По мере того как США разрабатывают информационную магистраль будущего, вырисовываются контуры грядущих сражений за доступ к ней

Скотт Беринато

Правительственные проекты перестройки теряющей темпы развития глобальной сети, пусть даже со всеми прилагаемыми к ним бюрократическими штучками, должны сыграть в наступающем тысячелетии ту же роль, что и флагманы экономической политики “нового курса” президента Ф. Д. Рузвельта  -  государственная энергетическая компания Tennessee Valley Authority и управление общественных работ Works Progress Administration  -  во время великой депрессии 30-х годов.

Но только примерно через пять лет, когда Internet2 (I2) и Next Generation Internet (NGI) будут построены и к ним подключатся правительственные учреждения и университеты, для федеральных чиновников начнется настоящая работа в качестве привратников  -  им придется решать, кто и когда сможет пользоваться новыми сетями.

I2, работа которой началась в 1997 г., и NGI, объявленная президентом Клинтоном в 1996 г.,  -  это программы-близнецы, предусматривающие разработку высокоскоростных сетей и приложений для университетов и правительственных учреждений. В обеих сетях, создание которых, вероятно, в конце концов будет вестись в рамках единого проекта, планируется опора на инфраструктуру vBNS (very-high-speed backbone network service  -  сверхскоростная магистраль), которой заведует Национальный фонд науки (National Science Foundation), а совладельцем является фирма MCI Communications. Сегодня vBNS работает на скорости до 622 Мбит/с (OC-12), в ближайшие пять лет планируется проложить магистрали на 2,4 Гбит/с (OC-48).

На разработку NGI администрация президента Клинтона обещала выделить 300 млн. долл. в течение трех лет; I2 получает частное и государственное финансирование через инициативу NGI. Кроме того, I2 поддерживают более 100 государственных и частных университетов.

В рамках программы I2 делается попытка объединить все университетское сообщество США. Ее участники разрабатывают такие приложения, как видеоконференции для высокоскоростных сетей, соединенных через GigaPops  -  высокопроизводительные точки доступа, размещаемые по всей стране (см. карту).

vBNS: магистраль для Internet2 и Next Generation Internet

Реализация NGI повлечет за собой не только модернизацию магистрали Internet, но и связывание воедино нескольких высокоскоростных сетей, обслуживающих правительственные учреждения, в том числе сетей НАСА и министерств обороны и юстиции.

Если вам все это кажется сложным для понимания, не огорчайтесь  -  все и в самом деле очень запутанно. NGI и I2 обросли разветвленной бюрократической системой, включающей в себя не менее 11 комиссий Конгресса и семи правительственных агентств, в чьи обязанности входит выдача подрядов на сетевое оборудование, определение порядка использования новых сетей и предоставление финансирования.

В этом-то то и заключается подвох. Сегодня доступ к NGI и I2 планируется предоставлять только так называемым “исследовательским пользователям” из университетов и правительственных организаций. Учитывая, однако, то, что многие корпоративные организации, например фирма Cisco Systems, помогают построению системы, а широкая публика изнывает от недостатка пропускной способности, следует ожидать, что скоро массы потребуют своей “доли”.

Нам не сообщают о том, смогут ли  -  а если смогут, то когда  -  отделы ИС или массовые пользователи подключить свои узлы к будущим сетям, обещающим расширить онлайновые возможности.

“Никто не ожидал появления Mosaic или того, что из этого получится,  -  утверждает Салли Хоу из Вашингтона, помощник директора NGI.  -  Мы хотим, чтобы история повторилась  -  история программы, перевернувшей мир. Но тут возникает множество неприятных вопросов, связанных с определением порядка пользования магистралью”.

Согласно официальным предписаниям, подключение новых клиентов к будущим сетям будет проходить постепенно, в то время, как нынешняя Internet будет использоваться в коммерческих целях. Если открыть вход в I2 и NGI слишком быстро, дополнительный трафик замедлит работу тех высокопроизводительных приложений, ради которых и создается NGI. С другой стороны, если слишком долго оставлять новые сети закрытыми, то частные компании создадут более высокопроизводительные магистрали.

Корпоративной Америке стоит приготовиться к сопротивлению со стороны будущих пользователей I2. Дэннис Лэндер, менеджер по сетевой поддержке из Института океанографии в Вудс-Хоулле (шт. Массачусетс), называет коммерциализацию нынешней Internet “хронической болезнью”.

“Internet была открыта для коммерческого использования, и теперь университетское сообщество, которое ее разработало, просто вытесняется из нее,  -  утверждает Лэндер.  -  Если открыть широкий доступ к сетям нового поколения, произойдет то же самое. Хотя я и не вижу никакой проблемы в наличии среды, состоящей из двух глобальных сетей, связанных между собой шлюзами, переход в любом случае будет нелегким. Кто-то все равно останется недовольным”.

Еще сложнее разобраться в том, кто будет управлять предоставлением доступа. Ответа не знает никто, и в том числе, что самое интересное, руководители NGI.

“Регулирование сетей нового поколения  -  не наша задача, мы только установим ориентиры, -  утверждает Хоу.  -  В некоторой степени участвовать мы будем, но регулировать  -  нет”.