Заметки о методологии, стратегии и тактике построения корпоративных информационных систем
Категории управленческой информации
Хаотическое поведение системы по-русски часто называют бардаком. Можно ли автоматизировать “бардак”? Пессимистическая точка зрения: “Если сначала навести порядок, то может быть, и можно. Оптимистическая точка зрения: “Конечно, если выделят для этого достаточные средства”. Прагматическая точка зрения: “Можно, если изменить точку зрения”.
Будем менять точку зрения. В какую сторону? Весь вопрос состоит в том, что на что менять и у кого. В настоящее время малопригодность распределенных информационных систем объясняется их низкой отдачей в условиях быстро меняющейся ситуации в сфере приложения, а не уровнем используемых в них программно-аппаратных решений. Если ЛПР (лицо, принимающее решение) во время ответственных переговоров в считанные секунды не получит от ИС ответа на важный вопрос, то, очевидно, она ему будет не очень-то и нужна. И уделом такой разработки станет генерация отчетов, справок и балансов. Быстрота реакции ИС при ответе на нетипичный запрос, полнота и надежность данных, доступ к данным в любой точке их генерации очень важны для использующего систему ЛПР. ЛПР решает управленческие задачи, а не занимается автоматизацией своего предприятия (для этого есть соответствующие специалисты).
Следовательно, точку зрения на автоматизацию предприятия нужно менять в сторону использования таких программных решений, которые обеспечат адаптируемость системы к изменению информационной среды и будут способствовать преодолению информационного голода. Информация не только стоит денег, она помогает делать их, а для этого ею нужно управлять.
К чему сводится управление информацией? Прежде всего к систематизации и классификации. Базы данных, заполняемые оперативными транзакционными системами, содержат необработанную для ЛПР информацию. Чтобы ее использовать для принятия решений, она должна быть определенным образом организована.
Какая информация и каким руководителям нужна? Ответ зависит от уровня управления, на котором данный руководитель находится.
Высшему звену управления для установления долгосрочных целей, накопления ресурсов для их достижения нужна информация по стратегическому планированию, в том числе экономические прогнозы и оценки. Учетная информация используется руководителями среднего звена для координации различных подконтрольных им функций, в частности для разработки оперативных планов. Подробные отчеты по повседневной производственной деятельности используют руководители нижнего звена управления для определения сиюминутных потребностей в ресурсах и фиксации событий хозяйственной деятельности.
Таким образом, управленческая информация о событиях хозяйственной деятельности, выдаваемая системой накопления данных, в дальнейшем должна быть систематизирована и согласована по уровням управления предприятием. Можно говорить о категориях управленческой информации, соотнося ее с этими уровнями.
Любое предприятие имеет свою собственную индивидуальную систему целей, которая является основой для построения категорий управленческой информации и соотнесения ее с уровнями управления. КИС управления предприятием по своему назначению должна поддерживать необходимую систему типов управленческой информации. На этом базируется работа по созданию информационного хранилища предприятия, так как именно на основе его данных и должны приниматься решения и строиться прогнозы.
Ремарка 4. Четвертая ошибка: средства определяют цель
Цель определяет средства ее достижения (эта мысль была обоснована немецким философом Гегелем). Система целей предприятия должна быть заложена в КИС, которая обязана эти цели поддерживать. Задачи оперативного управления зачастую доминируют. ИС для их поддержки являются по своему существу транзакционными и отвечают потребностям среднего звена управления. Поскольку эти системы создаются быстрее, руководители высшего звена погружаются в них и начинают мыслить категориями более низкого уровня управления.
Оперативная подсистема как средство решения управленческих задач начинает доминировать в целевых установках на создание КИС. В результате этого цели создания КИС смещаются в сторону манипулирования оперативной информацией и поддержки соответствующего электронного документооборота. Создается “перевернутая” ситуация: средства решения управленческих задач начинают определять цели системы. Основная цель создания КИС - корпоративная поддержка управленческих решений на основе выверенной и согласованной информации - отходит на второй план.
Уровни сложности управляющих систем
Возрастающий интерес к КИС означает доминирование системного подхода к их созданию, т. е. переноса внимания с частей на целое. Это связано с задачами предприятия на рынке - взять под контроль целостную ситуацию в определенной сфере бизнеса. Следствием такого подхода должен быть отказ от модульной архитектуры информационной системы при корпоративном решении задач управления предприятием.
В живой природе все системы движутся к распаду. Аналогично все организации идут к хаосу. Задача управления заключается в том, чтобы за счет управляющих воздействий предотвратить такое состояние. Для этого система должна быть адаптируемой, составные части должны совместно решать общую задачу, а сама система - оставаться в динамическом равновесии с окружающей средой. КИС должна обеспечивать моделирование таких характеристик системы информационной жизнедеятельности предприятия.
Кеннет Болдинг еще в 1956 г. предложил метод классификации систем окружающего нас мира. Классификация включает девять уровней сложности принципиально сходных систем.
1. Системы со статической структурой - уровень основных структур.
2. Системы простой динамической структуры с предопределенным поведением (например, часы).
3. Кибернетические системы с саморегулированием для поддержания равновесия (например, термостат).
4. Системы с самоподдерживающейся структурой - так называемые открытые системы (живая клетка).
5. Системы с генетико-социальной структурой (растения).
6. Системы с преобладанием целенаправленного поведения и самосознания (животные).
7. Человек как система, обладающая самосознанием и способностью использовать язык.
8. Системы человеческой организации, т. е. социальные системы с их ценностной ориентацией.
9. Трансцендентные системы - абсолют и неизбежная непознаваемость.
Принципиальное значение этой классификационной схемы состоит в том, что малые системы существуют внутри больших. В зависимости от того, что является центральной системой (изучаемой нами), можно определить над- и подсистемы. Например, оперативная функция управления бизнесом является доминирующей системой. Тогда контроль качества продукции предприятия является подсистемой, которая существует внутри оперативной системы управления. Если доминирующая система меняется, то меняется и классификация. Об этом часто забывают и аналитики, и руководители проектов.
Ремарка 5. Пятая ошибка: не сознаем, Что создаем
Хорошо, если ЛПР способно распознать, реорганизовать и проконтролировать адаптирующиеся системы, каковыми являются предприятия. Тогда руководитель проекта имеет возможность построить классификацию уровней создаваемой системы, т. е. определить, что является центральной системой, какие подсистемы живут внутри нее, а какие вне, и построить стратегию ее реализации в соответствии с требованиями генерального бизнес-плана предприятия.
Если это не так, то нужно угадать и найти аналог создаваемой системы. Это, к сожалению, самый популярный путь. И зачастую осознание того, что нужно сделать, приходит уже в конце пути, когда система со всеми ее недостатками стала частью производственного процесса.
Нарушение уровневой структуры системы приводит к смешению управляющих функций и принятию некомпетентных решений на основе предоставленной программной системой информации.
О выборе концепции
Принимая ту или иную концепцию создания системы, руководитель проекта должен обеспечить ее целостность. Обычно управляющие системы обладают так называемым свойством синергизма: целое больше, чем сумма частей. Необходимо, чтобы КИС для управления предприятием (предлагающая вычислительную среду для обеспечения управленческих решений) обладала таким же свойством. Следовательно, модульная архитектура с межмодульными протоколами взаимодействия не может обеспечить синергизма системы именно из-за определенных межмодульных протоколов (плохо строятся динамические деревья решений в корпоративной сети). КИС управления предприятием должна быть ориентирована на задачи, которые решаются корпоративным образом. А это означает, что нужна классификация решаемых задач и соответственно метаданных, данных и т. д.
Классификация порождает уровни управления системой, соответствующие принятым на данном предприятии уровням управления, которые, в свою очередь, зависят от ЛПР. Следовательно, придумать универсальный рецепт создания КИС управления предприятием невозможно. Но можно сформулировать основополагающие методологические принципы, которых стоит придерживаться при создании такой системы:
- следование генеральному бизнес-плану предприятия;
- понимание уровня сложности создаваемой системы;
- обеспечение адаптируемости системы;
- по возможности поддержка синергизма реальной управляющей системы в ее виртуальном образе.
На рынке программных услуг команды для создания таких систем имеют в настоящее время практически полный набор инструментария для воплощения этих принципов в жизнь.
Ремарка 6. О системе переходного периода
Чтобы обеспечить ритмичный ход реализации системы, выдержать бюджет и сроки, руководитель проекта не имеет права заниматься производством кода (не более 10 - 20%). Иначе будут неадекватно отражаться текущие требования и возникнет несоответствие реализации системы ее структуре из-за постоянных компромиссов. У него должно быть время на обдумывание принимаемых по ходу дела решений.
Чтобы найти это время, бывает тактически целесообразно построить систему переходного периода. Назначение такой системы состоит в том, чтобы на текущих данных, на существующей и эволюционирующей структуре данных удовлетворять текущие требования ЛПР и всей иерархии управления.
В качестве такой системы может выступить выбранный аналог. Например, система “Ресурс” (фирмы “Эллай”, Москва). Но об аналогах позже.
Существуют программные оболочки (типа Crystal Info фирмы Seаgate Software), основанные на интеллектуальном аналоге универсального конечного инструмента пользователя (генератора отчетов), которые позволяют подхватывать и объединять данные из различных источников, в том числе и внешних. Работая вначале как система переходного периода, такая оболочка затем превращается в среду для внутреннего и внешнего общения (такие оболочки в последних версиях содержат и WWW-сервер с соответствующим сервисом).
Взгляд на требования к системе
Этот раздел отражает сугубо личный взгляд автора на тенденции в построении КИС управления предприятием. Именно по ответам на приведенные ниже вопросы и хотелось бы определить точку зрения коллег.
Ясно, что большие системы не создаются на пустом месте, руководители проектов всегда имеют рабочий аналог в качестве работающего прототипа его будущей системы. Каким требованиям должен удовлетворять такой аналог и разрабатываемая система в целом? На мой взгляд, основными такими требованиями является:
Отказ от использования модульного принципа построения системы. Куда пришли наши зарубежные коллеги, двадцать лет использовавшие этот принцип, мы все хорошо видим. Западные системы такого класса очень плохо адаптируются в России. Модульность помогает хорошо решать конкретные задачи управления предприятием на нижних уровнях управления. Но из-за необходимости поддерживать связи по данным и управлению при передаче информации на верхние уровни управления возникают проблемы представления информации. Генеральный бизнес-план формируется на верхних уровнях управления, а не на нижних.
Начиная с некоторого момента, стоимость системы не должна расти в зависимости от числа рабочих мест. (В системах с модульной архитектурой стоимость растет пропорционально числу рабочих мест.) Такое требование связано в первую очередь с числом решаемых в системе задач управления, которое для каждого конкретного предприятия практически постоянно. Возможность решения любой из этих задач в соответствии с уровнем предоставленных полномочий должна быть предоставлена в любой точке КИС.
Настраиваемость на бизнес-процессы предприятия. Пришло время использовать идеи искусственного интеллекта в разработке КИС. Нужны оболочки таких систем в виде бизнес-процессов, где база знаний представляет собой настраиваемый репозиторий системы. Концентрация внимания на логических структурах данных и на приложениях для КИС не должна быть основополагающей линией поведения. Виртуальное предприятие существует в виде системы взаимосвязанных событий. События могут менять поведение системы. Логическая структура данных должна носить подчиненный характер при создании системы
Независимость от несущей СУБД. Хорошо построенная КИС управления предприятием должна быть независимой от выбора СУБД. Использование архитектуры клиент-сервер большинством СУБД и SQL как языка общения с данными снимет важность вопроса о выборе СУБД. Производители СУБД конкурируют между собой и предлагают почти каждый год новую реализацию своих продуктов. Выбор СУБД является больше финансовым вопросом, чем принципиальным.
Многозвенная структура системы. Это требование диктуется необходимостью поддерживать как транзакционную, так и информационную составляющую системы и, что не менее важно, возможность аккумуляции в системе информации из внешних источников.Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 48/97, с. 60.
Владимир Туманов
К Владимиру Туманову можно обратиться по адресу: tve@icp.ac.ru.