Прошло два месяца с тех пор, как финансовые учреждения перешли на новые правила бухучета и новый план счетов (НПС), разработанные Центробанком. Можно подвести первые итоги этого мероприятия, разумеется, не с точки зрения общей его целесообразности, но рассмотрев, как реализуется этот уникальный проект перестройки российской банковской системы. Несколько спало напряжение  у сотрудников банков и компаний-разработчиков автоматизированных банковских систем (АБС), и дорогой ценой приобретенный опыт воплотился в некоторую целенаправленную практическую стратегию принятия решений в обстановке смены релизов АБС от ежедневной до нескольких раз в неделю. Рассказать о проблемах перехода на НПС корреспондент нашего еженедельника Наталья Шестопалова попросила руководителей служб автоматизации четырех московских коммерческих банков.

Газпромбанк занимает 18-е место по величине активов (рейтинг газеты “Финансовые известия”, опубликованный 14 августа 1997 г.), имеет 23 филиала и выполняет операции по обслуживанию частных и юридических лиц, торговлю ценными бумагами, валютные и межбанковские операции.

В управлении интегрированных банковских технологий Газпромбанка работает 36 человек. В него входят четыре отдела. Автоматизация банка проведена на базе продуктов “Диасофт” (за исключением DiasoftDEPO). На вопросы корреспондента ответил начальник управления интегрированных банковских технологий Исаак Безмозгий.

PC Week: Расскажите о подготовке к переходу на НПС.

Исаак Безмозгий: Начиная с октября 1997 г. мы активно взаимодействовали с “Диасофтом“, обсуждая как идеологическую постановку задачи перехода, так и те программные решения, которые у них получались. Проводилось тестирование систем на уровне наших информационных служб. 20 декабря мы установили версию 4.41, поддерживающую новый план счетов.

PC Week:  Как банк миновал переходный период?

И. Б.: В общем, по вине АБС задержек в работе банка не было, но проблемы встретились серьезные. За первый месяц мы сменили около десяти релизов. Причинами этого были и обнаруженные ошибки, в том числе и весьма критичные для работы системы, и неудовлетворительная скорость работы новой АБС, в связи с чем программистами  “Диасофта” был предпринят ряд шагов по оптимизации кода.

PC Week: А какими были ваши отношения с “Диасофтом” в это время?

И. Б.: Взаимодействие было и остается достаточно динамичным, наши запросы внимательно изучаются, обнаруженные ошибки оперативно исправляются, большие проблемы испытали филиалы банка из-за трудностей во взаимодействии с фирмой-разработчиком.

PC Week: Существует ли стратегия развития вашей банковской системы на текущий год?

И. Б.: Стратегия в виде оформленной концепции сейчас разрабатывается. В ней будет предусмотрено решение ряда новых технологических задач, учитывающих специализацию Газпромбанка  как отраслевого учреждения, а также расширение взаимодействия с юридическими и физическими лицами по электронным линиям связи с использованием безбумажной технологии (электронный банк).

PC Week: Во что обошлась банку эта реформа?

И. Б.: Мы не проводили окончательной оценки затрат. Да и чем их оценить? Нервами? Деньгами? Переход на новый релиз в финансовом выражении стоил весьма прилично, но еще большими были затраты нервной энергии, и не только сотрудников Управления интегрированных банковских технологий, но, главным образом, работников нашего бэк-офиса.

Выработанный специалистами по автоматизации банка подход в вопросах замены очередного релиза АБС сформулировал начальник отдела программных средств Газпромбанка Константин Подолько. По его мнению, смену версии АВС целесообразно производить только в тех случаях, когда при этом добавляется необходимая функциональность, или обнаружена ошибка, которая не позволяет работать, или разработчик не поддерживает предыдущий релиз.

Другой крупный клиент “Диасофта” - Гута-банк - имеет два филиала и  использует практически весь спектр банковских продуктов этой компании за исключением “Диасофт-Депо”. На ряд вопросов ответил заместитель начальника управления компьютеризации Олег Готовцев.

PC Week: Как прошел переход на НПС?

Олег Готовцев: Достаточно тяжело. Более или менее рабочая версия, позволяющая работать с новым планом счетов, была получена в конце декабря.  Проблема заключалась в том, что релизы выпускались два раза в день и  их установка в качестве рабочей версии была всегда чревата последствиями, поэтому иногда приходилось выбирать из двух зол  меньшее.

PC Week: Уложились ли вы в установленные ЦБ сроки переходного периода?

О. Г.: Да. К приему клиентов и межбанковским расчетам банк приступил в срок.  Но сам ЦБ  не всегда выполнял свой график, и приходилось звонить директорам МЦИ, чтобы получить выписку 2 января по остаткам за истекший год для сдачи бюджетной отчетности.

PC Week: Какую поддержку оказывала компания “Диасофт” в переходный период?

О. Г.: У нас постоянно присутствовал сотрудник компании. Кроме того, с нами поддерживали связь другие банки - клиенты “Диасофт”,  мы вместе обсуждали и решали общие проблемы. Дозвониться им до разработчиков было невозможно, правда, позже на Web-сервере “Диасофта” был открыт раздел Chat - “болтушка” для решения оперативных вопросов.

PC Week: А что стоит в плане развития  АБС на текущий год?

О. Г.: Совместные работы с компанией “Диасофт” по функциональному наполнению системы. Описание требований банка к АБС. Выбор системы, удовлетворяющей этим требованиям.

PC Week: Принимает ли отдел автоматизации участие в выработке стратегии развития банка в области информационных технологий?

О. Г.: Да. В нашем холдинге существует комитет по автоматизации, который и решает все эти вопросы.

Негоциант-банк по набору финансовых услуг развивался как универсальный, имеет унитарную структуру и в настоящий момент позиционирует себя как средний банк для корпоративных клиентов. Четыре года назад на смену разработкам компании VIMCOM  для его автоматизации пришли продукты фирмы R-Style Software Lab. Корреспондент встретился с заместителем председателя Правления банка Олегом Руриным.

PC Week: Как вы оцениваете степень автоматизации банка?

Олег Рурин: Хотелось бы, чтобы она была выше. Мы уделяем этому вопросу много внимания и технологически иногда опережаем те банковские службы, которые непосредственно работают на программных продуктах. К сожалению, часто осознание необходимости изменить технологии в нашем банке идет не от банковских специалистов, предпочитающих работать по привычному шаблону.

PC Week: Были ли сложности при переходе на НПС?

О. Р.: Основная сложность состояла в том, что ЦБ слишком поздно выпускал регламентирующие документы. К началу перехода мы уже давно работали на “боевой” версии RS-Bank 4.31, поддерживающей НПС. В январе мы провели одну замену релиза, для пользователей эта процедура была прозрачной.

PC Week: Насколько часто вам приходилось прибегать к помощи  специалистов R-Style Software Lab. в переходный период?

О. Р.: Мы не решаем с их помощью текущие проблемы и не обращаемся к ним за “горячей” информацией, а лишь высказываем претензии и даем рекомендации по изменению продукта, которые носят долгосрочный характер. Даже программу перехода по установлению соответствия номеров  счетов, деноминации, переносу остатков и пр. мы сделали своими силами из соображений надежности.

PC Week: Какие задачи по автоматизации банка стоят в этом году?

О. Р.: Совместно с R-Style Software Lab. мы планируем до середины сентября запустить в рабочем режиме новый программный продукт “Кондор” для СУБД Sybase. Сейчас идет обсуждение планов работ по предварительному обследованию нашего банка с целью совершенствования используемых в нем технологий.

Агропромстройбанк специализируется на работе с корпоративными клиентами и вот уже более трех лет взаимодействует с холдингом R-Style по ряду направлений: разработка сетевых проектов, поставка оборудования и программного обеспечения, техническое обслуживание. Начальник отдела банковских технологий Александр Лебедев рассказал, что в конце 1997 г. в связи с реформой филиалы банка (их 15) переведены на единую платформу - АБС RS-Bank разработки R-Style Software Lab., и связь с ними из центрального офиса осуществляется средствами внутренней электронной почты на базе Novell Global MHS, “Релкома” и рядом других средств.

Основной проблемой переходного периода, сказал он, был недостаток информации и опоздание с выпуском нормативных документов. Из этого вытекали и проблемы, связанные с АБС: необходимость еженедельно выпускать новый релиз не оставляла разработчикам времени на тестирование - приходилось это делать в банках. Были проблемы с филиалами: пришлось самим рассылать им по экспресс-почте протестированные релизы версий АБС. Несмотря на то что главной функцией сотрудников отделов компьютеризации банка является сопровождение и эксплуатация системы RS-Bank, только Александр Лебедев для разных целей написал около 500 программ. С просьбой прокомментировать это обстоятельство корреспондент PC Week/RE обратилась к начальнику управления компьютеризации Агропромстройбанка Александру Мельникову.

Александр Мельников: Хотелось бы, чтобы сотрудники R-Style Sofrware Lab. более оперативно отрабатывали нормативы ЦБ. До сих пор нет программы для формирования сводной формы 101, которая является основным отчетным документом для многофилиальных банков, а выходные формы для ЦБ реализованы примерно на 15%. Многое приходится дописывать самим.

PC Week: Расскажите о планах развития на текущий год.

А. М.: Реализуется программа автоматизации банковской сети Агропромстройбанка. В первую очередь был автоматизирован головной банк, задачи второй очереди - создание телекоммуникационной связи и телебанкинга, и наконец - автоматизация филиалов, где были установлены программные комплексы RS-Bank. Часть из них работает локально. В ближайших планах - построение корпоративной сети.

Итак, еще одна революция в нашей стране - банковская - победила, взяв штурмом новые рубежи. Правда, не все участвовавшие в ней уцелели, а те, кто выжил, оглядываясь назад, не пожелают такого и своему врагу. Но идея одержала верх, хотя все участники заслуживают сочувствия, особенно “низы”, т. е. сами банки. Ведь если “верхи” страдали за собственную инициативу, промежуточное звено - разработчики банковского ПО - расширили свой бизнес (и увеличили доходы), то банкам приходится только подсчитывать убытки, как моральные, так и материальные. И убытки немалые.