Сергей Бобровский                        

 

В статье “Быль о Золотом петушке” (PC Week/RE, № 22/97, с. 46) рассказывалось о том, что такое информационная война (ИВ) и почему она будет играть ключевую роль в будущих вооруженных конфликтах. Эта тема сегодня стала еще более актуальной  -  недавно Президент РФ заявил, что не исключает возможности третьей мировой войны в связи с очередным конфликтом США  -  Ирак. Насколько же реальна угроза третьей мировой, кто будет в ней победителем, будет ли победитель вообще и какой вклад в победу внесут ИТ?

 

В конце января, по неофициальным сообщениям зарубежных Web-узлов, в американском сенате прошли слушания по вопросу “Глобальные угрозы безопасности США в ближайшие десятилетия” с участием представителей военной разведки. Было отмечено, что до 2020 г. Америка, несомненно, останется ведущей мировой державой в политическом, экономическом и военном отношении. Хотя угроза возможной войны сохраняется, в первом десятилетии XXI века ее не будет, в частности с Россией.

 

Как минимум до 2010 г. в нашей стране продлится неразбериха в государственных структурах, экономика останется неустойчивой и продолжится рост организованной преступности. По мнению зарубежных аналитиков, практически нет шансов на успех военной реформы в российской армии, боеспособность которой будет понижаться. Если же теоретически реформа пройдет успешно, для чего требуется прежде всего стабильное развитие экономики и внутреннее политическое согласие, то к 2005 г. армия РФ сможет обеспечить необходимый уровень научно-исследовательских работ, совершить ряд структурных преобразований и начать ограниченный выпуск боевых систем нового поколения с постепенным повышением своей мощи. Однако и в таком случае у России нет шансов реально противостоять США, по крайней мере до 2020 г. Данная оценка ситуации в РФ интересна тем, что она отражает взгляд стороны, никак не заинтересованной в приукрашивании этой ситуации*.

 

Вследствие изменившейся обстановки на мировой арене США разрабатывают новую военную доктрину. Она основывается на том, что в мире после окончания биполярного противостояния СССР  -  США сталкивается множество разных сил и постоянно возникают локальные конфликты. Новая доктрина базируется на понятии “суперсистемы”, глобального информационного комплекса, объединяющего все боевые единицы в одно целое. В США ведутся активные разработки базовых принципов этой доктрины  -  исследования в области логики, прикладной и теоретической философии, математики (теории исследования операций, теории игр, математического моделирования) и кибернетики.

 

Жестко централизованная структура управления, согласованные действия в воздухе и космосе, наличие оружия, основанного на новых физических принципах, применение технологий ИВ  -  вот характерные черты армии США XXI века. Возможная война будет менее разрушительной, так как уничтожению подвергнутся только важнейшие инфраструктуры противника и его живая сила. Победу обеспечит превосходство прежде всего в воздушном пространстве. При этом практически пропадет необходимость захвата территории. Сражения будут разворачиваться без участия людей (по крайней мере с одной из сторон). Космической, воздушной и морской безэкипажной техникой смогут управлять операторы с удаленных наземных пунктов.

 

На смену обычной войне придет техновойна. Появится ядерное оружие массового поражения (ОМП) 4-го и 5-го поколений, производство которого станет доступно небольшим странам и крупным негосударственным компаниям. Из-за этого подобное оружие получит широкое распространение. Помимо традиционного ОМП будет создано стратегическое неядерное оружие, сверхминиатюрное и сверхточное. Это изменит традиционные формы ведения войны и вызовет появление новых, таких, как информационная война (готовность к ней увеличит военный потенциал армии в 3 - 4 раза); война в киберпространстве, когда атакуются компьютерные системы противника и меняются привычные человеку понятия: время, пространство и число измерений, масштабы, расстояния; война инфраструктур, когда атакуются жизненно важные инфраструктуры (объекты связи, энергетические комплексы, транспортные сети, финансовые организации, правительственные учреждения); асимметричная война, при которой наносятся удары по уязвимым местам противника с защитой своих аналогичных точек, а также используются “нецивилизованные” методы уничтожения (например, терроризм); асинхронная война, когда преимущество в будущем реализуется за счет выявления слабостей противника, о которых он подчас и не подозревает. В таких войнах важнейшим элементом станут технологии раннего обнаружения вражеских реальных и виртуальных объектов (“Золотой петушок”, предупреждающий о готовящемся нападении).

 

Большую роль в техновойне будет играть “нелетальное” оружие, не разрушающее технику и не убивающее людей, а только временно выводящее их из строя (надо же кому-то работать на победителя). Прежде всего это энергетическое оружие. Оно бывает направленным и ненаправленным. В первом случае это генераторы микроволнового радиоизлучения для поражения бортовых компьютеров. Они демонстрировались в прошлом году на Брюссельской конференции по ИВ. Направленный энергетический луч мощностью в несколько киловатт на расстоянии в сотни метров смог остановить военные машины, разрушив спрятанные под броней электронные управляющие системы. Такие комплексы будут использоваться для уничтожения самолетов, ракет и наземной техники.

 

Генераторы низкоэнергетического излучения (около 100 Вт) способны вызывать постоянные сбои в компьютерах на значительно больших расстояниях. У человека воздействие такого излучения вызывает повышение температуры и потерю сознания.

 

К энергетическому оружию ненаправленного действия относится, например, лазерное ослепляющее оружие, сверхсекретные испытания которого Англия провела во время высадки десанта на Фолклендских островах в 1981 г. Сюда же относятся генераторы электромагнитных импульсов и полей для поражения кабельных сетей, радиотелефонов и т. п. Это и генераторы электромагнитного СВЧ-излучения, которое поражает мозг и нервную систему, источники инфразвуковых волн, проникающие сквозь бетон и способные вызвать массовую панику, и др. Известно немало примеров, характеризующих возможности подобного оружия. Так, компьютерная сеть в одном из американских портов прекращала нормально работать, когда к берегу подходил морской корабль с мощными радарными системами.

 

Очень важной особенностью энергетического оружия является то, что оно требует только постоянного источника энергии и не нуждается в перезарядке.

 

Разрабатываются специальные химические вещества, безвредные для людей и выводящие из строя технику, например за минуты разъедающие металлические части машин. В военных лабораториях ждут своего часа вирусы, быстро уничтожающие посевы на огромных площадях (пока они используются для ликвидации плантаций с растениями, из которых готовятся наркотики). Ведутся работы по созданию генного интеллектуального оружия, способного избирательно воздействовать на людей определенной национальности, биоэлектронных устройств, психотропного оружия и др.

 

Новые военные технологии не оставляют проигравшей стороне никаких шансов. Даже в партизаны не уйти  -  недовольные новым мировым порядком будут сразу же обнаружены и уничтожены в высоких горах и дремучих лесах, в тайных пещерах и морских глубинах. Скрыться от всепроникающего излучения невозможно. Фантастические фильмы про жизнь на Земле после ядерного взрыва выглядят жалкой пародией на то, что может случиться в реальности. Все произойдет быстро (предполагаемая длительность новой войны  -  до одной недели), прозаично и жестоко. При этом сторона, обладающая информационным превосходством, может понести некоторые потери, но победу получит абсолютную.              

Большую роль в техновойне будет играть “нелетальное” оружие, не разрушающее технику и не убивающее людей, а только временно  выводящее их из строя

           

  Я мечтаю вернуться с войны,

            На которой родился и рос.

            На руинах нищей страны,

            Под дождями из слез.

            Игорь Тальков

 

Версия для печати