Формирование бизнес-сообщества продолжается. Не без помощи ”Дейтора”

 

Андрей Колесов, Елена Монахова, Эдуард Пройдаков

 

В начале апреля в подмосковном пансионате “Бор” в течение трех дней проходила четвертая ежегодная конференция “Компьютерный бизнес России’98”, организованная агентством маркетинговых исследований “Дейтор”. По сути это крупнейший в стране форум, ориентированный (как подчеркивают его устроители) на высший менеджмент рынка информационных технологий. (Где-то он перекликается с проводимым летом в Сочи в рамках Международного компьютерного форума “Русским днем”, хотя последний рассчитан на более узкий, элитарный состав и более непринужденное общение.)

Если судить по ряду формальных признаков, то конференция развивается успешно. Длительность ее увеличилась до трех дней, расширилось число заседаний (в транскрипции организаторов  -  панелей), число участников перевалило за 300, при том что стоимость участия и проживания практически вышла на мировой уровень. Да и место выбрано соответствующее  -  буквально за пару недель до конференции здесь проходила встреча президентов России, Германии и Франции.

Однако, несмотря на очевидную полезность конференции, создается впечатление, что она переживает некоторый переломный момент, когда следует серьезно подумать о ее будущем. Причина понятна: активно меняется рынок, требуя изменения характера дискуссий как по существу, так и по форме.    

От элитарной тусовки - к формированию компьютерного сообщества

Говоря об изменении характера конференции, ее участники в первую очередь отмечают заметную смену контингента. Еще год назад на нее собирались в основном первые лица ведущей группы фирм отечественного рынка. Сейчас же многие из них представлены вторым эшелоном руководства, а увеличение числа участников идет за счет появления на конференции не очень известных компаний.

Вопросы из зала

Но в этом нет ничего удивительного. Ведь сама конференция три года назад фактически была неким торжественным приемом в честь победителей  -  компаний и персон  -  конкурса Dator top100. Со временем неформальные дискуссии перешли в более организованные обсуждения, проводимые в виде круглых столов. В этом году обещанный прием в честь лауреатов top100’98 не состоялся. Возможно, это объяснялось отсутствием многих лауреатов, но следовало все же, сохраняя традицию, как-то поддержать атмосферу праздника.

Изменение состава конференции напрямую связано с переменами в характере отношений между игроками ИТ-сообщества. Компьютерный бизнес достаточно повзрослел, и теперь не желает тратить время на простую тусовку (почему-то именно этот термин часто используется самими организаторами конференции), и теперь заинтересован в более деловом обсуждении своих внутренних проблем. Появление здесь лиц второго эшелона вовсе не свидетельствует о падении рейтинга конференции  -  это всего лишь подтверждение структурных изменений на рынке. Если раньше руководство компаниями было сосредоточено в руках первых лиц, то сейчас, в условиях роста бизнеса, оно стало более коллегиальным  -  к формированию стратегии шире привлекается именно второй слой менеджеров-профессионалов.

Соответственно меняется и общая направленность конференции: от имиджевого мероприятия к более содержательному деловому обсуждению проблем. Однако резко увеличившееся число панелей и секций, растянувшихся на три дня, превысило возможности восприятия большинства участников  -  на утренних докладах, начинавшихся на американский лад в 9 часов утра, зал был полупустой. Все-таки двухдневный вариант такого мероприятия, на наш взгляд, более целесообразен.

В нынешнем году гораздо заметнее были представлены регионы, стремящиеся как можно громче заявить о себе в компьютерном сообществе, установить связи с лидерами. Пожалуй, для них такая конференция наиболее полезна, особенно если учесть, что многие проблемы, с которыми сталкивается сегодня региональный бизнес, уже успешно решены в столичных компаниях.    

Компьютерный бизнес и компьютерная отрасль

Сегодня можно констатировать, что структурное формирование отечественного компьютерного рынка (отдельных секторов, круга участников и пр.) завершено. Однако создание развитого бизнес-сообщества отрасли еще впереди. Скажем, попытки образовать какие-либо широкие общественные ассоциации коммерческих фирм (АППП, РКС, РКА) так и не увенчались успехом. Тем не менее с ростом рынка появляется все больше проблем, для решения которых требуется консолидировать усилия компаний, в том числе и явных конкурентов. В такой ситуации задачей бизнес-конференций становится не только обсуждение состояния и перспектив рынка (эдакое совместное проведение маркетинговых экспресс-исследований в сочетании со школой передового опыта), но и выявление проблем, мешающих его нормальному развитию, а самое главное  -  определение совместных шагов по их решению.

... и ответы со сцены

Здесь следует уточнить: “компьютерный бизнес” отнюдь не тождественен “компьютерной индустрии”, если понимать под последней всех, кто так или иначе занимается производством товаров, технологий и услуг в области ИТ. Ведь кроме коммерческих фирм имеются государственные предприятия, вузы, НИИ и пр., влияние которых на рынок постоянно растет. Не говоря уже об огромных ресурсах, сосредоточенных в отделах автоматизации крупных предприятий различных отраслей, банков, госорганизаций  -  по числу занятых специалистов (разработчиков, системных администраторов, сотрудников технической поддержки и т. п.) и создаваемой ими дополнительной стоимости этот сегмент очень заметен.

Однако пока компьютерный бизнес продолжает обсуждение внутренних проблем исключительно в рамках своего сообщества. В то же время многие дискуссии  -  это было хорошо видно на конференции (консалтинг, заказные решения, развитие индустрии ПО и пр.)  -  явно переросли внутрицеховые рамки, и их обсуждение “в узком составе” (без участия представителей государства, ИТ-менеджеров предприятий и т. д.) становится бессмысленным.

Кроме того, отчетливо видно, что пора переходить от абстрактного обсуждения проблем к поиску их решения. Например, одно из заседаний круглого стола свелось к выводу: “наше государство безразлично к нуждам компьютерного бизнеса”. Но стоило ли тратить время на констатацию этой очевидной истины? Может быть, пора перейти к дискуссиям по поводу того, что делать?    

Бизнес-заказчики - государство

К сожалению, прошедшая конференция не продвинулась в плане перехода от обсуждения внутренних проблем к внешним, к расширению круга участников дискуссий. Более того, создалось впечатление, что регулярно приглашаемые на нее высокие лица не очень-то и хотят участвовать в таких дискуссиях. В частности, один из ключевых круглых столов  -  “Государство  -  бизнес”  -  так и не состоялся. (Как прокомментировал этот результат директор агентства “Дейтор” Александр Прокин, “еще ни разу за четыре года не было случая, чтобы от конференции до конференции не сменился состав правительства. Поэтому рассчитываешь увидеть одни лица, договариваешься с ними, а к моменту выступлений на этих должностях оказываются уже другие люди”.)

Весьма пассивно прошла новая для конференции панель с представителями заказчиков. Любопытно, что на конференции постоянно говорилось о работе с малыми и средними предприятиями, как о наиболее актуальном сегодня направлении развития компьютерного бизнеса. Однако на круглый стол были приглашены все те же представители крупных государственных структур (ЦБ РФ, мэрия Москвы, Минфин РФ), точка зрения которых в целом давно известна. К тому же было заметно, что обсуждать проблемы российского компьютерного бизнеса им не очень-то интересно. Например, один из приглашенных четко высказал свой подход к проблеме: “Мы работаем с HP и нас не сильно волнуют финансовые проблемы  -  мы достаточно большие, чтобы "прогнуть" цены на их компьютеры до стоимости любого российского производителя”. При такой постановке вопроса дальнейшее обсуждение вряд ли имеет смысл.

Из выступлений заказчиков можно сделать несколько выводов.

1. Одна из основных трудностей крупных корпоративных систем  -  отстутствие надежного обслуживания по схеме 24 часа, 7 дней в неделю . В то же время сейчас при первом вызове сервисной службы оперативно устраняется лишь 50% возникающих проблем. Эти службы легко справляются с простой заменой оборудования (дисков, плат и т. д.), но людей с высокой квалификацией для обслуживания отказоустойчивых систем явно недостаточно.

2. Уровень проектов поднялся до той отметки сложности, когда требуется по-настоящему высокая квалификация. Наблюдается дефицит как команд, которые могут выполнить такую разработку, так и руководителей среднего звена, уровень зарплаты которых пока не соответствует предъявляемым к ним требованиям.

3. Крупные заказчики сейчас начинают пожинать плоды плохого проектирования их информационных систем.

Если попытаться интегрально оценить конференцию, то она в этом году до твердой четверки немножко не дотянула, задержавшись где-то на уровне три с плюсом. При несомненной ценности мероприятий подобного рода необходимо оживить их, перевести в новое качество, соответствующее обозначившимся тенденциям. Скажем, “старших товарищей” сегодня больше волнуют не звучавшие ранее вопросы о взаимоотношениях между владельцами (акционерами) компаний и наемными менеджерами высокого уровня, проблемы менеджмента, стратегическое планирование. В то время как для “младших” более актуален поиск инвестиций, установление партнерских связей с лидерами. И программа конференции должна быть адекватной, больше соответствовать потребностям резко расслоившегося бизнеса. Не говоря уж о том, что даже чисто организационных усовершенствований можно предложить довольно много: устраивать банкет по поводу открытия в первый же день, чтобы приехавшие могли раскрепоститься и перезнакомиться друг с другом; предусмотреть культурную программу (иначе все развлечения ограничиваются только баром); продумать иной способ расселения (топ-менеджеры давно отвыкли жить по три человека в номере) и пр. Если агентство “Дейтор” заботится о сохранении престижа начатого им дела, то оно непременно устранит к очередной конференции перечисленные недочеты.

Версия для печати