Computex’98 глазами новоиспеченного азиата

 

Алексей Максимов

 

Стереотипы мышления помогают нам существовать в постоянно меняющемся мире, но иногда (подчеркну - иногда) все же бывает полезно взглянуть на мир, пусть даже только компьютерный, под новым углом зрения. Что-то в этом роде случилось со мной в начале июня во время поездки на Тайвань, организованной флагманом местной ИТ-индустрии и одной из ведущих в мире компьютерных компаний - фирмой Acer.

Началось все с того, что руководители Acer, без тени сомнения причисляющие Россию к Азии, приписали российских журналистов к группе азиатских участников ежегодного мероприятия под названием Acer Global Press Conference. Впрочем, мое удивление (дала себя знать привычка думать, что я - европеец, а с какой, собственно, стати?) довольно быстро сменилось пониманием преимущества новоприобретенного статуса азиата - будь я европейским журналистом, приехал бы на встречу с руководством Acer в предыдущую смену и не попал бы на третью в мире по числу экспонентов (после немецкого CeBIT’а и американского Comdex’а) выставку информационных технологий Computex в Тайбее.

Кроме того, попав в компанию представителей региональной прессы, я получил уникальную возможность если не проникнуться, то уж во всяком случае получить из первых рук представление о проблемах компьютерной индустрии не только Тайваня, но и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Но обо всем этом я постараюсь рассказать в следующем номере нашей газеты, а сейчас речь пойдет о выставке, состоявшейся на острове уже в 18-й раз.

Демонстрация топ-моделей

на стенде Acer: на любой вкус

Наверное, Computex не был бы поистине китайской выставкой, если бы не нес на себе отпечаток образа жизни всего местного сообщества. Первое, что бросилось в глаза, - чрезвычайно высокая плотность стендов (это отмечал в прошлом году и наш главный редактор Эдуард Пройдаков, см. PC Week/RE, № 24/97, с. 8) подавляющего большинства из 892 компаний-экспонентов. Все эти стенды были размещены на первом этаже здания TWTC (Taipei World Trade Center Ehxibition Hall). Мне это показалось очень удобным - не надо тратить время и силы, наматывая километры по выставочным павильонам. Резким контрастом на этом фоне выглядели прямо-таки роскошные “апартаменты” 21 компании на трех этажах соседнего здания TICC (Taipei International Conventional Center). Еще один этаж в том же TICC разделили 67 компаний, представивших различные компьютерные аксессуары.

Указывает ли такое деление на различия в уровне “благосостояния” различных фирм? И да, и нет. Так, в “апартаментах” TICC разместились Intel, Texas Instruments, Tatung, Clevo, GVC, Chicony, Mitac и несколько других всемирно известных фирм. С другой стороны, Acer предпочла более демократичное соседство с “меньшими братьями”, зато расположила несколько стендов своих подразделений в местах концентрации потоков посетителей, привлекая их еще и регулярными красочными шоу.

В тесноте, да не в обиде

В основном на выставке демонстрировали свои продукты местные компании, иностранных набралось лишь 87 из 15 стран. Поэтому видно их практически не было, разве что с полсотни американских фирм, поддерживаемых Министерством торговли США, образовали свой островок. Замечу, что в большинстве своем эти компании имеют тайваньские корни.

Что касается посетителей, то высокий их наплыв можно было видеть только в последний день выставки, когда организаторы стали пускать на нее интересующихся местных жителей и часть экспонатов можно было не только посмотреть, но и тут же купить. А вот число бизнесменов, приехавших из других стран заключать контракты, скорее всего уменьшилось и едва ли достигло прошлогодних 15 тысяч.

Причин тому несколько. Во-первых, все эксперты отмечают спад на азиатско-тихоокеанском рынке, вызванный недавним валютным кризисом. И хотя тайваньская экономика пострадала меньше экономик многих других стран, например Кореи, ожидается, что последствия кризиса будут сказываться еще лет пять. Во-вторых, необходимость ехать на далекий Тайвань становится для американцев и европейцев с каждым годом все менее острой - тайваньские фирмы проявляют высокую активность на тех же выставках CeBIT и Comdex. Так, на CeBIT’98 свои стенды имели 472 тайваньские фирмы, что лишь в два раза меньше, чем на нынешнем Computex. Интересно, что большинство тайваньских фирм - участников CeBIT не приняли участия в тайбейской выставке.

Третья причина - на Computex выставляется все больше местных реселлеров и ОЕМ-партнеров местных же фирм-производителей, а цены у них кусаются. Кроме того, озабоченные снижением маржи на своих традиционных субпродуктах тайваньские компании, овладевшие самыми современными технологиями, все смелее претендуют на роль первых скрипок на мировом ИТ-рынке, предлагая наукоемкие интегрированные продукты с высоким уровнем так называемой добавленной стоимости и оставляя все меньшую маржу на долю американских, японских и европейских ОЕМ- и ODM-партнеров.

В следующем номере PC Week/RE я продолжу рассказ об основных новинках и наиболее интересных продуктах, продемонстрированных на Computex’98.

Некоторую информацию о составе участников выставки можно получить по адресу: www.computextaipei.org.    

Тайваньская ИТ-индустрия в свете цифр

По официальным правительственным данным, в 1997 г. доход тайваньской ИТ-индустрии вырос на 19,7% и достиг 35,784 млрд. долл. Сегодня местная ИТ-индустрия - самая большая на острове и третья по величине в мире после американской и японской. Комментарии, как говорится, излишни. Видны и колоссальные резервы роста: пока 85% дохода приносит аппаратное обеспечение, но доля программных продуктов неуклонно растет. Аппаратное обеспечение производится главным образом на основе OEM- и ODM-партнерства (74%).

Основная часть экспортной продукции уходит в США (41,38%), Европе достается 29,32%, а Азиатско-Тихоокеанскому региону - 19,05%. Производство продуктов на 33,8% осуществляется в других странах, КНР - главная производственная база, здесь тайваньские фирмы изготавливают 22,8% своей продукции.

Основной доход приносят мониторы - 24,8%, далее следуют ноутбуки - 22,52%, настольные ПК - 18,8%, системные платы - 12,45% и источники питания - 4,27%. Эксперты отмечают тенденцию перераспределения доходов от продажи мониторов, клавиатур и мышей в пользу дисководов CD-ROM, ноутбуков, настольных машин и системных плат.

Уровень развития индустрии ПО уже сегодня можно считать низким только по сравнению с такими странами, как США или Западная Европа. Ее объем в 1997 г. вырос на 24,8% и составил примерно 1,92 млрд. долл. В основном тайваньские программисты работают на местный рынок, экспортируя лишь 9,4% своей продукции. В числе главных импортеров тайваньского ПО числятся Япония, США, Юго-Восточная Азия, КНР и Европа.

Еще один резерв роста - сегмент сетевого и телекоммуникационного оборудования. В 1997 г. тайваньская ИТ-индустрия заработала на ЛВС-, ISDN- и модемных устройствах 1,62 млрд. долл. В этой сфере наблюдается тенденция роста производства оборудования для ЛВС и ISDN, а доходы от продажи модемов снижаются.

Аналитики прогнозируют, что к 2000 г. общий объем производимой тайваньскими фирмами ИТ-продукции достигнет 61,45 млрд. долл. При этом все большая ее часть (мониторы, мыши, клавиатуры, источники питания, корпуса) будет изготавливаться за пределами Тайваня (45% к 2000 г.). Домашнее производство будет сосредоточено на сложных продуктах с высоким уровнем добавленной стоимости (ноутбуки, модули динамического ОЗУ, ЖК-экраны, многослойные печатные платы и т. п.).

Версия для печати