Технический анализ
Влад Борисов
Бурное развитие Internet-порталов (см. PC Week/RE, № 25/98, с. 24) привело к тому, что люди вновь заговорили о поколениях Web-узлов. С каким поколением мы взаимодействуем сейчас? Третьим, четвертым или более поздним? Имеющаяся классификация противоречива. Причина проста - определяя класс сайта, люди опираются на сугубо индивидуальный набор критериев. Одни при этом принимают во внимание задействованные технологии, другие - красочность оформления, третьи - исторические или иные реалии. А что будет, если свести все воедино? Получится, что технологии, оформление и концепции взаимодействия сайтов с пользователем развивались синхронно, что позволяет посмотреть на нашу Internet-жизнь в рамках одной модели.
Первая страница типичного корпоративного узла третьего поколения (www.toyota.com)
Начало большого пути
Узлы первого поколения создавались технарями. Это и не удивительно, ведь в начале 90-х годов Internet еще только зарождался, а домашняя вычислительная техника была достаточной редкостью. Коммерческие компании, да и сами любители Web тогда не осознавали, какой могучий потенциал таит в себе возможность связывания документов с помощью гиперссылок.
Техника в начале 90-х также была не особо мощной (по теперешним меркам) - тогда доминировали медленные линии связи (модем на 9600 кбит/с был роскошью), компьютеры с 486-ми процессорами Intel и не намного ушедшие вперед по сравнению с ними рабочие станции под Unix.
Неразвитость средств редактирования и просмотра, а также слабость аппаратной базы определяли структуру Web-узлов. Все они были однотипны - обычный сайт состоял из одной линейной страницы (принятый для первых браузеров стандарт шаблонов документов), которая программировалась как последовательность текста и картинок. Эти элементы автоматически располагались на экране сверху вниз, слева направо; более точно их местоположение определялось с помощью команд перевода строк и всевозможных разделителей типа баллетов (bullet - “пуля”) и горизонтальных полос. Вся структура узла обычно умещалась в небольшом каталоге файловой системы.
В то недавнее время все считали Сеть обычной информационной средой, а посему полагали, что можно разместить в ней свои ресурсы один раз и успокоиться. Между тем возможность публиковать в Web любые материалы, а также непревзойденная дешевизна этого процесса привели к обильному самодеятельному творчеству и неуклонному росту числа сайтов, и чем больше их становилось, тем интенсивнее люди обращались в Web в поисках информации.
Однако Web-страницы менялись редко, оставаясь по сути своей статичными. Посещать их более одного раза было делом бессмысленным. Переработка этих страниц требовала тяжелого ручного редактирования в текстовом процессоре, а процесс создания сайта представлял собой долгий цикл, состоящий из этапов редактирования, сборки страниц воедино и тестирования всего комплекса с помощью браузера - средств проверки целостности ссылок тогда еще не было.
Светлое прошлое
Ситуация стала меняться в 1995 г., когда начался взрывообразный рост “Всемирной паутины”. Netscape представила набор расширений HTML - и Сеть стала разукрашиваться. Люди забавлялись с тегом <BLINK>, заменяли слова на пиктограммы, а серый фон - на выкладываемые мозаикой рисунки. Появились кнопки со скошенными краями и вытесняющие текстовые заголовки баннеры.
В это время появились первые узлы, взаимодействующие с пользователем, - серьезное изменение в философии “Всемирной паутины”. Зачастую это общение достигалось за счет размещения на странице ссылки с контактным почтовым адресом, упрощающей вызов программы электронной почты и создание сообщения E-mail. Однако появились также сайты, использующие CGI-формы и сценарии для передачи ввода пользовательских данных на сервер.
Одна из информационных страниц узла фирмы Toyota
Большинство страниц в 1995 г. по-прежнему оставались статическими, хотя появились и такие, которые генерировались сценариями в зависимости от пользовательских запросов. Через эти же сценарии (зачастую написанные на Perl) на некоторых сайтах осуществлялось и взаимодействие с базами данных. Однако основной текст узлов все еще хранился в файловой системе, а для создания сложных сайтов приходилось применять множество плохо связанных между собой технологий - HTML, PERL, CGI, Си и т. п. В результате сайты были так же трудно управляемы, как узлы первого поколения, и столь же ненадежны.
К настоящему времени появилась технологическая основа для перехода на узлы нового поколения - с одной стороны, лучше оформленные и более надежные, а с другой - опирающиеся на совершенно иные принципы, нежели их предшественники.
Наше настоящее и будущее
Сайты третьего поколения (иногда их называют и четвертым поколением) создаются под конкретную коммерческую задачу, а поэтому и строятся не так, как первые узлы. Они пытаются использовать весь потенциал, предоставляемый Web. В них информация создается “на лету”, т. е. каждая страница динамически генерируется по запросу пользователя из содержимого базы данных.
Главные составляющие узла третьего поколения - функциональность, структура и оформление. Система гипертекстовой разметки развилась сейчас до такой степени, что допускает почти типографскую точность размещения элементов, а новые системы построения Web-узлов позволяют отказаться от линейной структуры и развернуть страницу в двух измерениях. Разработчики узлов третьего поколения тщательно позиционируют и отслеживают связи всех элементов на странице.
Сайты позволяют посетителю зарегистрироваться и следят за каждым его шагом по “своей территории”: как часто приходит “в гости”, что читает, как долго? Это дает возможность настроить ПО на узле так, чтобы оно предлагало клиенту информацию, наиболее точно соответствующую его предпочтениям. Основываясь на предпочтениях одних клиентов, можно предсказывать с высокой точностью потребности других, из той же целевой группы. Постепенно Web-узел перестает быть просто источником данных о компании, он становится неотъемлемой частью ее бизнеса. Если сайт принадлежит к экстрасети фирмы, то пользователь может подключаться к системам автоматизации предприятия, маркетингового исследования, бухгалтерским службам и прочим back-end-сервисам.
Для публичных узлов третьего поколения характерно использование единой метафоры, основанной на известных моделях потребительской психологии, которая позволяет завлечь пользователя и удерживать как можно дольше, т. е. подталкивать, вести “за ручку”. Психологи советуют создавать не слишком информативную, но завлекающую первую страницу, тщательно продумывать маршруты движения посетителя по базовым информационным ресурсам, а в конце путешествия предоставлять ему дверцу “Выход”, за которой его ожидает приятный сюрприз (ни в коем случае нельзя допускать, чтобы клиент просто переключился на другой сайт, набрав его URL). Таким образом, дизайнеры публичных узлов третьего поколения должны быть в первую очередь психологами и лишь затем технарями или художниками.
Необходимо, чтобы пользователь возвращался на узел, т. е. он должен быть уверен в том, что со временем найдет там что-то новое, интересное для себя. Поэтому публичный информационный сайт должен часто обновляться, чего крайне сложно добиться, если не хранить его структуру в СУБД и не использовать пакеты, максимально автоматизирующие это обновление. Хранить данные такого узла в файловой системе нереально (даже если отвлечься от его динамической сущности) - ведь на нем должны находиться сотни документов, связанных между собой тысячами ссылок. Использование СУБД позволяет упростить не только управление информацией, но и обеспечить ее резервное копирование и восстановление, защиту данных от несанкционированного доступа. Современные инструменты работы с Web-узлами на порядок облегчают обслуживание таких сайтов.
Если узел информационный, то для привлечения клиента хорошо разместить на нем службу бесплатной рассылки дайджеста новостей компании - это позволяет в несколько раз поднять число посещений. Вообще если сайт может облегчить работу клиента, то он должен это делать. Узел, который заставляет клиента дополнительно трудиться, обречен. Например, не стоит размещать на одной странице длинный список гиперссылок - дочитать его до конца сил хватит не у многих.
Так называемые порталы довели концепцию “узлов для клиента” до логической потребительской точки - они предоставляют бесплатные сетевые услуги через сеть, привлекая огромное число посетителей и собирая немалые деньги с рекламы. Порталы агрегируют также массу информационного наполнения, созданного другими компаниями, например агентствами новостей.
Таким образом “количественное” развитие технологии приводит к качественным изменениям философии построения онлайновой системы (все в соответствии с законами диалектики).
А что же у нас? Практически все российские информационные узлы следуют принципу “пусть клиент работает”: многие не предоставляют даже средств поиска по собственному содержимому. Объем информации на сайтах большинства российских компаний ничтожен - не более десятка небольших страниц с текстом и хилыми картинками. Соответственно организаций, использующих СУБД при построении своих сайтов, крайне мало (исключение - онлайновые информационные системы и магазины: им просто деваться некуда). О таких тонкостях, как психологические особенности посетителя речи также пока не идет - многие менеджеры, не связанные напрямую с ИТ, все еще с трудом понимают, зачем им сдалась Web.
Между тем в нашей стране наблюдается быстрый рост известности “торговой марки” Internet - очень часто HTTP-адрес можно встретить в таких местах, где его совсем не ожидаешь. Качество Web-узлов, как в смысле оформления, так и содержания, также быстро растет. Их количество увеличивается еще стремительнее. По всей видимости, появление первого корпоративного узла третьего поколения, соответствующего приведенному описанию, уже не за горами. Вопрос в том, найдется ли такая компания, которая будет готова затратить немалые деньги на его создание и поддержку (см. PC Week/RE, №27-28/98, с. и с. ). На мой взгляд, приближаются к новому стандарту узлы фирм “Microsoft АО” и “1С”. Неплох (хотя, похоже, далеко не завершен) сайт российского представительства Symantec. Однако в любом случае это сервера компаний из сферы ИТ, а они развиваются в первую очередь. То, когда появятся проработанные узлы у фирм, не имеющих отношения к высоким технологиям, будет определяться общим состоянием Internet в России
Если вы знаете российский сайт, близкий по духу к узлу третьего поколения, или просто очень хороший узел, пишите по мне адресу: vbor@pcweek.ru.