Джим Рапоза    

Закладывая надежный фундамент электронной коммерции, создатели корпоративных информационных систем должны прежде всего тщательно продумать каждый компонент создаваемой ими инфраструктуры и в первую очередь подобрать Web-сервер. Старые добрые системы, используемые во многих торговых компаниях для ведения повседневного бизнеса, могут вызвать усмешку у технически грамотных покупателей, однако нельзя забывать одну истину: старое зачастую оказывается более надежным.    

 

Это уже усвоили компании, ведущие дела через Интернет (и некоторым такая наука обошлась очень дорого). На множестве больших и хорошо известных узлов электронной коммерции можно встретиться с серверами-ветеранами, которые не обладают многими современными возможностями и не поддерживают новейших протоколов. Но все это с лихвой окупается другим: они прошли проверку временем и не таят в себе никаких каверзных подвохов.    

 

Просмотрев около 30 узлов электронной коммерции, сотрудники PC Week Labs обнаружили новейшую версию Web-сервера лишь на одном из них, остальные же по-прежнему полагаются на хорошо проверенные модели. Так, онлайновый книжный магазин Amazon.com, один из удачливых первопроходцев электронной коммерции, все еще использует Commerce Server 1.12, выпущенный корпорацией Netscape Communications в 1995 г.    

 

Выражение “пока техника работает, не мешай ей” стало девизом еще одного узла электронной коммерции, который хранит верность серверу FastTrack 2.0 корпорации Netscape. Его администратор, не захотевший назвать свое имя, объясняет нежелание фирмы перейти на более современную модель двумя причинами: во-первых, узел с самого начала создавался на базе этого сервера, а во-вторых, в процессе эксплуатации продукта почти не возникало проблем. Правда, добавил он, компания уже подумывает о переходе на Enterprise Server 3.0 корпорации Netscape, привлекающий новыми возможностями, такими, как, например, поддержка серверных компонентов на Java.    

 

Несмотря на огромную популярность в Интернет бесплатно распространяемого Web-сервера Apache, на крупных узлах электронной коммерции он используется крайне редко. Зато на половине из них мы встретили Netscape Enterprise Server 2.0.    

 

Этот продукт представляет собой отличную основу для развертывания узла. При тестировании в июле 1996 г. он произвел на нас такое впечатление, что получил почетный титул “Выбор аналитика”. В ходе экспертизы сервер продемонстрировал высокую производительность, прекрасные возможности управления и поддержку целого ряда функций, включая работу с серверными компонентами JavaScript (одна из наиболее передовых технологий в то время).    

 

Кроме того, Enterprise Server 2.0 стал первым Web-сервером, поддерживающим протокол SSL 3.0 (Secure Socket Level  -  уровень защищенных гнезд). Именно это, скорее всего, и стало главной причиной его большой популярности. Поддержка SSL крайне важна для узлов электронной коммерции, ведь именно эта технология обеспечивает безопасность транзакций, которые компании проводят со своими клиентами.    

 

Среди других функций, без которых не обойтись Web-серверам электронной коммерции, можно назвать встроенную поддержку баз данных, развитые возможности применения сценариев JavaScript, ASP (Active Server Page  -  активная серверная страница) и др.    

 

Технология ASP, разработанная корпорацией Microsoft для своего Internet Information Server 3.0 (см. обзор по адресу: www.pcweek.com/link/0202), намного упрощает компаниям работу по оснащению узлов динамическими интерфейсами-витринами. Именно ASP положена в основу Commerce Server  -  инструментария создания и сопровождения электронных витрин из комплекта SiteServer 3.0, который Microsoft готовит к выпуску.    

 

Многие корпоративные потребители уже давно выработали тактику приобретения новых продуктов. После их появления на рынке менеджеры по ИТ выжидают какое-то время, пока производитель устранит выявленные ошибки. Как правило, этот срок исчисляется месяцами, но когда дело касается электронной коммерции, он может растянуться на годы. Ведь даже кратковременные перебои в работе узла способны нанести серьезный ущерб: фирма может не просто лишиться части прибыли, но и потерять доверие покупателей.    

 

Средний “возраст” Web-серверов на узлах, просмотренных нами, составляет два года. Подобный стаж кажется нам вполне оправданным, так как этого времени достаточно для того, чтобы производитель устранил ошибки, а пользователь приобрел опыт работы с продуктом.    

 

И в заключение еще одна рекомендация. Готовясь к переводу своего узла электронной коммерции на новый Web-сервер, сначала проверьте, как этот сервер справляется с обслуживанием достаточно загруженной, но не слишком ответственной области этого же узла.

Версия для печати