Джим Рапоза

 

Продавцам давно известно: если покупатель не находит в магазине то, что ему нужно, фирма теряет прибыль. Это в полной мере относится и к онлайновой торговле.    

 

Все, что делает привлекательным и удобным любой Web-узел, пригодится и на узле электронной коммерции. Правила остаются теми же: поддерживайте страницы в чистоте, делайте их удобными для просмотра; создавайте центральные указатели, в которых легко найти нужную информацию; для организации связей с серверными источниками данных применяйте CGI-интерфейс (Common Gateway Interface  -  общий интерфейс шлюза) или более совершенные языки сценариев.    

 

Ряд производителей, включая корпорации iCat и Microsoft, выпускает универсальные комплекты, специально предназначенные для создания клиентского интерфейса узла электронной коммерции. Как показали результаты экспертизы, проведенной в Тестовом центре PC Week Labs, эти продукты справляются со своей задачей, однако их возможности несколько ограниченны. Лучше всего они подходят для применения в небольших компаниях и для проверки возможностей электронной торговли на практике. Компаниям же, имеющим собственных разработчиков Web-приложений, лучше создавать онлайновые витрины самостоятельно, опираясь при этом на приобретенный опыт и используя все доступные ресурсы.    

 

Но привлечь покупателя и продать ему товар  -  это только полдела. Не менее важно убедить его снова и снова возвращаться на ваш узел. Создавая индивидуальные страницы, используя групповую фильтрацию, стимулируя покупателя, компания может превратить свой пассивный узел простой каталожной торговли в интерактивный онлайновый магазин, где вознаграждается каждая покупка.    

 

Даже случайный посетитель вашего узла должен чувствовать, что его будут рады встретить здесь снова. Для этого хорошо подходят системы индивидуального обслуживания, включенные, например, в SiteServer корпорации Microsoft (см. обзор на www.pcweek.com/ link/0202). Здесь для опознания посетителей применяются так называемые “куки” (cookies), а информация о предпочтениях клиентов хранится в серверных базах данных. Такие системы позволяют организовать узлы электронной коммерции, где для каждого посетителя создается личная страница с динамически обновляемой информацией (и учитывающей, какие покупки были сделаны им раньше). Кроме того, пользователи получают возможность настраивать интерфейс таким образом, чтобы он показывал только интересующие их рубрики.    

 

Повысить привлекательность узла призван и усовершенствованный инструментарий групповой фильтрации, предлагаемый, например, фирмами FireFly Network и Net Perceptions. Он позволяет предложить покупателю товар, который заинтересовал других клиентов, сделавших такую же покупку. Если вы, допустим, купите роман “Улисс” на узле Amazon.com, вам будет предложен список книг, составленный с учетом предпочтений других почитателей творчества Джеймса Джойса.    

 

С помощью стандартного инструментария построения Web-узлов и индивидуальных баз данных вы можете предусмотреть в своем онлайновом магазине нечто вроде системы электронных купонов. В ее рамках, скажем, покупатель видеокассеты “Air Force One” получает 10%-ную скидку на другой фильм Гаррисона Форда.

Версия для печати