Методологии

Сергей Бобровский

В статье “Бензин ваш - идеи наши” (PC Week/RE, № 14/98, с. 59) рассказывалось о попытке группы экспертов оценить тиражируемые КИС. Системы оценивались по критериям их технологичности, упоминалось также о намерении сравнить потенциалы компаний, предлагающих эти решения. На Западе оценкой КИС давно занимаются профессиональные команды. Ведущие консалтинговые фирмы выполняют в этой области в основном заказные работы.

Вот краткое описание методики GartnerMeasurement, используемой известной консалтинговой компанией Gartner Group при оценке качества внедрения SAP R/3.

Gartner Group ведет подробную базу данных по доступным инсталляциям SAP. На основе собранных сведений проводится оценка сильных и слабых сторон конкретных вариантов внедрения.    

Методология оценки

1. Накапливаются данные о работе КИС.

2. Эти данные просматриваются с целью определения их полноты и предварительно сравниваются с ранее накопленной информацией для выявления принципиальных расхождений и ошибок, которые могли быть допущены при сборе.

3. Проводится детальный обзор данных вместе с представителями клиента и людьми, собиравшими эти данные.

4. Проводится подробный опрос сотрудников, обслуживающих систему, для более глубокого понимания нюансов конкретной реализации.

5. Вместе с клиентом выявляются мнения пользователей о системе.

6. Принимается во внимание различная дополнительная информация.

7. Проводится полная оценка эффективности внедрения КИС и уровня ее обслуживания и предлагаются способы повышения производительности работы компании.

Численно измеряются или качественно оцениваются следующие критерии эффективности внедрения:

- время, потраченное на настройку модулей;

- реализованные функциональные возможности;

- число пользователей на средний (нормализованный) сервер;

- пиковое и среднее число транзакций в единицу времени;

- стоимость одной транзакции;

- пиковое и среднее время отклика системы;

- используемые методологии обучения;

- управленческая структура;

- стоимость инфраструктуры внедренной КИС на одного пользователя.

На основе такого исследования специалисты Gartner Group оценивают конкретный вариант внедрения, сравнивают его с другими реализациями и дают рекомендации по улучшению работы КИС, подбору оптимальной конфигурации компьютеров, наиболее эффективным для данного клиента методикам обучения, интеграции КИС с другими системами заказчика и т. д. GartnerMeasurement применяется для оценки эффективности внедрения одной КИС, но эта методология может быть использована и для сравнительного анализа нескольких систем.

В упомянутой выше статье способ оценки КИС совсем не учитывает очень важный аспект, на котором основана GartnerMeasurement, - насколько данная КИС соответствует нуждам пользователя, а чтобы выяснить это, экспертам при оценке КИС надо ориентироваться не только на внутренние возможности системы и фирмы-разработчика, но и на субъективные мнения клиентов и объективные данные о различных вариантах внедрения. В России собрать подобную информацию значительно сложнее, чем на Западе: у нас клиенты идут на подобные контакты с крайней неохотой, но без этих данных картина будет неполной.

А если удастся оценить КИС в комплексе, то напрашивается следующий шаг - выработка для каждой КИС рекомендаций по повышению эффективности ее внедрения в конкретных бизнес-областях. Наверняка корпоративное ПО в России имеет значительно более высокий потенциал, а используется в абсолютном большинстве случаев менее эффективно, чем за рубежом.

К автору можно обратиться по адресу: sbo@pcweek.ru.

Версия для печати