”Галактика” главный продукт ”Галактики”

Игорь Альтшулер

Они неплохо дополняют друг друга  дипломатичный, уравновешенный президент корпорации “Галактика” Николай Красилов и взрывной, темпераментный генеральный директор (он же главный конструктор системы “Галактика”) Дмитрий Черных. Оба закончили мехмат МГУ (Николай к тому же защитил диссертацию), оба не понаслышке знакомы с понятием “крупный проект”. Н. Красилов в свое время около года проработал в American Airlines над проектом системы бронирования и резервирования авиабилетов, отелей, автомобилей (эта система включает 11 тысяч рабочих мест по всему миру и характеризуется трехсекундным временем отклика на запрос).

Д. Черных по роду работы (точнее, службы) в течение нескольких лет занимался теорией сложных иерархических информационных систем в военно-политической области  так что к понятиям неопределенной и противоречивой информации ему не привыкать. Занимался экономическими и транспортными моделями, теорией многопродуктовых потоков в сетях и оптимального управления сложными процессами. Однажды он доказал сложную теорему, а через месяц выяснилось, что это одна из фундаментальных теорем данной науки. Дмитрий амбициозен, он умеет не только генерировать идеи (часто неординарные), но и “опрокидывать” их на реальность.

В 1988 г. Дмитрий Черных и Николай Красилов руководили коллективом в 30 человек, занимавшимся разработкой систем управления производством с ориентацией на предприятия машиностроения и приборостроения. Уже в те годы были заложены элементы решений, которые сегодня корпорация “Галактика” выводит на тиражный рынок, ибо лишь сейчас, после кризиса 19911992 гг., производство в отдельных отраслях стало потихоньку вставать на ноги.

Но вернемся на 10 лет назад. Тогда коллектив Красилова  Черных принимал участие в выставках, организованных центром научно-технического творчества молодежи “Рост” Ленинградского района Москвы, и на одной из таких выставок, где они демонстрировали свое решение АСУП, к ним подошли серьезные представительные люди и после ознакомления с проектами и длительного разговора вдруг предложили заказ “втемную”. Был назван жесткий срок  три месяца и фантастическая по тем временам сумма в 300 тысяч рублей (это была стоимость 40 автомобилей “Жигули”).

В силу некоторой природной авантюрности характера, а также ощущения огромных собственных возможностей Дмитрий, поговорив с командой, дал солидным клиентам согласие. После чего ему объяснили, в чем заключается заказ: нужно создать систему автоматизации для Верховного Совета СССР и съезда народных депутатов. Заказчиком этой работы выступало одно из Главных управлений Совмина, курировал проект А. И. Лукьянов. На следующий день вся группа въехала в хорошо оборудованные помещения в гостинице “Москва”, где тогда размещались союзные депутаты. В кратчайшие сроки нужно было разработать систему первичной регистрации депутатов, базу, содержащую полную информацию о депутатах, и систему обработки протоколов заседаний комитетов и комиссий, обеспечить обработку стенограмм всех выступлений и предложений, отсортированных по иерархическому рубрикатору, который включал в себя более 600 позиций (с возможностью контекстного поиска по ключевым словам), а также создать архивную систему Президиума Верховного Совета и систему планирования законопроектов и цикла их прохождения.

Времени на опытную эксплуатацию не было; минуя этот этап, развернули систему в 20 точках, в том числе в Большом кремлевском дворце и Дворце съездов, и запустили сразу в промышленную эксплуатацию. Система вызвала оживленный интерес у представителей различных ветвей власти. Начальники разного уровня испытывали сильный страх: что будет, если система вдруг не сработает? Но она работала как часы. В результате Дмитрий Черных получил благодарность от Лукьянова и именные часы от министра обороны. Получив заказ на обслуживание и дальнейшее развитие системы, группа фактически “переселилась” в структуру органов власти, оставшись при этом независимым коллективом. Хорошее было время: днем они работали по заказу властей, вечером в свое удовольствие (уже не в хоромах, а в подвальчике) продолжали создавать то, что считали для себя главным  систему управления производством. В конце концов коллективу предложили стать генподрядчиком в проекте создания системы автоматизации деятельности аппарата Президента СССР, но тут грянул август 1991 г., не стало ни Президента, ни его аппарата. В связи с исчезновением объекта автоматизации группа покинула властные структуры, что, впрочем, не помешало ей выполнить ряд заказов Правительства Москвы, в частности, создать систему экологического мониторинга и систему расчета зарплаты для автобусных, троллейбусных и трамвайных парков столицы. А автоматизацией Верховного Суда России до сих пор занимается группа, в ту пору отколовшаяся от их коллектива.

Все эти проекты, однако, были известны лишь в узких кругах. Понятие маркетинга в то время на российском рынке еще отсутствовало. Коллектив выполнял заказы и удовлетворял собственные амбиции. Впереди была еще длинная дорога. Все разработчики софта проходят похожие стадии развития: вначале им кажется, что главное  научиться делать дело, потом кажется, что главное  понять, что нужно рынку, и сделать необходимый продукт. В конце концов выясняется, что сделать мало, очередь за твоим продуктом не стоит и сам ты никому на рынке не нужен. Нужно научиться продавать. Но вот научились  и встает новая серьезная задача: обслужить и удержать клиентов. Затем выясняется, что и этого мало, нужно жить динамично, постоянно совершенствуя и продукт, и технологию его продвижения, и технологию управления собственной компанией, развивая при этом инфраструктуру для выполнения все новых задач (рынок тоже на месте не стоит).        

PC Week: Почему Windows- и Oracle-версии вашей системы лишь недавно появились на рынке, между тем как анонсировали вы их еще весной, на семинаре “Галактики” в Лас-Вегасе?

Дмитрий Черных: Мы с 1992 г. развиваем функциональность созданной системы и обеспечиваем решение основных задач управления предприятием на основе информационных технологий и консалтинга. Что же касается многоплатформности, то опоздание свое мы компенсировали выпуском промышленной версии сразу для нескольких платформ (DOS, Windows, Windows NT, OS/2 и т. д.); более того: это единая версия, сохранившая всю функциональность (опробованную на тысяче с лишним предприятий СНГ). Мы ни рубля инвестиций не затратили на клонирование, на то, чем занимаются другие фирмы. Зато клиентам не надо будет думать о переобучении пользователей, о повторном вводе исходной информации.

У нас есть единое проектное решение, ядро. Мы перестраиваем архитектуру системы (в ней, кстати, уже около 1,5 млн. строк программного кода), чтобы обеспечить разделение слоя представления бизнес-процессов, слоя их интерпретации и слоя, отвечающего за функционирование этих прикладных решений на различных платформах (к слову говоря, с первыми версиями Oracle мы работали еще в 1983 г.). “Галактика”  это свыше 200 человеко-лет, потраченных на разработку. Многие решения, которые предлагают западные разработчики, технологически более развиты и поэтому для России, как это ни парадоксально, менее приемлемы: наша школа управления не готова их принять. Западные фирмы лукавят, говоря, что у них нет местных конкурентов: мы не раз пересекались с ними в тендерах, и выбор клиенты чаще делали в нашу пользу. Примерно 15% отечественных предприятий (средних и крупных), научившихся “мыслить рыночно”, мы считаем своими потенциальными клиентами.

PC Week: Что вы считаете основным результатом своей деятельности за истекшие 10 лет?

Д. Ч.: Самый главный результат  это построенная нами компания, способная производить продукты, реализовывать их на рынке и развиваться. Если бы 10 лет назад мы имели свои нынешние знания о том, как строить бизнес, мы были бы сегодня на несколько порядков более развитой структурой. Сейчас мы можем утверждать, что в нашей организации построено регулярное управление всеми процессами, регулярный менеджмент. За последние пять лет корпорация прошла серьезный путь развития в отношении того, что мы предлагали. В 1992 г. это был пакет программ “Бухгалтерия”. Нам казалось тогда, что главное  иметь продукт, остальное приложится. Потом выяснилось, что продукт и наличие ресурсов на его разработку и поддержку  условие необходимое, но не достаточное. Пять лет назад рынок требовал механизации учета, сегодня нужно иметь комплексное решение проблем управления бизнесом и его развитием (система автоматизации  лишь средство), а еще через пять лет понадобится решение не только для того, чтобы построить управление (а оно в России пока не построено), но и для того, чтобы построить динамичное управление, способное функционировать в условиях конкуренции.

Кстати, на нас вышел целый ряд ведущих отечественных и западных аудиторских и консалтинговых фирм, специалистов по антикризисному менеджменту, мы заключили с ними договоры о стратегическом сотрудничестве. Совместно с партнерами решаем задачу подъема предприятий, ищем пути снижения себестоимости их продукции и увеличения прибыли  все это крайне важно для наших заказчиков.

PC Week: Кем вы ощущаете себя сегодня?

Д. Ч.: Руководителями корпорации, которая вышла из детсадовского возраста и поступила в первый класс школы. И при всем том мы пока еще (перефразируя известное выражение Ньютона)  маленькие мальчики, играющие в камешки на берегу великого океана мирового бизнеса.