Европа “проспала” Internet-торговлю?

Михаил Вольф

В вопросах развития онлайновой торговли европейские фирмы отстают от своих американских конкурентов примерно на полтора года - и если не будут предприняты решительные шаги к изменению складывающейся ситуации, это отставание будет только увеличиваться. Такой неутешительный прогноз-приговор вынесла бизнесу Старого Света, “проспавшему” наступление эры электронной коммерции, Тереза Торрис - руководитель отдела новых средств информации европейского филиала американского института исследования рынка Forrester Research. Среди причин сложившейся ситуации - и чрезмерная осторожность европейских компаний, непозволительно долго выжидавших (“а как оно все сложится?”), и большая, по сравнению с Америкой, фрагментированность розничной торговли, и слабые меры по поддержке рискового (венчурного) предпринимательства, и особый менталитет местного потребителя, до сих пор боящегося передавать через Сеть свои личные данные, да всего и не перечислить. Немалую роль сыграло различие в уровнях благосостояния, отразившееся на степени оснащенности компьютерами домашних хозяйств на обоих континентах: в то время как доходы в США в среднем превышают европейские на 10 - 15%, стоимость “американского” ПК примерно на 20% ниже. “Американцы, - сказала представителям агентства DPA г-жа Торрис, - особо не задумываются перед приобретением нового компьютера”. Значительным сдерживающим фактором, по ее мнению, остается весьма недешевая (это касается даже местных, внутригородских тарифов) телефонная связь - против бесплатных местных разговоров в Америке. Положение в этом секторе не очень изменилось и после либерализации рынка телефонии, проведенной в последнее время в Европе: телефонные компании не слишком обеспокоены проблемами пользователей Internet. В результате, согласно проведенному Forrester Research исследованию, если к 2001 г. только около 13% европейского населения будет иметь выход в Internet, в Америке его доля составит уже 34%.

Иначе, чем в США, расставляются приоритеты и в вопросах использования Internet. Европейская Сеть в основном исполняет функции звена, в первую очередь обеспечивающего связь между предприятиями; развитию же направления “предприятие - потребитель” уделяется меньше внимания. Соответствующие прогнозы Forrester Research гласят: объем онлайновой торговли в Европе, составляющий сейчас около 1 млрд. долл., к 2001 г. должен превысить 64 млрд. долл. - в то время как в США этот показатель составит 207 млрд. А ведь онлайновый покупатель в подлинном смысле слова не знает никаких барьеров, это не тот случай, когда к менее расторопному продавцу пойдут только потому, что он ближе находится или у него более удобный паркинг, - и с чем тогда останется торговля консервативной старушки Европы?