Татьяна Богатова

 

Выставка “Бухгалтерский учет и аудит” отмечает свой пятилетний юбилей. Возраст в наших условиях весьма серьезный. К этому времени формируется собственный имидж и круг партнеров, успевают сложиться традиции и стиль. А о том, что выставка стала популярной, говорит число ее посетителей: нынешняя экспозиция также могла похвастать завидной посещаемостью. Впрочем, веселая наша экономика, не дающая скучать ни бухгалтеру, ни простому обывателю и не оставляющая без работы разработчиков ПО, сама демонстрирует примеры традиционных новаций  -  прошлый новый год встречали, спешно оснащая ПП счетами-фактурами и книгами закупок и продаж, а нынешний  -  новыми формами платежных документов и утилитами для деноминации. А в недрах Министерства финансов уже зреет идея о переходе на международные стандарты ведения бухгалтерского учета...

 

Итак, о традициях...

 

Традиционно встречал посетителей у входа огромный воздушный шар фирмы “1С”. Традиционно выставку сопровождали семинары, презентации, круглые столы и пресс-конференции. Уже практически устоялся, хотя и несколько возрос (как численно, так и “персонально”), состав участников. В этом году он увеличился в основном за счет издательств и СМИ (см. таблицу). Издательства представляли огромное разнообразие экономической и бухгалтерской литературы, а стенды некоторых изданий радовали глаз нетривиальным оформлением (“Финансовая газета” продемонстрировала в буквальном смысле музейные экземпляры прошлых лет выпуска  -  дореволюционные, военного времени,  -  позаимствованные для этой цели из библиотеки Министерства финансов).

 

Итак, состав участников, при некоторой ротации, уже стал почти традиционен (см. таблицу).

 

...и новациях

 

Однако и здесь есть новости  -  уже довольно значительный отряд (впервые выделенный нами в отдельный столбец таблицы) составили компании, основным видом деятельности которых является внедрение и сопровождение ПП других фирм. Мы уже привыкли, что этим обычно занимается компания-разработчик (если речь идет не о простых коробочных продуктах, а о более сложных системах). Здесь же мы стали свидетелями зарождения нового явления  -  выхода на рынок новых участников, предлагающих пользователю товар (ПП или совокупность их) и услуги по его внедрению и сопровождению. Возможность сосредоточиться не на разработке (как фирмы  -  производители ПО), а именно на продвижении ПП и соответствующих услуг, а также предложить пользователю выбор из нескольких (или многих) вариантов программ разных производителей делает такие компании вполне конкурентоспособными, мобильными и, следовательно, востребованными. Появление таких компаний  -  феномен действительно свежий: практически все они (имеются в виду 10 фирм  -  участников выставки) возникли в 1995 - 1996 гг.

 

Как и в прошлом году, довольно большая группа участников предлагала не просто пакеты для автоматизации бухгалтерского учета, а системы управления предприятием. На нынешней выставке внутри данной группы выделилось сообщество (более половины  -  15 фирм), продвигающее в этом русле специализированное отраслевое решение  -  систему автоматизации для управления торговым предприятием. Что ж, это вполне в духе времени, которое сегодня благоприятствует процветанию торговли; а где есть платежеспособный спрос, туда устремляется и предложение.

 

Прибавилось в этом году и фирм, демонстрирующих зарубежные пакеты. Два-три года назад ПП таких фирм, даже переведенные на русский язык, имели ограниченное применение  -  их использовали в основном СП или компании с иностранным капиталом. Они были очень дороги и плохо подходили для своеобразных российских экономических условий. Сегодня ситуация изменилась. В российских представительствах этих фирм целые коллективы разработчиков успешно потрудились, создавая адаптированные к местным условиям версии (или варианты программ), а специальные (для России) цены и активная маркетинговая политика существенно приблизили их к отечественному потребителю. И участие в нынешней выставке семи фирм с зарубежными ПП еще раз напоминает нам не только о скором принятии международных стандартов бухгалтерского учета, но и о том, что не за горами и “международные стандарты конкуренции”: фора, данная нашим разработчикам нашей же своеобразной экономикой, не допускавшей до поры иностранцев на наш рынок, иссякла, и конкурировать придется с корифеями...

 

Новички и новинки

 

Собственно говоря, четыре из семи фирм, продвигающих западные ПП, участвовали в этой выставке впервые. Это компании Baan (система Baan), “Импакт Софт” (Navision Finansial), “Колумбус” (Concorde) и “Экзакт Холдинг Б.В.” (Exact Software). Первая из них, появившись на российском рынке в прошлом году, ведет очень активную маркетинговую политику, участвуя в выставках, круглых столах и прочих мероприятиях.

 

Другим новым явлением можно считать расширение спектра изданий, поставляемых на компакт-дисках. Так, электронный архив “Финансовой газеты” предлагался в исполнении фирмы ИСТ, а еженедельника PC Week/RE  -  в исполнении “Термики”. Кстати, последняя участвовала и в создании электронного каталога выставки, который уже второй год включает в себя не только перечень участников, но и аннотированный указатель ПП (более 400 наименований). В этом году эта информация стала впервые доступна пользователям Интернет.

 

Новички выставки  -  фирмы “Инфор”, “Информпроект+”, “Пролог” и “Формоза-Софт”  -  предложили публике довольно серьезные продукты. Так, последняя, являясь дочерним подразделением компании “Формоза”, продемонстрировала решения в области торговой и производственной (сборочное производство) деятельности; здесь обращал на себя внимание “Интернет-магазин в реальном времени с оплатой по платежным картам”. Фирма “Информпроект+” предложила пользователям комплексную систему “Топаз”, предназначенную для управления предприятием (корпорацией); правда, в полустраничном рекламном листке оказалось, к сожалению, слишком много ошибок  -  тщательней надо, господа!

 

Новые продукты представили и “старожилы” выставки. Корпорация “Парус” выпустила в продажу программный комплекс “Парус-Торговля”  -  специализированное решение с широкими возможностями, предназначенное как для небольших магазинов и оптово-розничных торговых фирм, так и для крупных супермаркетов и торговых объединений с разветвленной структурой (здесь пригодился опыт “Паруса” в разработке систем с возможностями консолидированного учета, так необходимого для крупных холдинговых и корпоративных структур). Система работает в ОС Windows, проста в обращении, имеет как локальный, так и сетевой варианты. В систему “Парус 97”, предназначенную для крупных корпоративных проектов, включены два новых модуля  -  “Консолидация учета” и “Обработка АВИЗО”, созданные специально для данного программного комплекса.

 

Компания “Ланкс” продемонстрировала на выставке несколько новых модулей, органично дополняющих уже известную на рынке систему этой фирмы “Суперменеджер”: модуль бюджетирования и финансового планирования, программу “Склад  -  Торговый дом”, пакет “Управление персоналом” (включает два модуля  -  “Кадровый учет” и “Расчет заработной платы”). Оригинальной разработкой является также ПП MLM  -  новая программа автоматизации торговли по системе многоуровневого маркетинга, позволяющая учитывать не только объем проданной продукции, но и активность консультантов при привлечении для работы в сети новых сотрудников, что так важно для этого вида торговой деятельности.

 

В заключение можно сказать, что целый ряд факторов  -  увеличение числа участников, заинтересованное внимание прессы, неиссякаемый поток посетителей  -  говорит о том, что эта выставка по-прежнему нужна, интересна и полезна. Думается, именно здесь развернутся в скором времени захватывающие сцены конкурентной борьбы отечественных фирм-разработчиков с их зарубежными коллегами.

Версия для печати