Выставка Multimedia Expo’97

Свыше 50 компаний участвовали в третьей московской специализированной выставке Multimedia Expo’97 (ММE’97), организованной компанией “Росинэкс” (Российские международные выставки) и проходившей в Центре международной торговли с 19 по 22 ноября. Это единственная в Москве, а может быть, и во всей России компьютерная выставка, где подрастающее поколение пользовалось теми же правами, что и поколение, уже изрядно подросшее. Больше того  -  чем младше, тем больше льгот: так, взрослый билет на выставку ММE’97 стоил

Игорь Прудников: “Прочитав название диска, трудно понять, что он из себя представляет”

15 000 рублей, студенческий  -  10 000, а школьный  -  5 000. Учащихся, пришедших группой по заявке от школы, пускали бесплатно.

Уже в первый день заполненный посетителями зал подтверждал, что экспозиция удалась. Выставка также показала, что в нашей стране развитие производства мультимедиа-продуктов опережает развитие искусства их маркетинга (ниже будет объяснено, почему).

MME’97 с точки зрения статистики

Театр начинается с вешалки, а выставка  -  с каталога. Так было раньше. Но времена изменились. Теперь каждая уважающая себя выставка начинается с Web-узла. Web-узел ММE’97 находится на Web-cервере “Гарант-парка” (www.park.ru). Хороший каталог, как и хороший Web-cервер, начинается с рубрикатора. Например, шестиуровневый древовидный рубрикатор выставки CeBIT имеет сотни ветвей, благодаря чему любой посетитель практически мгновенно может найти все что ему нужно. Выставка Multimedia Expo пока обходится одноуровневым рубрикатором, содержащим 14 разделов. Каждому из них соответствует определенный значок (перо символизирует прессу, молоток  -  инструментальные средства, портфель  -  деловые приложения и т. д.). В печатном варианте каталога наборы этих значков украшают аннотации экспонентов, как орденские планки украшают грудь отважного воина. Выглядит же рубрикатор следующим образом (в скобках указано число компаний, экспозиции которых имеют отношение к названному разделу): деловые приложения (2); видеотехнологии (3); аудиотехнологии (1); графические технологии (4); текстовые технологии (1); инструментальные средства (2); производство компьютеров (3); носители информации и тиражирование (3); мультимедиа-программы (27); мультимедиа в сетях (1); игровые программы (3); виртуальная реальность (1); мультимедиа-оборудование (6); пресса (13).

Этот список  наглядно демонстрирует, что на выставке MME’97, как и было задумано, правят бал изготовители мультимедиа-программ, которых с каждым годом в нашей стране становится все больше и больше. Растет и число разработанных ими приложений. Если на первой выставке Multimedia Expo было представлено двадцать мультимедиа-продуктов, на второй  -  пятьдесят четыре (см. PC Week/RE, № 49/96, с. 11), то на третьей  -  свыше ста.

Но довольно победной статистики и “голых” фактов. Перейдем к грустным размышлениям.

MME’97 с точки зрения специального корреспондента PC Week/RE

В России делаются прекрасные мультимедийные диски, но многие люди просто не знают об их существовании. Вероятно, потому, что мало у нас мест, где эти диски можно посмотреть, скажем так, в полном ассортименте. Вот и остается массовому потребителю идти на радиорынки, где по дешевке торгуют пиратскими копиями... Если диск не понравится, то его, в конце концов, и выбросить не жалко. Рисковать же значительной суммой, покупая кота в мешке, решаются далеко не все.

Мало произвести качественный товар, его надо правильно преподнести. Казалось бы, азбучная истина, но многие о ней почему-то забывают, наивно полагая, что хороший товар сам себя хвалит. Правильно преподнести  -  совсем не означает потратить сотни тысяч долларов на широкомасштабную рекламную кампанию. Есть много способов при сравнительно небольших затратах заявить о себе если не во всеуслышание, то все же достаточно громко.

Расскажу лишь об одном из них. В жизни любого компьютерного продукта (в том числе и мультимедийного диска) есть две знаменательные даты: день анонсирования и день начала массовых продаж. Иногда эти даты совпадают, но чаще всего их разделяют недели, а то и месяцы. Эти “торжественные” дни  -  великолепный повод если не для встреч с прессой, то хотя бы для написания пресс-релизов (я что-то не помню случая, чтобы в нашем издании не прореагировали на сообщение о появлении достаточно серьезного мультимедийного продукта). 

Компьютерные выставки неизбежно привлекают внимание журналистов. Поэтому очень часто производители приурочивают к ним анонсирование своих новых изделий или начало их массовых продаж. Провести презентацию продукта в рамках выставки много проще и дешевле, чем вне ее: можно собрать заинтересованных лиц в одном из выставочных залов, можно пригласить их на свой стенд. Можно, в конце концов, просто написать коротенькие пресс-релизы и отдать их организаторам выставки, чтобы они вкладывали их в “комплект для прессы”. Но ни один из участников выставки MME’97 (за исключением компании CompuLink) этой возможностью почему-то не воспользовался. А зря. Ведь даже на выставочном Web-cервере кратких описаний новых компакт-дисков не оказалось. Просто никто их вовремя не представил! Впрочем, еще не все потеряно: с окончанием выставки ее Web-узел не закрывается!

Справедливости ради надо отметить, что на протяжении всех четырех дней работы выставки строго по расписанию шли 20-минутные демонстрации дисков, созданных участниками фестиваля “Контент. Осень’97”. Но демонстрация демонстрацией, а пресс-релиз  -  пресс-релизом. Тем более что представленные диски находились в разной степени готовности: от демоверсий до тиражных копий. Но поди разберись, кто в какой.

MME’97 с точки зрения президента “Росинэкс”

А вот что думает о выставке ММE’97 президент “Росинэкс” Игорь Прудников, согласившийся ответить на несколько вопросов корреспондента нашего еженедельника.

PC Week: Скажите, пожалуйста, какова цель выставки ММE’97?

Игорь Прудников: Основная цель выставки была названа еще три года тому назад: формирование российского мультимедийного рынка и содействие тому, чтобы российский производитель занял на этом рынке не то чтобы доминирующее, но достойное положение. Multimedia Expo и по сей день остается одной из немногих компьютерных выставок, на которых отечественный производитель чувствует себя хозяином. Замечу, что три года назад в нашей стране практически не было рынка домашних компьютеров и многим не было понятно само определение мультимедиа-продукта. Теперь же эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Пусть это не очень скромно, но, наверное, в этом есть и наша заслуга.

PC Week: Пользуется ли ваша выставка успехом?

И. П.: В 1995 г. нас посещало порядка полутора тысяч человек в день. В прошлом году на выставку ежедневно приходило до восьми тысяч человек. Это абсолютно реальная цифра, так как с помощью отрывных купонов мы фиксируем проход как по бесплатным приглашениям, так и по платным билетам. Рекорд этого года: 10 тысяч посещений в день.

По числу участников и выставочным площадям (около 900 кв. м) мы не выросли. Причина проста: к сожалению, не у всех фирм-разработчиков сегодня хорошее финансовое положение...

PC Week: Как вы оцениваете общее состояние отечественной “мультимедийной промышленности”?

И. П.: Я думаю, что в этом году на российский рынок было выведено около 150 мультимедийных продуктов, примерно 100 из них можно увидеть на выставке. 50 новых продуктов участвовали в нашем конкурсе (допускались только те диски, которые не были представлены на весеннем конкурсе, проведенном в рамках выставки “Аниграф”). Всего же на рынке сейчас около 220 наименований отечественных мультимедийных продуктов.

PC Week: На стендах  -  десятки новинок. Но почему ни одна фирма не приурочила их анонсирование к началу выставки?

И. П.: Пока наша выставка не “раскрутилась” настолько, чтобы стать итоговой для компаний, работающих в этом секторе рынка. Поэтому многие фирмы не стремятся завершить все работы над мультимедийным продуктом именно к ее началу. Мы бы рады поместить на выставочном Web-сервере исчерпывающую информацию о каждом новом продукте. Но экспоненты эту информацию не дают. Очень трудно грамотно подготовить даже обычный каталог (как это знакомо, на это жалуются организаторы абсолютно всех хард- и софтверных выставок, даже Комтека.  -  В. М.).

PC Week: Чем выставка ММE’97 может заинтересовать корпоративного клиента?

И. П.: На днях я прочитал книгу “Выставки как элемент маркетинга”, написанную очень уважаемым человеком. Она содержит ряд интересных мыслей, многие из них хорошо согласуются с моими публикациями двух-трехлетней давности. Но вот с разделом, в котором автор классифицирует экспозиции и делит их на выставки для специалистов и выставки для публики, я не согласен. Хочу серьезно возразить: есть ограничения для публики, которой не все может быть понятно. Но для специалиста не должно быть ограничений. Поэтому я глубоко убежден, что нам не нужна узкоспециализированная выставка по мультимедиа-технологиям, так как конечный продукт говорит сам за себя. Ведь потребителя в первую очередь интересует хранящаяся на диске информация и форма ее представления, специалист же прежде всего обращает внимание на технологии, используемые при изготовлении диска.

Если посмотреть в зал, то в нем преобладает публика, интересующаяся теми или иными продуктами, а если заглянуть в переговорные комнаты, то вы увидите там профессионалов и представителей тех корпораций, которым нужно заказать свой презентационный диск. Они изучают свойства конечного продукта и выбирают, к кому обратиться. Еще никто из участников Multimedia Expo не жаловался мне, что к ним ходит только публика. Да и вы сами, видимо, заметили, что в выставке участвуют не столько дистрибьюторы, сколько производители, заинтересованные в расширении заказов на свою продукцию.

PC Week: Cпасибо за беседу.

Телефон компании “Росинэкс” (Российские международные выставки):  (095) 255-6500, адрес: rosin@garnet.ru.  

Владимир Митин

У вас есть собственная точка зрения на выставку Multimedia Expo и на способы продвижения серьезной мультимедиа-продукции? Cообщите их по адресу: Mtin@pcweek.ru.

Версия для печати