Валерий Лоскутников

     

Одним из интереснейших событий прошедшего года явилось начало функционирования систем так называемого крумлинга (от названия фирмы KRUML, разработавшей этот процесс). Похоже, что этот феномен имеет серьезные шансы изменить технологию оборота наличных денежных средств и серьезно повлиять на возможности контроля государств над финансовыми операциями своих субъектов.

 

Сама идея крумлинг-процесса проста. В ее основе  -  аппаратная идентификация клиента по его мобильному телефону. Клиент соединяется с заложенным в памяти его мобильного телефона номером территориального узла и выключает телефон, не дожидаясь ответа абонента (такое соединение осуществляется бесплатно). На узле определяют номер телефона, с которого поступил звонок, и в случае наличия такого номера в единой международной базе данных включают подпрограмму типа хоум-бэнкинга. Одновременно с узла звонят клиенту и передают на выбранном языке голосовые сообщения типа “назовите сумму платежа” и “назовите номер получателя” (имеется в виду номер телефона получателя). Клиент называет требуемые сведения, и через несколько секунд телефон получателя (неважно, мобильный или нет, в какой стране находится получатель, и т. п.) зазвонит, и получателю будет передано сообщение, что на его крумлинг-счет получена определенная сумма. Таким образом, если крумлинг происходит между покупателем и продавцом, то весь процесс обычно занимает одну-две минуты, причем сразу же по его окончании деньги поступают на счет продавца. GSM-телефон, включенный в международный роуминг, становится самым безопасным и практичным средством платежей дома и за рубежом.

 

Крумлинг предоставляет ранее недоступную степень безопасности. Обратный дозвон предохраняет от подделки телефона, а система распознавания голоса отреагирует только на голос легального абонента. По соглашению могут также быть приняты дополнительные меры защиты: PIN, кодовые слова и т. п. Благодаря специфике Интернет крумлинг способен кардинально изменить ситуацию на рынке международных телефонных коммуникаций (являясь узлом Интернет и используя протоколы голосовой передачи, он способен обеспечить международные телефонные переговоры по мобильному телефону по внутренним тарифам). Вне конкуренции крумлинг при платежах в системах виртуальной торговли. Постоянные пользователи крумлинга имеют возможность получения кредитных VISA-карт на свой крумлинг-счет. Все вышесказанное касается технической стороны вопроса осуществления крумлинга, но гораздо более нестандартна его правовая концепция.

 

На первый взгляд, с правовой точки зрения крумлинг представляет собой модификацию Интернет-банка со всеми его недостатками, но это не так. Фирмы, реализующие крумлинг, не являются банковскими учреждениями, это  -  легальные Интернет-провайдеры. Их правовая роль состоит в надежной передаче платежной информации. Деньги на крумлинг-счет зачисляются как предоплата телекоммуникационных услуг. На них не начисляются проценты, и они не подлежат тому финансовому контролю, который обязателен для клиентских банковских операций. Естественно, что компании, осуществляющие крумлинг, должны иметь государственные лицензии на право предоставления телекоммуникационных услуг. Переводя деньги с одного крумлинг-счета на другой в соответствии с договором на обслуживание, клиент совершает со своего счета предоплату услуг другого клиента (получателя). Если клиент, заплатив наличные деньги в Москве, едет в аэропорт и получает их через четыре часа в Праге или Франкфурте-на-Майне, то юридически это выглядит как возврат залога за неиспользованные службы. Все операции, явно носящие характер банковской деятельности, с юридической точки зрения таковыми не являются. Это выводит платежи и наличные выплаты конкретных пользователей из-под контроля.

 

Конечно, в основе процесса лежит стандартное прохождение денег через обычные первоклассные банки, однако они не имеют никакой информации о крумлинг-клиентах. Кроме того, платеж между двумя крумлинг-клиентами или выплата наличными самому себе с получением наличных средств за границей вообще не требуют отдельных банковских операций, так как проходят в рамках взаимозачетов на одном и том же банковском счете крумлинг-компании. Система крумлинга, разумеется, создает ряд проблем для государственных органов налогообложения. Ее невозможно запретить или разрушить. И не надо, так как, по-видимому, только она реально способна решить проблему налогообложения оборота “черного нала”. Действительно, очевидно, что подавляющая часть международных средних и малых платежей будет в скором времени осуществляться через крумлинг. Сюда же, стремясь сократить налоговые потери и воспользоваться уникальной оперативностью крумлинг-платежей, будет все чаще уходить и легальный оборот. Поэтому вместо попыток запретить или ограничить крумлинг, гораздо рациональней прямое участие государственных структур, банков и финансовых компаний, серьезных Интернет-провайдеров и операторов мобильных телефонов в организации единого российского крумлинга. Это дало бы возможность получать доходы от налогообложения деятельности российской крумлинг-компании.

 

Кто бы из коммерческих структур ни занял первое место в начавшейся всемирной многомиллиардной гонке, государство и все мы только выиграем. Необходимо лишь, чтобы легальная российская компания стала владельцем эксклюзивной лицензии и ноу-хау на крумлинг-процесс в России, а это уже вопрос прозорливости руководства и способности его аналитиков-консультантов к оценке тенденций развития рынка телекоммуникаций.    

С автором статьи можно связаться   по адресу: heryab@yahoo.com.

 

Комментарий эксперта

 

Бросается в глаза явное противоречие в правовых оценках. С одной стороны, автор пишет о том, что система крумлинга не обременена контролем государства за правомерностью платежей (обычно этот контроль от его имени осуществляют банки), а с другой  -  призывает государство к сотрудничеству, так как, дескать, “у них другого выхода нет”. Очень даже есть. По-русски процесс оплаты одного лица за другого называется взаимозачетом, что в России сейчас не сильно поощряется (а для должников перед бюджетом просто запрещено). Кроме того, авансовый взаимозачет не слишком прост в нашей бухгалтерской системе и совсем не уменьшает налоги, а значит, не ведет к решению проблемы “черного нала” (на самом деле он и сейчас не всегда “нал”  -  иногда это долговые расписки или “потерянные” векселя). Достоинство крумлинга в другом  -  легче спрятать концы в воду, но тогда совсем ни к чему звать в единомышленники налоговых инспекторов.

 

И еще, лично я бы побоялся перечислить сколько-нибудь значительную сумму Интернет-провайдеру. В отличие от банка над ним нет с чьей-либо стороны реального контроля за ликвидностью баланса, за созданием и поддержанием резервов. А если уж в нашей стране и с банка-то не всегда и не все получишь (вспомним пример Тверьуниверсалбанка), то что можно получить с небанковского учреждения?

 

Есть проблемы и у самого провайдера. Получив в свое распоряжение достаточно большое количество “авансов” с целого ряда клиентов, он встанет перед необходимостью перечисления 20% из них государству в виде НДС (раз не банк  -  нет и льгот!), а в случае снижения общей суммы авансов в следующем квартале будет долго “выцарапывать” перечисленный НДС из государства, задерживая соответственно выплаты своим клиентам и, как следствие, уменьшая их число. А уменьшил число клиентов  -  опять проблема с возвратом денег из налоговых органов.

 

Я думаю, что достоинства крумлинга  в удобстве расчетов и надежности системы. А государство в союзники звать можно только через признание системы как официальной расчетной с соответствующей выдачей лицензий и установлением контроля за ликвидностью  -  тогда и клиенты поверят, и не только “чернушные”. А что до “чернушных”, то они, конечно, будут пользоваться западной системой крумлинга со счетами, открытыми на “оф-шоры” с номинальным сервисом владения. Но вряд ли стоит на них ориентироваться.             

 

 

Версия для печати