КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Эдуард Пройдаков

Эта выставка при первых ее посещениях вгоняет журналистов в состояние шока: посмотреть ее всю невозможно, даже если упорно отработать все семь дней подряд; писать о ней можно год, но уже через месяц эта тема в еженедельниках будет забыта; написать обо всем увиденном катастрофически не хватает времени. Короче, нормальное стрессовое состояние. Я не скрываю, что люблю CeBIT давно и искренне, поэтому, наверное, войдя в этом году на территорию выставки, почувствовал себя так, как будто и не уезжал отсюда вовсе.

Эдуард Пройдаков

В прошлом номере Алексей Максимов (см. с. 7) привел достаточно подробную статистику по CeBIT’у. Каждый год на выставке что-то меняется, и каждая, сохраняя характерные черты, тем не менее не похожа на предыдущую. Я хотел бы рассказать о впечатлениях и некоторых своих размышлениях об увиденном на нынешнем CeBIT’е.

Первое, что удивило,  -  высокая стоимость входного билета. Цена разового билета 50 марок (около 28 долл.), однако многоразовый билет на все дни работы выставки стоит всего 100 марок. Таким ценовым барьером отсекаются зеваки и просто любопытствующие, а с другой стороны, стимулируются специалисты, для которых одного дня посещения выставки явно недостаточно. И хотя в выходные дни школьников у стендов было значительно меньше, чем в прошлые годы, число посетителей все-таки неуклонно растет. Среди немецких программистов, например, посещение CeBIT’а считается делом почетным, хотя и относится к разряду дорогих удовольствий.

Много говорят о масштабах выставки, но вот что интересно: она дает работу 30 тысячам жителей Ганновера и его окрестностей. Неплохо подрабатывают пенсионеры в окрестных деревнях: многие из них готовят бутерброды для бесчисленных ланчей, пресс-конференций и т. п. Норма на человека  -  сделать 1000 штук в день. Специальные машины развозят по домам “сырье” и забирают готовую продукцию. Многие американцы почему-то самой крупной выставкой в мире считают свой осенний Comdex и с удивлением узнают, что CeBIT в три раза больше и по числу экспонентов, и по количеству посетителей (вот где приятно их уесть!). Фирм, желающих участвовать в CeBIT’е, более чем достаточно, и даже повышение цены за аренду квадратного метра стенда до 500 марок (284 долл.) мало кого останавливает. Проблема  -  в сложности организации выставки с 8000 экспонентов и в нехватке, несмотря на постоянное строительство, выставочных площадей.

Этот CeBIT отличался от предыдущих невероятным количеством русскоязычных посетителей. Года четыре назад во время своего первого и единственного посещения Ташкента я открыл там интересный феномен: из любой точки в центре города можно было увидеть сразу трех милиционеров. На CeBIT’е это было почти верно по отношению к русским.

На самом деле многие из этих людей уже по нескольку лет живут и работают в Германии. Спрос на компьютерных специалистов здесь хотя и не настолько остр, как в США, но достаточно высок. Можно даже найти работу в полностью русскоязычной фирме. По некоторым данным, сейчас в Германии насчитывается около двух миллионов русскоязычных граждан, в основном немцев, переехавших сюда из Казахстана, Киргизии и Поволжья. Однако перебираются и небольшие российские команды программистов, тем более что правительство ФРГ, выделяя специальные гранты, активно помогает тем, кто развивает перспективные направления. Такова, например, история некогда известной в Москве фирмы AIST.

Взяв изданный стотысячным тиражом каталог “Американские технологии на CeBIT’98”, первое, что вы увидите,  -  обращение Билла Клинтона к посетителям выставки. Для американских фирм специально созданная выставочная компания Hannover Fairs USA организовала девять тематических стендов с единым (и, на мой взгляд, несколько агрессивным) оформлением. Многие фирмы на этих стендах  -  малые либо начинающие, и то, что их участие в выставке поддержано соответствующими госструктурами США, очевидно.

Один из постоянных павильонов CeBIT’а называется “Исследования и разработки”. В нем представлены учебные и научно-исследовательские институты Германии. При громадном дефиците выставочной площади такое внимание к вузам тоже не случайно и свидетельствует о продуманной политике поддержки науки и образования.

Российский стенд, спонсируемый организаторами выставки, выглядел в этом плане грустно. Компьютеры для него предоставила фирма “Эврика”, каталог на CD-ROM сделала фирма Paragon. Вот так  -  с миру по нитке... Не умаляя достоинств представленных на стенде российских фирм (им-то как раз честь и хвала!), нужно честно сказать, что нигде мне не было так обидно за державу, как на этой выставке. Кто в этом правительстве, в этом Совете Безопасности, в этой Думе, наконец, думает о развитии в стране высоких технологий? “Я хочу видеть этого человека!” о чем говорить, если единственный пользующийся всеобщим уважением и глубоко разбирающийся в проблемах информационных технологий чиновник недавно перешел из Аппарата Президента в представительство IBM. У меня создалось впечатление, что “народ, привыкши жить в этой стране”, уже не надеется на поддержку сверху, а хотел бы лишь, чтобы ему “не делали как лучше”.

“Когда каждому хорошо, а всем плохо  -  это следствие локальной оптимизации; при глобальной же  -  всем хорошо, но каждому в чем-то приходится считаться с интересами остальных”,  -  так когда-то учитель пояснял мне разницу между двумя этими видами оптимизации. Данное правило относится к набору так называемых законов общей системотехники, которые, к счастью, не зависят ни от экономической формации, ни от политического строя.

Ну и что же делать?  -  возможно, спросит нетерпеливый читатель. Ответ опять-таки дают законы системотехники: чтобы изменить вертикаль, нужно построить сильную горизонталь, но это тема уже совсем других изданий.

C Эдуардом Пройдаковым, главным редактором PC Week/RE, можно связаться по адресу chief@pcweek.ru.

Версия для печати