В солнечный осенний день главный редактор PC Week/RE Эдуард Пройдаков и научный редактор еженедельника Александр Ливеровский встретились с генеральным директором фирмы ParaGraph Георгием Пачиковым.

Генеральный директор ParaGraph Георгий Пачиков

PC Week: Расскажите, пожалуйста, о ситуации в ParaGraph. Пресс-релиз о покупке вашей компании фирмой Vadem мы скачали из Internet, но гораздо интересней узнать обо всем из первоисточника.

Георгий Пачиков: Ну, во-первых, Vadem приобрел не весь ParaGraph, а лишь его часть. И, во-вторых, ParaGraph всегда был многолик, как Будда. Всю историю до покупки два года назад компанией Silicon Graphics (SGI) нашей компании вы знаете. Тогда момент был для этого неудачный. Дело в том, что в SGI, как и в любой большой структуре, сильна бюрократия, которая, оказывается, захлестывает не только нашу страну, но и крупные западные компании. С момента первого обсуждения до окончательного оформления сделки прошел год. За это время много воды утекло, изменился рынок. А самое главное, изменилась стратегия SGI. До покупки ParaGraph главной идеей президента SGI Мак-Кракена было повторить успех Джима Кларка, основателя SGI, человека, который после ухода из компании организовал фирму Netscape. Если вы посмотрите на график изменения курса акций SGI, то увидите, что пик их стоимости был до его ухода. Куда бы ни пришел Джим Кларк, он всегда все делал успешно. Сейчас он создает телемедицинскую компанию.

PC Week: Можно ли сказать, что деньги даются не просто компании, а под конкретного человека?

Г. П.: Да, это всегда было так. Успешные инвестиции всегда делались под конкретных людей, под их идеи. Инвесторам важно увидеть лидера, который способен создать команду и претворить их в жизнь. Доверяют человеку, а не компании, а все остальное - мелочи.

Видимо, Мак-Кракен завидовал успеху Джима Кларка, это мое личное мнение, из-за невероятного успеха Netscape. Мой босс в SGI Кай Фу Ли предложил Мак-Кракену сделать second Web, и ему, очевидно, эта идея понравилась.

PC Week: Что имеется в виду под second Web?

Г. П.: Видимо, они рассуждали следующим образом: Netscape двухмерный. Давайте сделаем трехмерный, добавим туда кино и т. д. Идея, на мой взгляд, не бессмысленная. Вопрос, как ее воплотить! Web в большей степени удовлетворяет потребности пользователей в традиционной текстовой информации. Они [в SGI] чуть-чуть опередили события, предложив 3D Web. Получилось, как с Newton, - блестящая идея, но предложенная неподготовленному рынку. В этом году я посетил Consumer Electronic Show, на котором выступал Билл Гейтс с презентацией машин под управлением Windows CE. Из его слов получалось, что все ими было сделано впервые. Какое, к черту, впервые! Все это было сделано и лучше, и красивее, и гораздо раньше. Может, в этом и заключается гений Билла Гейтса - он чувствует готовность рынка.

Так вот, Мак-Кракен пытался повторить успех Netscape, создал новое подразделение Cosmo, пригласил толковых сотрудников и дал им зеленый свет. Но компании, в которых всем заправляют юридические отделы, обречены в мире high tech на вымирание, как динозавры. В маленьких компаниях, таких, как ParaGraph, мы бегаем, используем каждый шанс для заключения контракта, спать не будем, пока не заключим его и быстро не выполним. У них же все должно пройти через Legal Department. На это уходит несколько месяцев. Это трагедия, потому что подразделения high tech не могут в таких условиях жить.

У SGI четвертый квартал и финансовый год кончаются в июне. К этому моменту они просто подтягивают все цифры, как это делалось на наших предприятиях, чтобы год был успешным. И он был действительно невероятно успешным. И естественно, что следующий, первый квартал нового финансового года был из рук вон плохой. Акции компании грохнулись. А дальше все происходило, как в нашей стране. Как только акции обрушились - срочно собирается совет директоров. Надо же что-то делать. Ищется козел отпущения. Естественно, им стал Мак-Кракен. Я несколько раз с ним встречался. Он не из high tech. Но, видимо, неплохой администратор и уж совсем не visionary. А в high tech должен быть человек, который сам хорошо чувствует перспективные направления развития либо может находить таких людей.

В результате убрали Мак-Кракена и вместо него президентом компании поставили Рика Белузо. Это довольно известный человек в Силиконовой долине, но и он не из high tech. Он понимает, как продавать железки, и рассуждает примерно так: “Что такое Silicon? Это мощные high tech машины. Нам софт не нужен. Все лишнее надо обрезать”. И буквально, не успели нас купить, как мой босс Кай Фу Ли стал искать инвестиции в Cosmo, так как было принято решение о его отделении от SGI. Я тогда серьезно заволновался за судьбу московской команды. Встречался с Биллом Кейли, это наш старший вице-президент, и с уорреном Платтом, отвечавшим в SGI за Cosmo и AliasWavefront, и просил их разрешения самому заняться поиском инвестиций для московского отделения. Я просто боялся, что в последний момент выяснится, что Кай Фу Ли не нашел инвесторов, и московское подразделение просто закроется. А за моей спиной стояло сто человек. Но только в конце марта мне дали такое разрешение. Когда нас покупали, то купили целиком и московское отделение, и американское, в котором было 30 - 35 человек. Они влились в структуру подразделения Cosmo. Единственный человек, не вошедший в нее, - мой брат Степан. Он был как бы свадебным генералом, без людей вообще. В условиях покупки оговаривалось, что Степан не будет подчиняться Кай Фу Ли. Его сделали вице-президентом SGI. Но Степан не был бы Степаном, если бы не наладил хорошие отношения с уорреном Праттом и со всеми толковыми людьми в SGI на уровне вице-президентов. Он занимался технологией распознавания и выбил две ставки. В конечном итоге все люди, которые занимались распознаванием и попали в Cosmo, вернулись к Степану. Когда шли сокращения во всех подразделениях Silicon, Степан пришел к президенту Silicon Graphics и сказал: “Я понимаю, что это наглость, но мне нужны еще два человека”. И ему дали еще двух ребят. Аргумент же был предельно прост - брал сотрудников и всегда добивался хороших результатов. Их новая распознавалка Caligrapher была отмечена на выставке Comdex. Журналом Byte их программа была признана лучшей.

В это время мы существовали как два подразделения, объединенные общей маркой ParaGraph: калифорнийское ParaGraph Pen Technology и московское Parallel Graphics, сокращенно ParaGraph.

PC Week: Бюрократические игры нам хорошо знакомы.

Г. П.: И там с ними сталкиваешься не реже, чем у нас. Но в SGI я научился многому, и в основном благодаря своему брату. Когда нас купили, Степан мне сказал: “Твоя главная задача - сохранить команду. Что бы ни происходило, а будут происходить не очень хорошие вещи, ты должен сохранить команду ”. Что я и сделал.

Почему у нас в SGI работа не пошла? Первое: они не учли, что ParaGraph - это компания со своей сложившейся корпоративной культурой. Разумный руководитель попытался бы понять ее и потом обсудить, как правильно использовать. Когда нас покупали, я, клянусь, был с ними предельно честен, как перед родной матерью. Я рассказывал им обо всех проблемах, которые могут возникнуть, - и о проблеме разных культур и о том, как правильно работать. Мне отвечали: “George, no problem. Конечно же да”. Но затем, когда принимались решения и я предупреждал, что это работать не будет, мне стали приводить убийственный довод, что, “в конце концов, мы вас купили, а не наоборот”.

Вторая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, - это выражение “You not cooperative”. Как только ты не соглашаешься - в ответ “you not cooperative”. Ну хорошо, в следующий раз я буду говорить ровно то, что вы хотите услышать. И начинаешь думать не о том, как лучше решить задачу, а как быть cooperative.

Не хочу ругать иностранную компанию, потому что мы тоже хороши. Надо понимать, что у нас разный менталитет. То, что для американца часто совершенно естественно, для нас - нет. Мы считаем, что они должны поступать вот так. А собственно, почему? У них многие механизмы давно отработаны. Меня поражает, как у них все технологично устроено. Вот, например, надо собрать систему. Для нас это невероятно сложно. У них людей таких - сборщиков - вообще нет. Там стоит система, и какой-то сотрудник сквозь сон, из дому контролирует процесс сборки. В 10 часов вечера исходные тексты должны быть готовы и помещены каждым программистом в определенное место. При этом соблюдается жесткая дисциплина. После десяти на фирме уже никого нет. Сборка происходит автоматически на все платформы, от Solaris до IRIX. Если произошел какой-нибудь сбой в процессе сборки, на пейджер ответственного за процесс сборки посылается сообщение; он просыпается, подходит к монитору и видит - висит ошибка. Если он понимает, в чем дело, то исправляет ее и толкает сборку дальше. Если не понимает, отправляет в базу данных сообщение и идет дальше спать. Утром приходят инженеры на работу, смотрят сообщения об ошибках. Конечно, эти инструменты дорого стоят, но, кроме того, надо еще все организовать. Первое, что они сделали, когда нас купили, - подсоединили нас к этой системе. Ну можно, я не буду рассказывать, чем этот эксперимент закончился? Представьте, что у вас ночью запищал пейджер, - куда вы его пошлете?!

PC Week: Итак, необходимость “развода ” стала очевидна. Интересно, как это происходит в Америке?

Г. П.: У Степана были инвесторы. Там сложная была пирамида. Имеется как бы основной инвестиционный фонд и вспомогательные. Последние вкладывают деньги в фирму только в том случае, если их вложит основной инвестор, который, в свою очередь, просит найти вначале локального инвестора. Степан потратил много сил на поиск такого локального инвестора. Им оказалась компания Vadem, которая производит карманные компьютеры с цветным экраном с разрешением 640x480 пикселов. Монитор отъезжает, и под ним открывается клавиатура. Потрясающий дизайн, который они лицензировали нескольким фирмам. В результате переговоров они предложили купить у SGI все подразделение ParaGraph PI. И все, кто разрабатывал пен-технологии, плюс еще некоторые люди, которые работали на меня, перешли вместе со Степаном в Vadem. К ним отошла распознавалка и некоторые другие технологии, но вся трехмерная графика осталась у нас.

А с нами получилось вот что. Мы долго искали разных инвесторов. Чтобы найти серьезного инвестора, надо потратить много времени. Это тяжело. Ну и, как это у нас водится, на помощь приходят друзья, которые согласились помочь. Тем самым они спасли компанию.

PC Week: Ну вот, развод состоялся. Сейчас у нас в стране плохая рыночная ситуация. Как она выглядит с точки зрения вашей компании?

Г. П.: Дело в том, что в сложную ситуацию попали компании, занимающиеся локальным рынком. Мы же занимались и продолжаем заниматься перспективными технологиями. То есть мы ориентированы на западный рынок. Правда, когда ты вкладываешь деньги в технологии, ты зависишь не так от текущего состояния рынка, как от того, насколько ты правильно угадал направление его развития. Поэтому в данной экономической ситуации, думаю, наши инвесторы еще больше заинтересованы в нашей компании.

PC Week: Спасибо, Георгий, за беседу. Редакция искренне желает вашей фирме успеха.