Рефлексии

По роду деятельности или, как говорят сейчас, по жизни, мне приходится прочитывать достаточно много из того, что публикуют коллеги. Часто возникает желание прокомментировать написанное ими, высказать собственное мнение, а иногда и позицию нашего еженедельника. Назвать этот жанр “колонка редактора” или “тусовка” вряд ли правильно, поэтому думаю, что смешной кикер “рефлексии” точнее отражает суть дела. Кроме того, в отличие от редакторов и корреспондентов, непосредственно участвующих во множестве компьютерных событий, главный редактор еженедельника гораздо прочнее прикован к столу и процессу создания очередного нoмера, так что я рассматриваю эту рубрику еще и как дополнительную возможность общения с читателями.

Пару недель назад две редакционные статьи, написанные моими коллегами, вызвали у меня совершенно полярные эмоции. Статья Алексея Орлова, открывающая одиннадцатый номер “Мира ПК”, порадовала не только тонким, свойственным Алексею юмором и вкусом, но и тем, что, пожалуй, он первый, если не единственный, сказал правду о том, насколько разочаровала всех встреча в Кремлевском дворце (КДС) с Биллом Гейтсом. Не так часто попадается текст, с которым ты полностью согласен и по смыслу, и по духу. Сам я не пошел на эту встречу, так как в разное время трижды бывал на выступлениях Гейтса в Америке и не ждал ничего интересного, да и день в редакции был выпускной. Зато сотрудники и многие коллеги из других изданий, побывавшие на этом шоу, в лицах рассказывали мне о том, что там происходило, но написать, как видим, отважился только Орлов.

Замечу, что в концертном зале отеля “Аладдин” в Лас-Вегасе (он вмещает около 7 тыс. человек), где всегда выступают с ключевыми докладами лидеры американской компьютерной индустрии во время осенней выставки Comdex, прессе не приходится терять время, простаивая в общей очереди, чтобы попасть в зал (для журналистов посещение таких выступлений  -  обычная работа), а зрителей не заставляют сдавать сумки в камеры хранения, да и подвозит их туда сотня специально арендованных автобусов.

Между тем в корпорации Microsoft работает очень сильная команда по связям с общественностью (PR). Методы их работы  -  это отдельная песня. Во всяком случае, выступления Билла Гейтса они готовят как хитовый спектакль в популярном театре на Бродвее. Его выступление в КДС, более чем дежурное, заготовленное на все случаи жизни (в нем даже слово “Россия” не прозвучало ни разу) говорит о том, что оно специально не готовилось и не было для Гейтса важным. У меня сложилось впечатление, что никого из PR-команды он даже не захватил с собой.

В связи с этим возникает вопрос, а что же тогда было для Гейтса действительно важно? Этот самый богатый человек в мире увеличивает свое состояние на 500 млн. долл. в месяц, следовательно, в день он получает больше, чем весь годовой оборот российского АО Microsoft. Думаю, что данный визит был менее всего связан с бизнесом корпорации в России. Эти задачи решались попутно. Билл Гейтс не так уж часто ездит в другие страны. И во время поездок решает прежде всего стратегические для своего бизнеса задачи (а это все чаще не Microsoft). Так было с первым визитом в Россию, так было во время предшествующего появлению в Москве посещения Гейтсом Германии, закончившегося подписанием контракта на организацию там службы WebTV. Стратегическими задачами, которые Гейтс решал в России, были, скорее всего, поиски носителей для вывода на орбиту спутников компании TeleDisc (глобальная спутниковая цифровая связь), нащупывание выходов на перспективный рынок сервисных сетей (мало кем замеченная встреча с Александром Галицким) и, возможно, имитация некоторой деятельности перед акционерами Microsoft в связи с ожидаемыми плохими финансовыми показателями текущего года (вот здесь им споют песню о пиратстве и о том, на каком высоком уровне Билл Гейтс с пиратством борется). Впрочем, наверное уже хватит о Microsoft, а то меня иногда упрекают, что мы слишком много о ней пишем. В оправдание замечу, что мы делаем это бесплатно, т. е. даром.

Конечно, отдав когда-то много сил журналу “Мир ПК”, я внимательно смотрю на то, что с ним происходит. Оценивая номер в целом и читая статью Алексея Орлова, я подумал, что в России стало одним главным редактором больше.

А вот статья главного редактора журнала “Домашний компьютер” вызвала недоумение. В ней утверждается, что российские лицензионные компьютерные издания (т. е. те издания, в которых по лицензионному соглашению используется торговая марка и/или редакционный материал какого-либо западного журнала или газеты) работают под неусыпным оком и под давлением фирм, продавших им лицензию. Должен разочаровать г-на Петроченкова. Эти фирмы волнует только то, насколько исправно им платят деньги за лицензию. Более того, наша редакция, например, может вообще не печатать ни одной статьи из американского PC Week’а. Но выиграет ли от этого читатель? Смысл лицензирования в том, чтобы получить легальную качественную информационную базу, а не заниматься, как некоторые, переписыванием статей западных авторов под своим именем (хотя это и дешево и сердито).

Вообще в упомянутой статье множество других нелепых утверждений, в частности, касающихся больной темы  -  тиражей изданий. Можно, конечно, предъявлять рекламодателям смешные таможенные накладные, но куда спрячешь простую логику бизнеса. Все его параметры  -  цена подготовки номера, стоимость печати, отпускная цена, расценки на рекламу  -  хорошо известны или легко оцениваются. Мой предыдущий издатель, человек безусловно незаурядный, честно глядя мне в глаза, называл вполне пристойный тираж очередного номера, но в момент выхода журнала, заходя в отдел распространения, я получал цифры вдвое меньшие. Так что советую главным редакторам заглядывать туда почаще, чтобы не веселить, по крайней мере, коллег.

Эксперты  -  люди очень опасные. Однажды, консультируясь, я показал одному математику тройной интеграл, над которым билась наша лаборатория, а он напугал меня, назвав закрытую тему, над которой мы тогда работали. В другой раз сам выступил в роли такого эксперта. Лет 15 назад меня пригласили прочитать лекцию по языку Ада в Министерство обороны. Кто-то из офицеров в ходе обсуждения сказал, что у них появился новый компьютер. Зная выпускавшуюся в стране элементную базу, я абсолютно точно назвал его характеристики. К сожалению, в этом мире действительно не так уж много секретов.

Как поет Гурченко, “здесь пора поставить точку”. Насколько мне удался этот жанр  -  судить читателю. Ваши комментарии присылайте по адресу: chief@pcweek.ru.

Эдуард Пройдаков

Версия для печати