“Демос” в условиях российского кризиса

22 - 25 сентября один из крупнейших российских Интернет-провайдеров “Демос” провел рабочее совещание с руководителями и техническими специалистами фирм-партнеров, посвященное состоянию и перспективам развития сети “Интернет-Россия”. У фирмы сейчас свыше десяти тысяч клиентов, которым предоставляется весь спектр услуг: от dial-up доступа до всевозможных информационных сервисов и решений для быстрого создания Интернет-магазинов. Генеральный директор фирмы “Демос-Интернет” Виктор Кутуков ответил на вопросы научного редактора PC Week/RE Влада Борисова.

Виктор Кутуков

PC Week: Начнем с самого актуального вопроса: повлиял ли экономический кризис на работу “Демоса”?

Виктор Кутуков: Конечно, он повлиял, но не катастрофическим образом. Мы не наблюдаем оттока пользователей и уменьшения объема потребляемых ими информационных ресурсов. Наоборот, этот объем в мегабайтах растет, а число пользователей продолжает увеличиваться, хотя несколько уменьшился темп роста.

Кризис сказался на нас прежде всего тем, что деньги через банки проходят крайне плохо, с большими задержками. Отсюда возник главный неприятный момент - рост так называемой дебиторской задолженности.

В будущем, если курс доллара и далее будет расти, то, вероятно, следует ждать оттока той части пользователей, для которых наши услуги оказались слишком дороги. Между тем, с первого сентября мы понизили цены на dial-up доступ, а 1 октября снизятся цены на выделенные соединения. Это снижение должно помочь нашим пользователям, хотя нам оно сулит и дополнительные хлопоты: мало того, что цены упали, еще и платежи не доходят.

Много неприятностей создает скачущий курс. Из-за него возникают дополнительные проблемы с нашими канальными провайдерами - ведь конвертацию банк может провести через несколько дней после поступления денег, а какой будет курс в этот день, предсказать невозможно.

В связи с кризисом нам пришлось пересмотреть и планы развития компании, так как хочется оставлять больше резервов - мало ли что случится. Это плохо, поскольку нарушается бюджетное планирование и темп введения новых услуг. Отмечу, что у конкурентов ситуация примерно такая же и они предпринимают аналогичные действия.

PC Week: Предположим, что число пользователей начнет сокращаться. Что вы будете делать?

В. К.: Такое сокращение, конечно, плохо скажется на бизнесе. Но важен масштаб этих сокращений и то, сколько времени они продолжатся. Цены в такой ситуации повышать бессмысленно: с одного клиента нельзя собрать столько же денег, сколько с десятерых. Поэтому мы должны будем урезать какие-то свои ресурсы, например емкость каналов. В самом худшем случае попытаемся уговорить провайдера снять канал без неустоек. Но, я думаю, мы справимся с кризисом без потерь и до всего этого дело не дойдет. (Как было заявлено на совещании, “Демос” до конца года собирается дополнительно расширить свой западный канал, емкость которого составляет сейчас 10 Мбит/с. Однако ввод в строй линии E3 емкостью 34 Мбит/с перенесен на начало следующего года. - В. Б.)

PC Week: “Демос” имеет разветвленную региональную сеть партнеров. Какой трафик приходится на их долю?

В. К.: Примерно треть по всем видам услуг. Две трети приходится на Москву, и это плохо. Мы стараемся улучшить ситуацию, для чего меняем свою региональную политику.

До недавнего времени структура сети “Интернет-Россия” выглядела примерно так: была Москва и были региональные провайдеры - наши партнеры, являющиеся независимыми юридическими лицами. Сейчас имеется более 50 региональных узлов доступа в сеть “Интернет-Россия”.

Подавляющее большинство региональных компаний пока работают по договорам о предоставлении услуг. Они покупают некоторый ограниченный спектр наших сервисов, в том числе техническую поддержку. За наши услуги они отчисляют нам 15 - 20% своей прибыли, но сами арендуют каналы связи, приобретают оборудование и т. д.

Так как большинство партнеров независимы, то мы столкнулись с проблемой слабой управляемости сети и сложностями при предоставлении услуг для работы критически важных приложений. Некоторые провайдеры обеспечивали недостаточное качество услуг, выступая под нашей торговой маркой. К тому же региональная компания, работающая по договору о предоставлении услуг, может также вести самостоятельную политику, в том числе в любой момент разорвать контракт.

Поэтому мы начали решать эти проблемы, внедряя более перспективные для нас варианты сотрудничества. Одним из них стала схема так называемого “коммерческого представительства”, более жестко регулирующая деятельность региональных провайдеров. Мы устанавливаем у местной фирмы свое оборудование, арендуем для нее каналы связи, занимаемся технической поддержкой. Она же ищет клиентов и заключает с ними договора. Из получаемых денег фирма оплачивает наши услуги и аренду оборудования. Отчисляемый ею процент прибыли может доходить и до 60, и до 80%, но может быть более выгодным для фирмы. Фактически отношения с ней строятся, как с дилером, получающим комиссионные, - ведь основную работу делаем мы, а она выполняет лишь функции коммерческого представительства. Таких компаний на сегодняшний день - 11.

Кроме того, мы стремимся войти в уставной капитал ряда региональных провайдеров, приобретя в них право решающего голоса. Сейчас таких компаний пять: в Санкт-Петербурге, Саратове, Пскове, Пятигорске, Ухте. В некоторых случаях бывает проще создать бизнес с нуля. Так, в Санкт-Петербурге мы просто организовали новую фирму “Демос-Петербург”.

Важно, что мы не имеем в подобных фирмах 100% уставного капитала. Люди должны быть заинтересованы в том, что делают, а не быть просто наемными работниками. Западная схема со 100-процентным капиталом в России неэффективна. Нужно привлекать людей, знающих регион. А их следует заинтересовать - сделать компанию их собственной, “родной”. Они не должны чувствовать себя теми, кого можно в любой момент выгнать.

Естественно, мы не делаем ничего насильно. В основе всего лежат выгодные предложения инвестиций. (По словам представителей “Демоса”, пользователи тоже получат некоторые преимущества от новой региональной политики. Например, каждый клиент сети “Интернет-Россия” будет иметь уникальное имя и пароль, которое он сможет задействовать для входа в Интернет в любом городе, где есть представительство “Демоса”. - В. Б.)

PC Week: Насколько выгодно работать в регионах?

В. К.: Достаточно выгодно. В крупных городах - Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде - много пользователей Интернета. Но их и в Подмосковье немало. Совместно с компанией “Контакт” (г. Дубна) мы начали программу интернетизации Подмосковья на базе канальной инфраструктуры фирмы “Электросвязь”. На первом этапе намечается создать узлы в городах Видное, Люберцы, Сергиев Посад, Коломна и Домодедово. Начнем с Люберец или Видного. А там - посмотрим, как дело пойдет. Важно понять, как быстро будет нарастать пул пользователей. Надо делать поправку на кризис, но эту работу мы все равно будем выполнять.

Помимо прочего, мы также ведем совместно с компанией Harris проект по организации линий радиорелейной связи с пропускной способностью 155 Мбит/с для опорной сети компании “Электросвязь”.

PC Week: Собирается ли “Демос” внедрять новые технологии доступа, такие, как xDSL?

В. К.: Эта проблема должна решаться системно. Для внедрения xDSL требуется установить дорогостоящее оборудование на каждой АТС. Но, я думаю, МГТС этого не позволит. Иначе все АТС превратятся в проходной двор, где суетятся представители множества провайдеров. Скорее всего, МГТС на это не пойдет. Возможно, она сама займется предоставлением этих услуг. Что касается использования xDSL на выделенных линиях, то прокладывать их смысла большого нет - к каждому дому уже проложен кабель МГТС.

Мы собираемся идти другим путем - организовывать радиодоступ. Разных аппаратных решений сейчас много. Мы попытаемся внедрить комбинированную систему, аналогичную DirecPC, но ведущую передачу на частотах телекомпании “Мир”. Если посмотреть на накопленную статистику заполнения каналов, то можно предположить, что эта система позволит обеспечить связь на скоростях до 400 кбит/с для нескольких тысяч пользователей западной и центральной областей России (ширина полосы телекомпании “Мир”, выделенная для доступа в Интернет, составляет 36 Мбит/с). Цена необходимого для работы комплекта оборудования - менее $400. Вероятно, работа этой системы начнется уже к выставке Internetcom.

Совместно с компанией “Контакт” и ГП “Космическая связь” мы также ведем проект IP-SpaceLink по организации скоростных (до 2 Мбит/с) каналов доступа в Интернет через спутник из различных районов России и СНГ. Сейчас станции IP-SpaceLink уже установлены или скоро будут установлены в Ухте, Пскове, Алма-Ате и т. д.

Кроме того, совместно с фирмой Art Communications мы предоставляем услуги организации скоростного доступа в Интернет по выделенным радиоканалам.

PC Week: Последний вопрос. Как скажется на вашем бизнесе слияние MCI и WorldCom, ведь согласно условию антимонопольных структур США и Европы MCI должна продать свой европейский Интернет-бизнес компании Cable & Wires и не может работать со старыми клиентами в течение трех лет?

В. К.: У нас с представительством MCI в Москве очень хорошие отношения. Весь европейский Интернет-бизнес MCI действительно передается C&W. В нее же должна перейти и часть сотрудников MCI по работе с клиентами. О деталях этого процесса пока неизвестно. Что же касается того, как сложится работа с C&W, - увидим. В любом случае, подписанные соглашения предусматривают возможность для клиентов MCI самостоятельно решать, оставаться ли им дальше с C&W или использовать услуги какого-либо другого канального провайдера.

PC Week: Спасибо за интересную беседу.