Алексей Максимов

         

         КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Когда мы сразу после осеннего Comdex’а задумали подготовить специальный обзор по карманным ПК (КПК), у нас уже было ощущение, что этот рынок находится в состоянии, близком к точке кипения. Весь последующий ход событий вплоть до январской выставки Consumer Electronics Show привел к тому, что рынок и правда “закипел” - так много новых продуктов и маркетинговых ходов на нем появилось. Причем, что особенно интересно, наконец-то всерьез заявили о себе и российские участники рынка КПК, проведя в декабре конференцию “Компьютер на ладони - реальность и перспектива”.              

Если сравнить нынешнюю ситуацию с положением дел год назад (см. PC Week/ RE, № 2/97, с. 25), то главное, что изменилось, - это настроение. Где былой скептицизм? Вопрос “быть или не быть?” уже не стоит. За год рынок резко вырос, и его перспективы в целом не вызывают сомнений: IDC оценивает его объем в 1997 г. в 5,1 млн. шт., прогноз на 1998 г. - 8,2 млн. шт. (рост на 61,1%).

Сегодня главный вопрос скорее в том, какая платформа будет доминировать на нем в ближайшие годы. А число претендентов все растет. Сегодня это в первую очередь лидер прошлого года PalmPilot корпорации 3Com; Windows CE корпорации Microsoft, опирающаяся на когорту производителей аппаратного обеспечения с громкими именами; успешно противостоящие американо-японской экспансии модели европейской фирмы Psion и несгибаемый ветеран-Newton MessagePad фирмы Apple. Однако нельзя сбрасывать со счетов и такие модели, как Sharp Zaurus и Mobile Organizer SE-500, Nokia 9000 и предназначенные для вертикальных приложений “планшетники” с перьевым вводом, КПК с цифровыми клавиатурами компаний Psion, Intermec, Symbol Technologies и Fujitsu Personal Systems.

Несомненно, самым успешным КПК 1997 г. считается PalmPilot. Этой системе удалось завоевать львиную долю рынка прежде всего благодаря простоте, доступности интерфейса для новичков и исключительно удачному форм-фактору (масса 160 г, размеры позволяют носить его в кармане рубашки) и минимальному набору базовых функций, удовлетворяющему каждодневные личные потребности в информации. Разработчики воспользовались ключевой, на мой взгляд, идеей: человек пользуется органайзером вдали от своего письменного стола главным образом для получения и просмотра информации (телефоны, адреса, календарные планы и т. п.), а не для ее создания и ввода в запоминающее устройство. По оценкам 3Com, соотношение времени, затрачиваемого на просмотр и ввод личной информации с помощью КПК, составляет 80:20. Поэтому у PalmPilot минимальные возможности ввода (не слишком удобные экранная клавиатура и программа распознавания рукописного ввода), зато большой и яркий экран. А для ввода данных разработчики устройства предлагают использовать настольный ПК. Для этого PalmPilot снабжен исключительно простой системой синхронизации данных с распространенными информационными системами. По оценкам IDC, в 1998 г. устройствам на базе 3Com PalmOS достанется 37,6% мирового рынка КПК, тогда как на долю Windows CE придется лишь около 30%.

Проблема интерфейса человек - машина вообще очень ярко проявилась на примере КПК. По отдельным показателям среди существующих моделей явно выигрывают те, которые имеют удобный для чтения экран (PalmPilot, Psion 3c, MessagPad), естественную систему навигации с помощью пера (PalmPilot, MessagePad, Psion Series 5, Windows CE), большие клавиши (Psion Series 5), простую систему синхронизации с “большой” машиной (PalmPilot). Однако, судя по тенденциям последнего времени, уже в скором будущем на первый план для КПК выйдет голосовой интерфейс и возможности подключения к Интернет. Многие из уже существующих устройств снабжены аудиоподсистемой записи и воспроизведения голоса (Psion 3a/3c/5, MessagePad, Windows CE). Практически для всех платформ развиваются аппаратные и программные средства проводного и беспроводного доступа к службам Web и электронной почте. Развивая эти функции, наращивая мощность RISC-процессоров и совершенствуя коммуникационное ПО и программы распознавания речи и голосового управления, разработчики стремятся к созданию маленьких устройств, пользоваться которыми станет действительно удобно и естественно.

Серьезный шаг в этом направлении сделала Microsoft, представившая в январе две спецификации: Palm PC и Auto PC. И если Palm PC главным образом повторяет удавшийся форм-фактор PalmPilot, то особенностями встраиваемых систем Auto PC являются голосовой интерфейс человек-компьютер и развитые коммуникационные возможности.

Полагаю, что внедрением Auto PC развитие массового рынка встраиваемых систем не ограничится. Технологические достижения и успех КПК, пробивших дорогу встраиваемым ОС на потребительский рынок, открывают широкие возможности для инвестиций и резкого роста всего рынка встраиваемых приложений, как промышленных, так и потребительских. Учитывая эту тенденцию, наш главный редактор Эдуард Пройдаков принял решение открыть новый раздел “Промышленные и встраиваемые системы” и регулярно публиковать в нем бизнес-новости и технологические обзоры по этой тематике.

Материалов по КПК и смежным вопросам встраиваемых приложений у нас собралось столько (см. с. 28-35), что поместить их все сразу не удалось. Поэтому продолжение обзора читайте в следующем номере PC Week/RE. А в конце февраля вас ждет первая встреча с разделом “Промышленные и встраиваемые системы”.

С заместителем главного редактора

PC Week/RE Алексеем Максимовым можно связаться по адресу: maksimov@pcweek.ru.

Версия для печати