БИЗНЕС

В пансионате “Бор” прошла конференция “Инвестиции в компьютерный бизнес России”

Инвестиции  -  это не кредиты. Это гораздо слаще. Наверное, поэтому конференция “Инвестиции в компьютерный бизнес России”, организованная российским агентством маркетинговых исследований “Дейтор” и американской компанией Edventure Holdings (возглавляемой Эстер Дайсон), собрала 28 ноября в подмосковном пансионате “Бор” более 100 человек. А ведь мероприятие, надо заметить, было не из дешевых  -  стоимость участия в нем составляла почти 1000 долларов! Во многом привлечению публики способствовало приглашение интересных докладчиков и правильная формулировка тем дискуссий (“Подготовка к инвестициям”, “Представление инвесторов”, “Жизнь с инвесторами: преимущества и проблемы”, “Почему наши компании притягательны для инвесторов?”). К тому же, чего греха таить, изрядное число руководителей компьютерных фирм, не первый год работающих на российском рынке, заметно подустали от постоянного поиска оборотных средств, которых регулярно не хватает. Инвестиции на этом фоне выглядят весьма “аппетитно”.

Эстер Дайсон (Edventure Holdings) и Александр Прокин (“Дейтор”): ”Настало время подумать об инвестициях в компьютерный бизнес России”

Что есть инвестор и как с ним обращаться? Некоторые определения и правила инвестиционной этики были сформулированы на конференции президентом группы компаний IBS Анатолием Карачинским и другими докладчиками, имеющими опыт как инвестирования, так и привлечения инвестиций.

“Инвестиции, сам понимаешь, дело интимное...”

По предложенной на конференции классификации на рынке сегодня встречаются три типа инвесторов:

1. Непрофессиональные  -  небольшие компании (или даже отдельные люди), желающие выгодно вложить свой капитал.

2. Стратегические  -  рассматривающие потенциальных партнеров как средство для достижения каких-либо стратегических целей, скажем, расширения доли рынка. Они, как правило, охотятся за новыми технологиями, позволяющими им этих целей достичь (характерный пример  -  покупка фирмы “ПараГраф” компанией Silicon Graphics).

3. Финансовые (классические, портфельные)  -  заинтересованные в том, чтобы в результате инвестирования заработать побольше денег (например, за счет выгодной продажи акций компании, в которую вкладываются средства).

Что же в первую очередь волнует инвесторов? По мнению Анатолия Карачинского, две вещи: как потенциальный партнер развивался последние два-три года и имеет ли он четкий план стратегического развития. Ответы на эти вопросы позволяют инвестору понять, стоит ли вкладывать деньги в данную фирму, на что можно рассчитывать в перспективе, и помогают оценить риски.

Немаловажным фактором достижения взаимопонимания двух сторон является “прозрачность” фирмы, стремящейся привлечь инвестиции. Дается такая прозрачность нелегко и стоит немалых денег. Инвесторы обращают внимание на рыночную позицию компании и на качество управления ею. Безусловным козырем является наличие у фирмы именитых клиентов, долговременность отношений с ними, частота повторных контрактов. Восприимчивость руководства к новациям тоже высоко ценится в глазах тех, кто вкладывает деньги,  -  ведь им предстоит работать вместе не один год.

Стратегических инвесторов, как правило, редко интересуют фирмы, производящие что-то свое (их больше волнует продвижение собственных продуктов), а вот финансовых они могут заинтересовать  -  какая, в сущности, разница, на чем заработать деньги?

Как подчеркнула Марина Калдина (mkaldina@steptoe.com), юрист американской юридической компании Steptoe& Jonson, инвесторы начинают свою работу с проверки финансовой и юридической состоятельности фирмы.

Финансовая проверка предполагает, в частности, тщательный просмотр всех долгов, так как инвестор хочет быть уверенным, что его деньги пойдут не на их погашение, а на развитие новых проектов. Обращается внимание на то, кто и насколько регулярно проводит аудит.

Юридическая проверка предусматривает контроль правильности оформления корпоративных документов (устав, форма собственности, протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров и т. п.). Необходимо предоставить государственную лицензию на ведение соответствующей деятельности и другие обязательные разрешения.

Конечно, все понимают, что в России особо ценится наука грамотно уходить от налогов, оптимизировать их. В то же время при оформлении отчетов (особенно для инвесторов) надо соблюдать известную корректность  -  вряд ли кто-то согласится инвестировать средства в убыточную по документам компанию. “Так что прибыль показывать приходится”,  -  подытожил Борис Нуралиев, исполнительный директор фирмы “1С”.

Сегодня практически сняты ограничения на объем инвестиций (т. е. закон не фиксирует, кому должен принадлежать контрольный пакет акций отечественной компании, за исключением некоторых стратегических отраслей). Как правило, подчеркнула г-жа Калдина, финансовые инвесторы не претендуют более чем на 50% уставного капитала фирмы, стратегические же обычно требуют большего контроля.

Схема, которой придерживается большинство инвесторов, такова. Инвестор, имея некоторый объем средств, предназначенных для инвестирования в одну компанию (присутствующие на конференции инвесторы называли суммы от 1 до 30 млн. долл.), ищет подходящего партнера, способного обеспечить ожидаемый рост бизнеса, с тем чтобы через 3 - 5 лет выгодно продать уже “раскрученную” фирму (или свою часть акций). Чаще всего инвесторы (по их словам) претендуют на 25 - 26% акционированного капитала. Причем чем выше степень доверия к партнеру, тем меньшие проценты инвестор оговаривает в контракте. Если же в партнере не очень уверены, то требуют контрольный пакет (51%).

“Общение с инвестором  -  процесс очень интимный,  -  утверждают представители фирм, имевших опыт получения инвестиций.  -  Инвестор вас оценивает в 3 млн. долл., а вы себя  -  в 90 млн. Но ведь на какой-то цифре вы должны договориться...”

По мнению ведущего специалиста фирмы A.T.Kearney Александра Баженова (Alex_Bazhenov@atkearney.com), имеющего богатый опыт по подготовке компаний к работе с инвесторами, сегодняшний бизнес, связанный с ИТ, пока мало привлекателен для инвестиций. Довольно трудно доказать, что он выгоден для инвесторов  -  риски велики, а гарантий успеха немного. Однако внимание к компьютерному рынку растет, и небезосновательны прогнозы, утверждающие, что в ближайшие годы бурно развивающиеся высокие технологии тоже получат оздоровительные инвестиционные вливания с Запада, как это уже случилось с телекоммуникациями, фармацевтикой, пищевой промышленностью и другими отраслями отечественной промышленности. А потому беспроигрышный для организаторов конференции вариант  -  ежегодное ее проведение.

Телефон агентства “Дейтор”:   (095) 360-9741.              

Елена Монахова

Версия для печати