Влад Борисов   

В то время как на западе онлайновая торговля испытывает настоящий бум, российские фирмы осваивают эту область коммерции довольно неторопливо. Готовя этот обзор, я просмотрел около двух десятков различных русскоязычных узлов. На многие из них можно попасть через Web-страницу www.magazin.ru.    

 

По сравнению с западным великолепием наши узлы производят несколько удручающее впечатление. Нет, они красиво оформлены (по крайней мере большей частью), но практически все, вообще говоря, не являются магазинами.    

 

Хорошо, конечно, что некоторые магазины привязаны к электронной системе складского учета (например, магазины “Формозы”, www.shop.formoza.ru и “1С”, www.1c.ru). И тем не менее в большинстве своем они ближе к определению “онлайновый каталог”, чем “торговая точка”, так как не позволяют оплатить покупку не выходя из дома (о проблемах в этой области см. интервью со специалистами фирмы “АйТи” на с. 46). В данную категорию попадают, в частности, и те узлы, которые предлагают просмотреть список товаров и выслать заказ по электронной почте.    

 

“Продвинутые” узлы позволяют составить заказ, который будет принят к исполнению после того, как вы введете некоторые сведения о себе. Для частных лиц такой информацией являются фамилия, имя, отчество, телефон и адрес. Для организаций  -  соответственно название, имя контактного лица, адрес, а иногда и расчетный счет. Если на узле вас регистрируют как пользователя, то эту информацию достаточно ввести один раз, а затем указывать только имя в системе и пароль.    

 

В самом удобном случае (как в магазине SupermarkNet, www.intershop.ru) с вами свяжутся по данному вами телефону и доставят товар по вашему адресу, где, вероятно, и будет произведена оплата. Менее удобный вариант  (например, в магазине “Пурпурного легиона”, www.plegion.ru) вам придется оплачивать онлайновую покупку путем перевода денег наложенным платежом через банк. Иногда (магазин “Формозы”) вас попросят лично приехать, оплатить и забрать заказ. В последнем случае теряется одно из основных, на мой взгляд, достоинств электронной торговли  -  возможность покупать не выходя из дома.    

 

Онлайновые торговые точки, которые оперируют с кредитными картами, можно пересчитать по пальцам (пример  -  www.paratype.ru). Но ни одна из них не работает при этом с российскими банками. Для реализации этих операций они прибегают к оффшорным банкам и западным платежным компаниям, правовая боснованность чего не вполне понятна. 

На некоторых узлах пользователю предлагают произвести предоплату, а затем расплачиваться “условными единицами”.    

 

Единственной компанией, публично заявившей о намерении ввести оплату по кредитным карточкам с участием российского банка, является “АйТи”. Другие же не планируют этого делать (по крайней мере, мне о таких планах неизвестно), обычно ссылаясь на несовершенство законодательства.    

 

Следует также заметить, что программы ряда магазинов, в основном опирающиеся на Java, работают не всегда корректно. Большинство трудностей, как ни странно, возникает при попытке добавить новый товар: узлы либо просто игнорируют команду пользователя, либо выбрасывают его на непонятно какую страницу. Некоторые пользователи жаловались также, что трудности с такими магазинами возникают и при работе через брандмауэр.    

 

Если вы купили что-либо в российском Web-магазине, пишите нам по адресу:  editorial@pcweek.ru.              

Версия для печати