Андрей Колесов

 

2 июня в московском офисе Microsoft был проведен брифинг, который стал своеобразным отчетом перед журналистами отдела по работе с разработчиками приложений. “От слов - к делу” - так назвал свою презентацию руководитель отдела Алексей Палладин, имея в виду прошедшую полгода назад пресс-конференцию, где говорилось в основном о планах на будущее.

Напомним, что данное подразделение было создано в рамках формирования мировой вертикальной структуры в корпорации - Application Developers Customer Unit (ADCU) весной 1997 г. До этого в российском отделении проблемами разработчиков занимался один специалист. Сегодня в ADCU/Россия пять сотрудников. Более того, есть еще одна вакансия для специалиста, который будет заниматься вопросами разработки приложений в среде MS Office. Сделав реверанс в сторону прессы, Алексей Палладин отметил, что передать его подразделению тематику VBA (раньше ее курировали специалисты по офисным приложениям) было решено после некоторой критики, прозвучавшей в российских изданиях.    

Итоги и планы

За последнее полугодие Microsoft провела в Москве серию бесплатных семинаров для разработчиков - SQL Server (два семинара), Exchange/Outlook, Small Business Server, Visual FoxPro, Visual Basic, - на которых присутствовало в общей сложности около 700 человек. В мае прошли семинары по VB в Алма-Ате, Минске, Петербурге и Новосибирске. Дополнительно 28 мая в Алма-Ате состоялся семинар по SQL Server. В этих региональных мероприятиях участвовало еще около 400 человек. В начале июня, как обычно, состоится конференция для разработчиков DevCon’98.

Продолжалась совместная работа с ведущими российскими разработчиками. Для увеличения объема продаж некоторых инструментальных средств проводились специальные маркетинговые программы с предоставлением скидок.

На брифинге журналистам был представлен региональный директор Microsoft в России Андрей Федоров. Он рассказал о программе MS Regional Director (MSRD), о которой мы достаточно подробно писали осенью прошлого года. Напомним только, что MSRD - это чисто общественная работа. Основная должность г-на Федорова - генеральный директор петербургской компании Digital Design. Эта компания занимается разработкой ПО и является одним из ближайших партнеров Microsoft в этой области. Главная забота MSRD - подготовка к очередной всемирной презентации MS Developer Days, которая должна состояться в сентябре нынешнего года и будет посвящена выпуску новой версии комплекса инструментальных средств MS Visual Studio 6.0.

Андрей Федоров официально объявил о создании российского сервера Microsoft для разработчиков (www. microsoft.com/rus/msdn/) и продемонстрировал его в работе. Но в этом случае он выступал уже не в качестве RD, а как представитель компании, выполнившей данный проект совместно с московским отделением Microsoft.

В принципе здесь можно было бы поставить точку в отчете о брифинге, но...    

...есть ряд вопросов

Хотелось бы сразу отметить, что, по довольно единодушному мнению, Microsoft в целом обеспечивает весьма эффективную и качественную поддержку независимых разработчиков в рамках своей корпоративной политики. По отзывам отечественных программистов в России, это выгодно отличает ее от других зарубежный компаний.

Тем не менее порой создается впечатление, что динамика развития сотрудничества с разработчиками в России заметно отстает от мирового уровня. В этом плане, учитывая пятикратное увеличение ресурсов ADCU/Россия, информация о деятельности этого подразделения совсем не впечатляет, а число вопросов растет.

Например, в какой степени работа нового отдела способствовала росту объемов продаж средств разработки, числа сертифицированных разработчиков, количества программных продуктов с логотипами Microsoft и пр.? Об этих вполне конкретных показателях на пресс-конференции не упоминалось. Как называется программа “Авторизованный разработчик”, в свое время объявленная приоритетной? Что сделано, чтобы об очень актуальной для нашей страны программе “Авторизованный дилер по средствам разработки” знали не 10, а 90% потенциальных покупателей инструментальных средств?

И вообще, какова стратегия действий ADCU в России? С какими категориями отечественных разработчиков (а это весьма неоднородное сообщество) Microsoft АО сотрудничает сегодня и кто попадет в сферу его внимания завтра? Например, дойдет ли очередь до системы образования? Есть ли какие-то конструктивные идеи по легализации использования средств разработки в вузах и школах нашей страны? Намерен ли ADCU начать работу с независимыми группами пользователей, создающими свои телеконференции, Web-серверы с ресурсами и пр.? Что сделано для создания русскоязычной базы знаний по средствам разработки, формирования общедоступных разделов с часто задаваемыми вопросами и ответами на них? Список актуальных вопросов можно продолжить.

Тысяча слушателей на десяти семинарах - это много или мало? Вроде бы для начала неплохо. Но есть сомнение, что эти семинары ждет успех, например, американских конференций для VB-разработчиков серии VBITPS (платных!), число участников которых возросло за четыре последних года с 200 до 10 тыс. человек. Ничего похожего на постоянную информационную “раскрутку” подобных мероприятий у нас не заметно. Может быть, именно это объясняет динамику роста числа участников ежегодной и единственной конференции для разработчиков DevCon - 80, 220, 350, 350, 350?

Уже давно идут разговоры о желании плотнее работать с молодежью, в частности со студентами. При этом часто говорится о пассивности этой категории разработчиков. Но, может быть, все дело в том, что нужно использовать иные методы работы, чем при контактах с ЦБ, СБ и “Лукойлом”? Например, более двух лет назад компания Jet Infosystems смогла без лишнего шума легко собрать на отличную презентацию только что появившейся бета-версии Java более 500 человек - ДК МГУ был переполнен.

Программа MSRD по своей сути как раз направлена на работу с массами. Появление ее в России можно только приветствовать. Но ведь она началась в нашей стране в сентябре прошлого года, - наверное, пора рассказывать о ходе ее осуществления, а не о наметках на будущее?

Что касается маркетинговых программ, то на брифинге, как обычно, говорилось об их успехе без уточнения конкретных результатов. Однако бытуют и другие мнения, например о программе продажи версии VB Learning с 50% скидкой. Один из дилеров Microsoft посетовал еще тогда, зимой: “Коробка с документацией стоит всего $49, а покупателей все нет”. Но откуда же они появятся, если 99% (готов обосновать эту цифру) потенциальных покупателей просто не знали о такой возможности? Впрочем, у дилеров есть и другая позиция: “Мы не продаем эти продукты по такой цене, так как нам это невыгодно”.    

Всё - в Internet

Позиция российского Microsoft в плане информирования клиентов достаточно простая - “всё есть на Web-узле”. Довольно странный подход. Получается, мы сказали, а услышали нас или нет - все равно. В США дела с Internet обстоят неплохо, но это не мешает американцам вести там огромную информационную поддержку мероприятий в печатных изданиях.

Что же касается общения с отечественными разработчиками через Web-страницу (.../rus/devonly), названную почему-то “сервером” (советую посмотреть на нее), то ее эффективность лучше всего характеризуют цифры, приведенные на брифинге, - 64 тыс. посещений за последние полгода. Знакомый эксперт по российскому Internet прокомментировал это так: данные показатели находятся на уровне понятия “случайные визитеры - нажали не ту клавишу”.

Вообще Web-проекты Microsoft в России вызывают некоторое удивление и в этой связи можно вспомнить об “Office Extеnsions”: 120 присланных программ, 800 скачиваний в день, 6 (!) пожеланий от пользователей. Стоило ли проводить девятимесячную программу, чтобы после ее завершения прийти к азбучным истинам создания Web-узлов - нужны учет и исследование статистики, необходимо создавать раздел “вопросы и ответы” и пр.? В качестве контрпримера можно привести самодеятельный сервер свободно распространяемых программ www.download.ru, открывшийся всего три месяца назад. Там за сутки - 2 - 3 присылаемых программы, 3 тыс. обращений (без пресс-конференций, ежемесячного вручения компьютеров и пр.).

Проект нового Web-сервера, представленного Microsoft & DD, выглядит довольно симпатично, но, к сожалению, есть серьезные сомнения в его успешной реализации. Квалификация и искренность намерений группы экспертов (сотрудников компании Digital Design), которые взялись попробовать на общественных началах вести наполнение сервера, представляются бесспорными, но его сегодняшнее содержание, схема ведения и темпы работы (формирование сервера началось еще в сентябре прошлого года!) не внушают оптимизма. Тем более что у партнеров Microsoft по средствам разработки уже есть опыт несбывшихся проектов в этой области.

Искренне скажу, я хотел бы убедиться в ошибочности своих пессимистичных оценок и прошу читателей помочь мне в этом. Один из моих Е-mail-корреспондентов уже сделал такой шаг, ответив на мой вопрос о полезности открывшегося Web-узла: “Возможность общения с профессиональными экспертами Microsoft на русском языке должна помочь оперативному решению возникающих у разработчиков проблем”. Однако меня смутила приписка в конце письма: “Не могли бы Вы сообщить, где можно приобрести документацию по функциям Win32API?”. Не лучше ли этот вопрос адресовать профессионалам, а не журналистам?

Российские Web-страницы для разработчиков Microsoft: www.micorosoft. com/rus/msdn/.

С автором статьи можно связаться по адресу: akolesov@glasnet.ru.

Версия для печати