МОБИЛЬНЫЙ ОФИС
Владимир Митин
На отечественный рынок начались поставки все еще дефицитных карманных электронных органайзеров Palm III (www.pilot.ru), выпущенных корпорацией 3Com в апреле этого года (см. PC Week/RE, № 15/98, с. 43; № 24/98, с. 20). Их локализация идет полным ходом и будет завершена к сентябрю, когда трудящиеся начнут возвращаться из летних отпусков и ими, хорошо отдохнувшими, овладеет неукротимое желание если не повысить производительность труда, то хотя бы скрасить себе жизнь. Так считают организаторы пресс-конференции, состоявшейся 23 июня: московское представительство 3Com (изготовитель), RRC (единственный в нашей стране дистрибьютор, осуществляющий поставки электронных органайзеров 3Com и их гарантийное и постгарантийное обслуживание) и компания “МакЦентр”, специализирующаяся на розничной продаже карманных ПК. Предполагается, что стоимость русифицированных версий Palm III не будет сильно отличаться от стоимости оригинальных устройств, которые за рубежом продаются по 399 долл. (у нас с учетом неизбежного НДС - около 460 долл.).
С внешним миром Palm III может связываться через модем,
а также последовательный или инфракрасный порты
Генеральный директор RRC Константин Сидоров подчеркнул, что легкий (масса - 170 г) электронный органайзер Palm III, равно как и его предшественники, предназначен для тех, кто уже имеет компьютер, но не может таскать его с собой, чтобы во время путешествия навести справки в базе данных, заглянуть в адресную книгу или посмотреть список неотложных дел.
История создания Palm III восходит к 1992 г., когда Джефф Хавкинс основал компанию Palm Computing. В июне 1994 г. она начала разработку портативной электронной записной книжки Palm Pilot, “понимающей” рукописные буквы, начертанные на ней специальным пером - стилосом. В сентябре 1994 г. Palm Computing была приобретена корпорацией U.S. Robotics, которая в июне прошлого года в свою очередь оказалась съеденной компанией 3Com. Видимо, череда поглощений благотворно повлияла на популярность Palm’ов - к ноябрю 1997 г. в мире был продан 1 млн. устройств.
И не мудрено: 7500 производителей ПО пишут приложения для Palm’ов, 200 изготовителей аппаратных средств делают для них различные аксессуары, свыше 100 Web-серверов имеют страницы, обстоятельно рассказывающие о возможных областях применения этого замечательного устройства.
С помощью Palm’ов официанты принимают заказы и осуществляют расчеты с кухней и клиентами, облепленные датчиками больные могут следить за своим состоянием. Электронные органайзеры облегчают жизнь кладовщиков, страховщиков и других специалистов. Многие всемирно известные фирмы выбрали Palm’ы в качестве корпоративного стандарта. Но отечественных компаний среди них пока нет. Спрашивается, почему? По мнению генерального директора RRC, основная проблема, возникающая при реализации Palm’ов в России, - неинформированность пользователей о возможностях этих устройств.
Я не уверен, что с помощью электронного пера или нарисованных на экране кнопок набирать или править текст можно быстрее, чем с помощью привычной клавиатуры, но это не означает, что бесклавиатурные органайзеры хуже “ноутбукоподобных” карманных ПК, которыми самостоятельно или за счет редакций оснастились многие мои коллеги. Просто органайзеры позиционируются чуть иначе: они являются не столько заменой ПК, сколько дополнением к нему.
Причина же популярности электронных оргнанайзеров в развитых странах кроется прежде всего в том, что для них создано огромное количество приложений, весьма удобных всем, кто хорошо знает английский язык. Второй немаловажный фактор - цена. Одно дело, когда стоимость устройства соизмерима с двухдневным заработком, и совсем другое - когда с месячным. Отсюда следует, что для повышения покупаемости Palm’ов в нашей стране следует:
- локализовать (или написать с нуля) массу приложений;
- поднять как можно выше благосостояние широких слоев населения.
Поскольку ни первое, ни тем более второе не под силу даже такому мощному триумвирату, как 3Com - RRC - МакЦентр, то остается единственный путь: локализация самого устройства (документация, меню, возможность распознавания вводимой с помощью стилоса кириллицы) и усиление маркетинговой активности, в том числе путем кропотливых разъяснений в СМИ, что электронный органайзер - это, с одной стороны, не будильник, скрещенный с калькулятором и записной книжкой, а с другой - не блокнотный ПК, спрессованный до размеров портсигара. Именно этот единственно доступный способ продвижения и выбран RRC.
Успехи уже налицо. “Когда мы начали заниматься продажей КПК 3Com, наша доля составляла приблизительно 10% продаж, столько же продавали другие дистрибьюторы, а 80% приходилось на долю “серого” рынка. После уменьшения числа дистрибьюторов, занимающихся продвижением КПК 3Com и локализации Palm Pilot, ситуация резко изменилась: теперь 17% приходится на долю “серого” рынка и 83% - на долю RRC, - утверждает г-н Сидоров. - Мы работаем со 120 компьютерными магазинами, 50 из которых проявляют интерес к КПК производства 3Com. Надеюсь, что к концу года Palm’ы будут выставлены в витринах 80-90 магазинов, а доля “серого” рынка сократится еще больше. В то же время эти устройства интересны не столько сами по себе, сколько тем, что на их базе можно организовать мобильный офис. Подсоединив небольшой модем, с помощью Palm III можно обрабатывать факсы или электронную почту. Кроме того, совместно с рядом отечественных операторов ведется активная работа по сращиванию Palm III с пейджером или сотовым телефоном”. Число Palm’ов, проданных в России, пока не сообщается. Но, по словам г-на Сидорова, продажи растут хорошо: так, например, каждый квартал этого года они увеличивались на 40%.
Телефон компании RRC: (095) 133-5320.