Так вот ты какой, ”Сибкомпьютер-97”!

 

С 4 по 7 ноября в Новосибирске работала пятая выставка информационных технологий, компьютерной техники и программного обеспечения “Сибкомпьютер-97. Сибсофт-97”. В ней приняло участие почти 90 компаний, в том числе 17 зарубежных: Acer, IBM, Compaq Computer, Diamond Multimedia Systems, Lexmark, Microsoft, Novell, OKI, Oracle, Packard Bell, Samsung Electronics, SAP AG, SMC Networks, Sylvan Prometric, Sony, Tatung, Verbatim. Практически все они выступали совместно со своими новосибирскими партнерами, за исключением фирмы Diamond Multimedia Systems, занимавшей отдельный стенд. Эта компания, выпускающая двух- и трехмерные графические акселераторы, звуковые платы, продукты для организации видеоконференцсвязи и цифрового видеоредактирования, получила малую золотую медаль выставки “За смелость в продвижении на сибирский рынок передовых технологий”.

 

Из московских фирм, работающих на этом рынке, в выставке приняли участие в основном их новосибирские отделения: “АПТ-Рос”, ВИСТ, “Консультант Плюс”, DVM Group, “Формоза-Центр”, R-Style. Из Санкт-Петербурга приехали дистрибьюторская компания OCS и “Эктако”, небольшая компания, представляющая в России интересы американской фирмы Ectaco, занятой производством компактных электронных словарей.

 

Все остальные компании (за исключением четырех фирм из Алма-Аты, Барнаула, Кемерова и Томска), т. е. подавляющее большинство, были новосибирскими.

 

Рынок  поделен

 

Конечно, от представителя Diamond Multimedia Systems, чья штаб-квартира расположена в Сан-Хосе, в солнечном штате Калифорния, потребовалась немалая смелость, чтобы отправиться в настоящую Сибирь. Хотя, на мой взгляд, еще большей смелостью стало бы его появление не в сухом, солнечном и теплом (6 - 8 °C) Новосибирске, а в Москве, где в это время установилась отрицательная температура, а наметенные за ночь сугробы гнусно и слякотно таяли в течение дня.

 

Как рассказывают жители Новосибирска, такая погода в ноябре стала следствием глобальных изменений климата в регионе, происходящих в течение нескольких последних лет.

 

На компьютерном рынке здесь также наблюдаются непрерывные изменения, некие устойчивые очертания он принял лишь к концу прошлого года. Во-первых, до этого не было окончательно ясно, какой из городов региона станет столицей сибирского компьютерного рынка (помимо Новосибирска на этот статус претендовали Томск и Кемерово). Теперь никто не сомневается, что столица  -  Новосибирск. Очевидно, сыграло свою роль расположение Новосибирска  -  в географическом центре России (об этом напоминает белая часовня, возведенная на пересечении нескольких крупных транспортных магистралей города). Сохранившиеся хозяйственные связи региона также издавна были ориентированы на Новосибирск. Сегодня этот город  -  основной перевалочный пункт грузов (немалая часть их приходит из Москвы), предназначенных для оптовых и розничных продаж по всей Сибири. В результате новосибирские фирмы, предоставляющие услуги по перевозке грузов, совсем не бедствуют.

 

Кроме того, срединное расположение города очень выгодно с точки зрения организации эффективной работы сервисных служб. “Если часть персонала из штата технической поддержки будет приходить на работу чуть раньше, а другая часть  -  уходить чуть позже, мы можем работать в онлайновом режиме с клиентами и в прибалтийском Калининграде, и во Владивостоке”,  -  заметил Владимир Исюк, директор новосибирского офиса OCS.

 

Не менее важно и то, что  этот город с населением почти 2 млн. человек  -  один из крупнейших научных центров, благодаря чему рыночные отношения формировались в области высоких технологий.

 

Сегодня в Новосибирске действует более 100 компьютерных фирм (в них занято несколько тысяч сотрудников), только в Академгородке их несколько десятков. Можно считать, что 10 - 15 из них оказывают существенное влияние на рынок (по сугубо эмпирическим оценкам, выведенным из разговоров на выставке, их оборот составляет приблизительно 200 тыс. долл. в месяц). Можно выделить группу лидеров. К сожалению, четко выявить первую пятерку не удалось. Понятно, что в нее входят два новосибирских мэтра компьютерного мира: “Нонолет” (в выставке не участвовал) и “Кардинал”. В списке наиболее значительных компаний Сибири также НЭТА, “Квеста”, R-Style (новосибирское подразделение), “Вест Про”, “Новинтех”. Все они выпускают компьютеры и серверы под собственными торговыми марками.

 

Однако следует сразу отметить, что наличие собственной марки компьютерной техники не является главной отличительной чертой группы лидеров. Сборкой своих компьютеров занимается большинство новосибирских компаний. Лидеры же определяются по уровню оборота, что для крупных компаний составляет, по-видимому, около 1 млн. долл. в месяц.

 

Сегодня объем компьютерного рынка сибирского региона составляет приблизительно 12 млн. долл. в месяц. Эта цифра относится именно к рынку компьютеров, и не учитывает сетевое оборудование и интеграционные проекты.

 

“Нонолет”, “Кардинал”, НЭТА, R-Style, “Вест Про” -  это те, кто формирует облик рынка ПК сибирского региона, наполняя его собственными компьютерами. Их машины не самые дешевые. По мнению Константина Лопатки, главы фирмы “Кардинал”, сегодня в Новосибирске реальная средняя цена ПК составляет 3,5 млн. руб. (стоимость сильно варьируется в зависимости от используемых комплектующих). Один из основных поставщиков комплектующих для сборщиков  -  фирма “Квеста”, входящая в группу компаний “Квеста”.

 

Сибирский рынок ПК местной сборки уже практически поделен. Отмечаются лишь процессы слияния небольших фирм с крупными. Сегмент рынка, который пока не полностью освоен,  -  домашние компьютеры. Он является объектом пристального внимания компьютерных фирм, в частности потому, что ни одна из них не может прожить лишь за счет дистрибуции и оптовых поставок своих компьютеров. Доля розничных продаж в структуре их бизнеса составляет до 50%. По оценке представителя компании Intel в Новосибирске, приблизительно 25% всей продаваемой в регионе продукции потребляется рынком малого и домашнего бизнеса (SoHo).

 

Ожидается, что в ближайшее время в городе появятся компьютерные салоны, ориентированные на домашнего пользователя. Такие производители ПК, как “Вест Про” и R-Style, объявили о начале действия специальных программ, включающих, в частности, продажу компьютеров в рассрочку.

 

“Новинтех” и R-Style  -  компании, изначально ориентированные на выполнение сетевых проектов. К ним затем подключились “Кардинал”, НЭТА, “Вест Про”, в составе которых созданы подразделения, занимающиеся системной интеграцией. Рост этого направления обусловлен подъемом экономики региона, наблюдаемым, в первую очередь, в добывающих отраслях, нефтеперерабатывающем комплексе.

 

Очень заметно присутствие в регионе компаний, поставляющих периферийное оборудование, в первую очередь принтеры. На выставочных стендах гордо реяли корпоративные флаги Epson, OKI, Hewlett-Packard и Lexmark. Сибирский рынок периферии составляет, по оценке Святослава Сорокина из московского офиса Lexmark, приблизительно 2 млн. долл. в месяц, или 1/6 часть всего компьютерного рынка.

 

Во время выставки фирма R-Style проводила Неделю Epson, а НЭТА  -  Неделю Lexmark. По словам г-на Сорокина, рождественские дни Lexmark проведет с “Нонолет”. Усиленная маркетинговая деятельность поставщиков принтеров объяснима: регион “оживает”, пришла пора завоевывать корпоративных заказчиков.

 

Г-н Сорокин рассказал, что в 1996 г. сибирский рынок был в зоне пристального внимания московского офиса компании. Сегодня Сибирь приносит 6% дохода от деятельности Lexmark в странах СНГ, получаемого в основном за счет розничных продаж. Поэтому, несмотря, в частности, на наличие подписанного контракта на поставку принтеров Lexmark на сумму свыше 1 млн. долл., приоритетной целью компании остается расширение своего присутствия в корпоративном секторе компьютерного рынка Сибири.

 

Отечественный  brand  name   -    и  хочется,  и  колется

 

Что касается компьютеров brand name, то многие зарубежные поставщики только начинают проникать на сибирский рынок. К числу тех, кто реально постоянно работает здесь, относятся Dell Computer, Hewlett-Packard и Acer. Корпорация Compaq Computer вместе с OCS (в лице ее новосибирского представительства) во время выставки объявила большое наступление на Сибирь.

 

“По-настоящему сильных поставщиков brand name у нас нет,  -  считает г-н Татюк из фирмы НЭТА.  -  Продукция Acer очень хорошо продавалась в 1995 г., а вот в 1996 г. фирма долго не могла определиться с ценовой политикой. Результат  -  утрата части позиций на рынке”. Есть две главные причины небольшого объема рынка, занимаемого в Сибири зарубежными brand name:

 

-   высокая цена их техники;

 

-   низкий уровень сервисной поддержки.

 

Те заказчики, которые приобретают зарубежные компьютеры brand name, изначально нацелены именно на технику высокого класса. В подавляющем большинстве эта техника берется как дополнение к линейкам местной сборки, так как практически все фирмы региона выпускают не только ПК, но и младшие модели серверов.

 

Высокая степень насыщенности города компьютерными фирмами привела к не менее высокой конкуренции на этом рынке, которая естественным образом вылилась в войну цен. “Работать приходится не на наценках, а на скидках,  -  заметил г-н Амитиров из “Вест Про”.  -  Лишь отдельный робкий юзер может купить что-то по высокой цене”.

 

Компьютеры таких поставщиков, как “Нонолет”, “Кардинал”, “Вест Про”, НЭТА, вполне можно назвать отечественным brand name. Все эти фирмы достаточно давно отказались от применения дешевых комплектующих в своих устройствах, чего, однако, нельзя сказать о большей части новосибирских сборщиков, применяющих комплектующие китайского производства. Понятно в этой связи, что решение областной администрации усилить внимание к вопросу сертификации компьютеров местных поставщиков вызвало у них бурную отрицательную реакцию. Противники этой идеи утверждают, что сертификация компьютеров станет одной из устойчивых статей городского бюджета, что, вообще говоря, неплохо, но покупатели почувствуют лишь повышение цен, поскольку не ясно, кто будет заниматься сертификацией. Кроме того, сегодняшние темпы смены моделей компьютеров сделают процесс сертификации бесконечным.

 

Г-н Амитиров, например, считает, что сертифицировать следует не отдельные модели компьютеров, а сами фирмы, выпускающие эти компьютеры. “Такая сертификация в первую очередь подразумевает регистрацию собственной торговой марки,  -  считает он  -  наличие которой косвенно свидетельствует о намерении долго оставаться на рынке. Кроме того, в этом случае на покупателя ПК распространяются все законы, защищающие права потребителей. А ведь есть еще и хороший опыт сертификации оборудования, принятый в Compaq и Novell, а также система сертифицированных партнеров, широко распространенная в мире”.

 

СКС  как  лакмусовая  бумажка

 

Если судить только по числу (и “весу” на рынке) местных сборщиков компьютеров, может показаться, что сибирский рынок на несколько лет отстает от московского. Однако это не так. Здесь одновременно существуют элементы, характерные для различных этапов развития рынка. В частности, одним из показателей его высокой степени развитости считается установка структурированных кабельных сетей (СКС).

 

Нельзя сказать, что СКС в Новосибирске только-только появляются,  -  они переживают уже второй этап своего существования на сибирской земле. Первый, начавшийся приблизительно два года назад, был связан исключительно с продукцией фирмы MOD-TAP. Выбор поставщика вполне оправдан: достаточно низкие цены, а качество таково, что позволяет компании надеяться на включение ее в клан brand name.

 

Признаками наступления второго этапа можно считать появление в регионе поставщиков СКС уровня brand name. Так, в январе будет официально открыт новосибирский офис московской фирмы “АПТ-Рос”, одного из главных партнеров фирмы Lucent Technologies по СКС. Но уже на этой выставке “АПТ-Рос” заняла отдельный стенд, а ее представители рассказали о своем опыте выполнения проектов в Новосибирске. Так, на основе СКС фирмы Lucent Technologies выполнена интегрированная телефонная и компьютерная сеть одного из новосибирских банков. “Размер сети составляет приблизительно 300 компьютерных портов. По сибирским меркам это большой проект,  -  прокомментировал Михаил Козелев, специалист из “АПТ-Рос”.  -  Основные наши заказчики  -  промышленные предприятия. Однако для того, чтобы утвердиться на этом рынке, потребуется вложить немало денег и сил”.

 

Новосибирский филиал “АПТ-Рос” будет работать совместно с фирмой “Квеста”, поставщиком комплектующих для новосибирских сборщиков компьютеров. Одним из важнейших направлений совместной деятельности станет, по мнению г-на Козелева, проведение для корпоративных заказчиков цикла специальных обучающих семинаров по технологиям СКС.

 

Телефон фирмы “АПТ-Рос” в Москве: (095) 180-6470.

 

Сетевые  проекты

 

Как и в ситуации с компьютерами, многие зарубежные поставщики сетевого оборудования имеют партнеров в Новосибирске. Однако практически рынок делят две фирмы: 3Com и Bay Networks. Причем позиции Bay Networks значительно усилились в течение последнего года. Судя по разговорам на выставке, причиной взлета Bay в Сибири стала хорошо организованная система работы дистрибьюторов, среди которых особо отмечали московские фирмы Soft-Tronic и UNI. Сравнительно небольшую долю сибирского рынка занимает фирма Cisco Systems, ее продукты применяются в основном для связи с Internet. Судя по событиям, происходившим во время выставки, к активной деятельности в Сибири решили перейти Intel и SMC Networks.

 

Специалисты из сетевого подразделения Intel (Москва) совместно с представителями Lucent Technologies и фирмой “Нонолет” провели 5 ноября семинар, посвященный сетевым решениям на базе активных устройств Intel и пассивного оборудования Lucent Technologies. В семинаре приняло участие около 40 технических специалистов из различных новосибирских организаций.

 

SMC Networks на выставке “Сибкомпьютер-97” представлял Игорь Левин, менеджер европейского офиса корпорации. Он вместе с представителями фирмы “Контакт”  -  нового партнера SMC Networks из Новосибирска  -  неутомимо проводил семинары, включенные в программу выставочной конференции.

 

Об опыте реализации сетевых проектов, выполняемых в Новосибирске, рассказал Виктор Денисов, директор фирмы “Новинтех”, одного из старейших системных интеграторов региона. Многие проекты выполняются фирмой одновременно с проведением строительных работ. Первая СКС фирмы MOD-TAP была инсталлирована в Сбербанке Новосибирска (около 100 компьютерных портов). СКС для налоговой инспекции включала уже 400 портов. Виктор Денисов отметил проект, выполненный для авиакомпании “Сибирь”, особенностью которого была установка сети рядом со взлетной полосой и в непосредственной близости от локаторов. “С одной стороны, это вызывает очень сильные внешние помехи, а с другой, требует отсутствия всяческих наводок со стороны работающей сети во время посадки и взлета самолетов. Это был не столько большой, сколько очень интересный проект,  -  сказал г-н Денисов.  -  В качестве основного оборудования мы установили серверы Dell и сетевое оборудование 3Com”.

 

Фирма “Новинтех” работает не только в Новосибирске. В тех городах региона, которые имеют потенциальный рынок сетевых решений, она открывает свои представительства. Например, в Ханты-Мансийске. Этот городок с населением около 30 тыс. человек стал в последнее время “Клондайком” для системных интеграторов, прилетающих сюда со всех концов России.

 

“Этот город быстро растет, строится, оборудуется самой современной техникой. Поскольку денег там много, строится он быстро и красиво,  -  рассказал Сергей Астрахарчик, технический директор “Новинтеха”.  -  Здесь основная проблема заключается в том, что скорость строительства новых зданий отстает от возможностей интеграторов”. Сегодня администрация области Ханты-Мансийска обладает корпоративной сетью на 1200 рабочих мест, выполненной специалистами “Новинтеха”, которая построена на основе АТМ-магистрали.  Магистраль  -  распределенная, состоящая более чем из десятка географически разнесенных узлов.

 

Безусловно, главный потребитель сетевых решений в регионе  -  промышленные предприятия. По мнению представителей “АПТ-Рос”, в настоящее время наиболее часты заказы на построение сети, объединяющей территориально удаленные цеха предприятия. Хорошим решением может стать в таких ситуациях беспроводная связь. В самом Новосибирске слишком мало высоких зданий, на основе которых можно было бы создать беспроводную сеть радио-Ethernet. Это служит сдерживающим фактором для развития городских беспроводных сетей масштаба города.

 

Особенности   региональной  охоты   (за  заказчиками)

 

Непомерно высокая концентрация компьютерных фирм в Москве и  -  несколько позже  -  в С.-Петербурге не могла не стать причиной их экспансии в регионы, в том числе и сибирский. В городах типа Ханты-Мансийска, в котором денег пока хватает на всех, добравшихся туда интеграторов, мирно сосуществуют новосибирский “Новинтех” и московские фирмы “АйТи”, IBS, CROC, UNI. По словам г-на Денисова из “Новинтеха”, выполняются даже совместные проекты, например “Новинтеха” и IBS.

 

На рынке компьютерной техники ситуация несколько более накалена. Всех московских производителей (ВИСТ, “Формоза”, R-Style и т. п.), проникающих на сибирский рынок, можно разделить на две неравные группы: тех, кто смог организовать успешную работу в регионе (таких немного), и тех, кому это не удалось (их гораздо больше). Ярким примером из первой группы является R-Style. Г-н Амитиров из “Вест Про” полагает, в частности, что этим новосибирский офис R-Style обязан своей ориентации в первую очередь на города региона, а не на сам Новосибирск. Практика низких цен для дилеров, принятая в R-Style, способствует развитию региональной дилерской сети, однако, как заметил г-н Амитиров, ведет к ликвидации рынка субдистрибуции. Еще одним очень правильным шагом R-Style было создание тогда четыре года назад склада в Новосибирске.

 

Другой пример успешной работы в Сибири  -  деятельность фирмы OCS, штаб-квартира которой находится в С.-Петербурге. Представительство OCS в Новосибирске было открыто ровно год назад во время выставки “Сибкомпьютер-96”. Сегодня у OCS в  Сибири более 70 дилеров, причем доли партнеров из Новосибирска и региональных городов практически одинаковы. Представители новосибирских компаний отмечают, что, внедряясь на рынке, OCS стремится пользоваться разнообразными услугами, предлагаемыми региональными компаниями, создавая общую структуру бизнеса.

 

Следует отметить, что по большей части закупка оборудования для Новосибирска производится из Москвы. Представитель Intel в Новосибирске, в частности, считает, что 70% всего компьютерного оборудования поставляется через Москву.

 

Реклама   -   двигатель   торговли.  Однозначно

 

В самом Новосибирске существует свыше 100 фирм, занимающихся рекламной деятельностью. Правда, ни одна из них не специализируется на информационных технологиях. Причины этого лежат в особенностях системы финансовых расчетов в регионе, практически полностью основанных на бартерном обмене. “Половина делового населения Сибири владеет складами с тракторами, углем, нефтью, а вторая занимается организацией бартера”,  -  охарактеризовал ситуацию Михаил Козелев из “АПТ-Рос”.

 

Обслуживание бартерного обмена прекрасно организовано на новосибирском телевидении. Информации о продаваемых и обмениваемых продуктах посвящено несколько часов ежедневной рекламы на первом канале новосибирского телевидения, кроме того, на всех остальных каналах присутствует рекламная бегущая строка. Немалую часть объявлений занимает информация о продуктах питания (чего там только нет!)  -  этот тип продукции необходим для завершения цепочки обменов появлением “живых” денег в сфере розничной торговли. Выходит, что отсутствие денег в регионе косвенным образом способствует оживлению рынка продуктов питания и поддерживает отечественных производителей.

 

Сами рекламные ролики трудно назвать рекламой, скорее, это своеобразная доска объявлений для деловых людей, партнеров по бартеру. Нет дорогостоящих видео- и звуковых эффектов, зато стоимость такой рекламы вполне доступна.

 

Что касается прямой рекламы компьютерной техники, я увидела по местному телевидению лишь объявление о компьютерах фирмы “Кардинал”. Надо сказать, что вся продукция, циркулирующая по бартерным каналам Сибири, разделяется на категории в соответствии со степенью близости к роли “всеобщего эквивалента”. Описывая особенности своих компьютеров, Михаил Тумайкин из фирмы “Кардинал”, сказал: “Наши ПК способны выполнять роль денег”. Я думаю, что это одна из высших оценок, выставляемых какой-либо продукции на сибирском рынке.

 

Рекламные агентства Новосибирска умеют не только эффективно использовать денежные и товарные ресурсы предприятий, но и оказывать влияние на рынок. В частности, как рассказал Сергей Дьячков, директор “СибТоргРекламы”, совместными действиями этого рекламного агентства (самого крупного в Новосибирске по объему доли рынка в области информационных технологий) и лидеров новосибирского компьютерного бизнеса в этом году удалось добиться снижения цен для участия в выставке “Сибкомпьютер” почти на 30%. (Говорят, что в предыдущие годы эти расценки были выше, чем на московском “Комтеке”.) Была на этом нелегком пути и попытка организации альтернативной выставки  -  общая болезнь всех главных региональных выставок...

 

Около полутора десятков агентств объединились в Ассоциацию и противостоят демпинговой политике других рекламных компаний. Вывод таков: цивилизованности рекламного рынка Новосибирска можно лишь позавидовать.

 

Университетские  будни

 

Новосибирский государственный университет (НГУ), основанный еще в 1959 г. как часть Сибирского отделения Академии наук СССР, представлял собой  в былые времена воплощение идеи интеграции образования и науки. Сегодня на базе НГУ действует Западно-Сибирский региональный центр информатизации высшей школы (“Сибинфоцентр”, www. sibinfo.ru), организованный весной 1996 г.

ПО Style Enhancer обогащает MIDI-последовательность особенностями стиля исполнения

 

“Наш конек  -  интеграция Oracle и Internet,  -  рассказала Наталья Буканова, менеджер “Сибинфоцентра”.  -  Это перспективное направление, наш рынок пока не созрел для массового принятия таких сложных решений, но мы должны идти немного впереди”. Для специалистов “Сибинфоцентра” это означает поддержку своих центров обучения, авторизованных такими поставщиками аппаратуры и ПО для построения современных сетей, как Oracle, Novell, SCO, Cisco Systems. На базе “Сибинфоцентра” действует также центр тестирования, авторизованный фирмой Sylvan Prometrics.

 

По оценке г-жи Букановой, самым большим спросом пользуется обучение и тестирование по технологиям Novell. Появился спрос на технологии Microsoft, однако главным образом на тестирование, а не обучение.

 

Зная особенности региона, руководители “Сибинфоцентра” убеждены, что самая эффективная маркетинговая стратегия заключается в обучении хотя бы нескольких специалистов из каждого города региона, которые стали бы носителями информации о технологиях, которым обучают в учебных центрах университета.

 

Новосибирский университет давно освоил сеть Internet. Еще в 1993 г. в НГУ был создан Западно-Сибирский сегмент региональной научно-образовательной сети, которая впоследствии развилась в российскую университетскую сеть RUNNet. Cегодня на базе НГУ функционирует федеральный узел RUNNet, использующий два канала связи с Internet: через спутниковый терминал, соединяющий НГУ с МГУ (96 кбит/с), и наземную линию связи, соединяющую НГУ с московской междугородной телефонной станцией № 9 (256 кбит/с).

 

По мнению г-жи Букановой “Сибинфоцентр” был первым провайдером Интернет в Сибири. Сегодня в Новосибирске предоставляют услуги доступа в Интернет более дюжины провайдеров.

 

Один из ключевых элементов деятельности НГУ  -  обеспечение доступности информационных ресурсов. На Web-сервере НГУ (www.nsu.ru) можно найти информацию, относящуюся не только к университету, но и к деятельности Сибирского регионального информационного центра (RICE), входящего в состав группы европейских центров, созданных для обмена информацией о научных исследованиях и программах их финансирования Европейским сообществом.

 

Телефон “Сибинфоцентра”:  (3832) 39-7398.

 

Музыка  компьютерных технологий

 

Большую золотую медаль выставки “Сибкомпьютер-97”  -  за привлечение компьютерных технологий в мир музыки  -  получило ПО Style Enhancer, разработанное фирмой Ntonyx из Новосибирска.

 

Уникальное ПО, выводящее то, что называется сегодня “компьютерной музыкой”, на новую ступень развития, удалось создать не менее уникальному коллективу сотрудников кафедры компьютеризации музыкального образования новосибирской консерватории. Являясь специалистами в области компьютерных технологий и имея одновременно классическое музыкальное образование, они разработали оригинальную концепцию формализации понятия “исполнительское мастерство” и воплотили ее в виде ПО.

 

“Говорят, что талант исполнителя  -  от Бога,  -  так начал объяснение Алексей Устинов, главный разработчик ПО Style Enhancer.  -  Я согласен с этим лишь частично. Божественного озарения не бывает без отточенной техники и привнесения в исполнение индивидуальных особенностей артиста”. А эти составляющие таланта, по мнению Алексея Устинова, вполне поддаются формализации.

 

Понятие “техника” означает правильный выбор высоты тона, длительности звука и т. п., что уже давно умеют делать различные музыкальные синтезаторы. Стиль же исполнения заключается в легких отклонениях от нормы. “Компьютер играет слишком правильно. Он не способен учесть, что скрипачу нужно время, чтобы перенести смычок, а вокалисту надо перевести дыхание... Очарование конкретного стиля исполнения заключается как раз в этих мельчайших отклонениях от того, что описано нотными знаками”,  -  пояснил г-н Устинов.

 

ПО Style Enhancer, работающее в среде Windows, предназначено как раз для того, чтобы помочь автору или исполнителю дополнить музыкальную тему особенностями определенного стиля исполнения. С практической точки зрения это означает возможность организации домашней аудиостудии на уровне профессионального оркестра.

 

С точки зрения математической модели Style Enhancer основан на двух базовых элементах:

 

-  алгоритме распознавания музыкальной фразы (базируется на некоторой эмпирически вычисленной норме, гарантирующей, что исполненный компьютером музыкальный отрывок будет адекватно распознан слушателем);

 

-  вероятностном механизме формирования стилевых “отклонений”. В силу положенного в основу вероятностного подхода каждый раз музыкальный отрывок звучит чуть-чуть иначе  -  совсем как у живого исполнителя.

 

По словам Александра Ментюкова, руководителя Ntonyx, фирма включена в список 20 ведущих лабораторий мира, занимающихся исследованиями в области компьютерной музыки, а корпорация IBM приобрела ПО Style Enhancer для своей исследовательской лаборатории.

 

Телефон Ntonyx:  (3832) 22-3511.

 

R-Style

 

Представительство фирмы в Новосибирске открыто три года назад. Начинали свою деятельность на рынке корпоративных систем с оптовых поставок оборудования под сетевые проекты. По словам Оксаны Филоновой, руководителя отдела маркетинга новосибирского офиса R-Style, сегодня на счету R-Style находятся сетевые решения приблизительно для 10 тыс. клиентских рабочих мест по всей Сибири.

 

На базе новосибирского офиса R-Style функционирует единственный за Уралом сервисный центр Hewlett-Packard. Г-жа Филонова считает это очень важным для завоевания рынка.

 

Сегодня, как считает Олег Булгаков, руководитель “R-Style-Новосибирск”, корпоративный рынок города практически стабилизировался. Крупные сетевые решения выполняются в основном в восточных городах региона, например в Нижневартовске и Сургуте. Новосибирский рынок можно считать практически поделенным между несколькими основными производителями компьютерной техники. Такие соображения привели г-на Булгакова в конце прошлого года к решению начать наступление в новом секторе рынка. Была объявлена специальная программа под названием “Компьютер  -  в каждый дом”, направленная на продвижение домашних компьютеров, производимых R-Style. Фирма получила малую золотую медаль выставки “Сибкомпьютер-97” за “последовательность и логичность” в выполнении этой программы.

 

Портативный компьютер Tornado собственной разработки R-Style стал обладателем еще одной малой золотой медали выставки “За создание отечественного мобильного компьютера”. Устройство весит чуть больше 3 кг. У него богатые функциональные возможности, так что это устройство  -  не для беднейших слоев населения. Однако он гораздо дешевле зарубежных аналогов”,  -  подчеркнула  г-жа Филонова.

 

Телефон “R-Style-Новосибирск”: (3832) 66-1167.

 

Связаны одной цепью...

 

6 ноября представители фирмы  OCS и корпорации Compaq Computer провели совместную презентацию для партнеров OCS из сибирского региона. Встреча была посвящена объявлению программы наступления техники Compaq на Новосибирск с помощью дилерской сети OCS.

В связке: Максим Сорокин из OCS (слева) и Виктор Городничий из Compaq

 

“Об открытии новосибирского офиса мы сообщили год назад на аналогичной выставке,  -  рассказал Владимир Исюк, директор представительства OCS в Новосибирске.  -  Год мы потратили на "раскручивание" коробочного бизнеса, отработку логистики, добились одинаковых цен во всех регионах. Думаем, что наши партнеры хорошо примут технику Compaq в качестве дополнения к собственным компьютерам”.

 

Новую программу OCS собирается проводить под девизом: “Дилер, дистрибьютор, вендор  -  в одной связке”. Смысл его заключается в том, что все три элемента этой цепочки выступают  в качестве представителей единой структуры. “Теперь в различных тендерах мы выступаем все вместе, что делает для заказчика  выбор нашей связки однозначным,  -  пояснил Максим Сорокин, один из руководителей OCS.  -  Такая дружная связка побеждает любые попытки московских интеграторов перехватить заказ на проект у местной фирмы, что раньше бывало нередко”.

 

Для поддержки такой идеологии внутри фирмы создано специальное подразделение по поддержке корпоративных решений, которое возглавил Николай Гукасьян, ранее работавший в московском представительстве Novell.

 

Телефон представительства OCS в Новосибирске: (3832) 28-9842.

 

Елена Покатаева

Версия для печати