальных партнеров, обсудить свои проблемы с другими пользователями, присмотреться не только к высшим менеджерам, но и к будущим исполнителям, с которыми придется реально работать, возможно, не один год. Такое общение помогает своевременно оценить степень риска, а в какой-то мере и минимизировать его.

 

Телефон компании IBS:   (095) 967-8090, Web-адрес: www.ibs.ru.         

 

Елена Монахова,   Игорь Альтшулер

Версия для печати