М. В.

 

То, что новое поколение выбирает компьютер, стало ясно уже давно. То, что в мире, в котором сегодня компьютеризировано более половины рабочих мест (данные по индустриально развитым странам) вплоть до кладовщиков и кассирш, этот выбор является еще и экономическим императивом развития - тоже неоспоримый факт. А вот как облегчить движение нового поколения в этом направлении, как сделать компьютер - сложный технический прибор, к тому же и не самый дешевый, - понятным и доступным рабочим средством, а не только источником развлечений; короче говоря, как, собственно, преподавать информатику детям, - эта проблема принадлежит к числу пока еще остро дискутируемых тем.

Свой вклад в эту дискуссию должна внести недавно вышедшая в издательстве Карл Ханзер (Carl Hanser Verlag) книга "Сетевая школа" (Netzwerk Schule) Питера Штрука (Peter Struck) - профессора педагогики из Гамбурга. По мнению автора, уже дошколята могут научиться обращению с компьютером - разумеется, в игровой форме. "Полчаса в день для 3-5 летних детей - совсем немного, - считает немецкий педагог. - Но это должны быть осмысленные с педагогической точки зрения, точно сориентированные на соответствующую возрастную группу игры". По мнению Штрука, главная ошибка, нередко совершаемая в школах, - это попытка спроецировать обычную школьную систему преподавания на компьютерные занятия: обучение проводится либо в слишком больших группах, либо детей оставляют в одиночестве - например, при выполнении домашних заданий. По мнению Штрука, идеальным является вариант, когда ученики разбиваются на пары: если ребенок чего-то не поймет, он может переспросить у товарища, а когда не понимают оба, им вдвоем психологически легче обратиться за помощью к учителю.

И педагогам в их работе компьютер должен оказать значительную поддержку, в первую очередь за счет более эффективного использования учебного времени."60% времени на уроках теряется впустую из-за того, что учитель вынужден тратить его на всяческие дисциплинарные усилия", - утверждает гамбургский профессор. А будь учебный материал перенесен на компьютер, содержимое всей школьной недели можно было бы уложить в рамки двух дней - или, другими словами, сократить ежедневные уроки до двух часов, избавив тем самым детей от непомерного гнета учебного процесса.

Ну а пока ученый призывает госорганы к наибыстрейшему внедрению компьютера в общедоступные школы, в стране неудержимо растет сеть частных компьютерных школ с характерными американизированными названиями: Profikids, Kids und Bits, Future Kids. По оценкам Ульриха Крамера (Ulrich Kramer) - пионера этого дела, основателя Profikids, за неполные четыре года открывшего по стране 30 своих филиалов, "в настоящее время в Германии действуют от 120 до 150 детских компьютерных школ, но потребность в них много, много больше" (порядка 2000). На сегодня примерно 10 тыс. немецких дошкольников и учеников школ 2-3 раза в неделю посещают занятия в частных компьютерных школах и при этом нередко превосходят в знаниях собственных родителей. Не из этих ли кругов вышли 15-летние "герои" недавней нашумевшей истории, за короткое время дважды вскрывшие коды T-Online - крупнейшего провайдера страны и не видящие ничего сложного во взломе America Online?

Версия для печати