Андрей Колесов

 

Информация в наше время стала одним из важнейших ресурсов, который одновременно и производится, и потребляется любой крупной организацией. При этом стремительный рост объема информации, чему в немалой степени способствует и внедрение компьютерных технологий, резко повышает ее ценность, но одновременно ставит предприятие в еще большую зависимость от таких данных. В подобной ситуации требуется предпринимать решительные шаги по обеспечению, с одной стороны, доступа ко всем возможным информационным источникам, а с другой - автоматизации процедур обработки данных. Таким образом, речь идет о переходе от систем управления базами данных к системам управления знаниями (СУЗ).

Другими словами, система управления знаниями заключается в использовании таких механизмов обработки информации, которые позволяют на основе уже накопленных данных получать сведения качественно нового уровня об интересующих нас объектах или процессах. Рынок систем данного класса активно развивается в последние годы, и одним из наиболее заметных игроков на нем является канадская компания Fulcrum Technologies. По данным независимых исследователей, этой фирме принадлежит до 30% американского рынка подобных систем и около 50% - европейского. Штат компании - 750 сотрудников, ее оборот составляет 150 млн. долл. в год. По-видимому, придя к выводу, что российские потребители уже готовы к применению комплексов по управлению знаниями, Fulcrum решительно начала продвижение своей продукции в нашу страну.

С 10 по 14 августа Москву посетил менеджер Fulcrum Technologies по работе со стратегическими клиентами в Европе Хью Трапп, который встретился с потенциальными партнерами, заказчиками, а также с представителями компьютерной прессы. Редакция PC Week/RE планирует рассказать о программных продуктах и технологиях - Search Server, Search Builder, Web CD, Knowledge Network - в отдельном обзоре в одном из ближайших номеров. Сейчас же мы остановимся только на основных бизнес-аспектах этого визита.

Хью Трапп уверен в готовности

российского рынка к использованию

систем управления знаниями

компании Fulcrum Technologies

В июне 1998 г. компания Fulcrum Technologies вошла в состав холдинга PC DOCS Group, процесс объединения с которой продлится до конца 1998 г. Создание такого альянса лидеров двух смежных областей - систем управления документами (СУД) и СУЗ - не стало сенсацией, так как и раньше компании выступали на рынке как стратегические партнеры и уровень интеграции их продуктов был очень высок. Однако, говоря об этом, г-н Трапп подчеркнул, что Fulcrum Technologies и PC DOCS остаются независимыми компаниями. Это позволяет продолжать развитие двух линий продуктов как интегрированных между собой, но все же автономных технологий, а также проводить гибкую маркетинговую политику. Это, в частности, означает, что Fulcrum сможет не только самостоятельно поставлять свои продукты, но и сотрудничать с любыми другими поставщиками СУЗ, в том числе и прямыми конкурентами DOCS Open.

Вхождение в холдинг PC DOCS, по-видимому, предопределило выбор российских партнеров Fulcrum - фирм “Весть” и “ТерраЛинк”, которые уже давно занимаются продвижением систем DOCS Open на отечественном рынке. Впрочем, президент компании “Весть” Константин Синюшин сообщил, что переговоры о сотрудничестве с Fulcrum начались еще год назад и это было вызвано естественной потребностью в расширении спектра продуктов, предлагаемых для российских корпоративных клиентов.

Обе компании получили статус дистрибьюторов, при этом “Весть” заключила также соглашение о локализации продуктов Fulcrum. Следует отметить, что технологии Fulcrum изначально ориентированы на многоязыковую поддержку работы с документами, чем могут похвастать немногие разработчики подобных систем. Возможно, это в значительной степени определяется историческими корнями продукта, созданного в двуязычной Канаде.

В настоящее время продукты Fulcrum поддерживают несколько десятков языков, в том числе большинство европейских, а также японский. Однако русского языка в этом списке нет. Именно с решения данной проблемы и начнутся работы по локализации, которые, по мнению представителей Fulcrum и “Вести”, не представляют особых трудностей и завершатся уже в сентябре нынешнего года. Следующий этап - локализация интерфейса и документации - закончится осенью.

Необходимо также справиться с особенностями русской лингвистики в сложных поисковых запросах. Хью Трапп подчеркнул, что технологии Fulcrum предоставляют формальный механизм поиска и индексации, но поддержка конкретных языковых аппаратов - задача внешних клиентских приложений, создаваемых национальными компаниями.

Со своей стороны Константин Синюшин подчеркнул, что в этой области “Весть” выступает только как генподрядчик и не намерена сама заниматься такими специфическими задачами, как русская лингвистика. По его мнению, в нашей стране есть несколько сильных команд, занимающихся подобными вопросами (в частности, ABBYY, “МедиаЛингва” и “Информатик”), одна из которых и будет привлечена к данной работе. Партнер будет определен в начале сентября, а соответствующие продукты могут появиться уже к концу года.

Но уровень решения лигвистических проблем зависит от качества соответствующих словарей, а они сегодня создаются разрозненными силами. В то же время их составление является весьма дорогостоящей задачей, которую нужно решать на национальном, государственном уровне, а не силами отдельных компаний. Хотя следут отметить и то, что многие потенциальные клиенты (например, ФАПСИ) уже имеют собственные механизмы (словари, программы и пр.) для решения лингвистических проблем и могут самостоятельно подключать их к СУЗ.

“Весть” пока не планирует заниматься вопросами поддержки специфических российских форматов документов, например “Лексикона”. По мнению специалистов компании, эти задачи достаточно просто решаются подключением нужных фильтров и программ просмотра, которые обычно создаются разработчиками соответствующих продуктов.

На вопрос о том, готовы ли российские потребители к использованию СУЗ, г-н Трапп ответил, что, по его мнению, проблемы и потребности российских и западноевропейских компаний в этой области близки. Но, в отличие от зарубежных коллег, местные компании еще пока мало знакомы с нужными им технологиями и конкретными продуктами.

Первыми российскими покупателями продуктов Fulrcum, по-видимому, станут местные отделения транснациональных корпораций, которые являются давними клиентами фирмы. По мнению представителя Fulcrum, их пример послужит хорошим стимулом для использования технологий СУЗ и российскими компаниями, и органами государственного управления. В целом компания планирует уже в следующем году выйти на уровень продаж в России в 750 тыс. долл. В свою очередь генеральный директор “ТерраЛинк” Рон Льюин считает, что первые продажи могут состоятся уже осенью, причем, возможно, речь будет идти даже о вариантах без поддержки русскоязычных документов.

Ориентировочно цены на основной продукт Fulcrum Knowledge Network -

10 тыс. долл. за сервер (минимум) и 60 - 400 долл. за клиентское место. Однако эти величины весьма условны, так как цена поставки зависит от конкретных спецификаций заказчика.

В заключение следует отметить, что Fuclrum Technologies занимается не только разработкой и продажей продуктов, но и реализацией конкретных проектов, а также предлагает целый ряд специализированных прикладных решений. Информация о них вызвала также очень большой интерес на прошедших в Москве семинарах для корпоративных клиентов.

Телефоны компаний: “Весть” - (095) 115-6001, “ТерраЛинк” - (095) 721-1721.

Версия для печати