В Страсбурге прошла конференция по стратегическому управлению предприятием

    

Елена Монахова

    

Управление предприятием по существу складывается из трех основных компонентов: управления финансовыми потоками, материальными и человеческими ресурсами -и, на мой взгляд, очень похоже на управление автомобилем: поворачивать руль надо адекватно ситуации на дороге. В роли водителя оказываются топ-менеджер компании, а дорожная ситуация определяется состоянием рынка, макроэкономическими факторами и целями конкретной фирмы (куда, собственно, она хочет доехать). Чтобы хорошо управлять машиной, несомненно, требуется опыт, знание особенностей автомобиля, на котором едешь, и дорожных правил и вдобавок необходима быстрая реакция на изменения дорожной обстановки. Примерно те же требования предъявляются и к руководителям корпораций.

На прошедшей в Страсбурге 29 -30 сентября конференции по стратегическому управлению предприятием (Strategic Enterprise Management, SEM), организованной SAP AG (www.sap.com), были представлены методологии, позволяющие руководству осмысленно собирать и анализировать информацию о “ситуации на дороге”, а также инструменты, помогающие соотносить ее с внутренней обстановкой на предприятии. На сопутствующей выставке были представлены партнерские решения, касающиеся новейших концепций управления бизнесом, в большинстве своем -методологии консалтинговых фирм “большой пятерки”: Price Waterhouse/Coopers&Lybrand, Arthur Andersen, Deloite & Touche, KPMG, Ernst & Young.

Мы уже достаточно подробно рассказывали о новой парадигме SEM фирмы SAP в репортаже с SAPHIRE’98 (см. PC Week/RE, № /98, с. 2, № -28/98, с. 10). В том же материале шла речь и о решении бельгийской фирмы N.E.T. Research (www.management-cockpit.com), получившем название Management Cockpit (кабина управления). На конференции в Страсбурге было вновь представлено это средство, позволяющее отображать результаты деятельности предприятия в эргономичной, удобной для восприятия форме. По представленному в “кабине” набору ключевых индикаторов можно сразу определить, соответствует ли реальное положение дел на всех уровнях бизнеса поставленным стратегическим целям. Не повторяя исходных формулировок (с ними можно ознакомиться в указанных номерах), я лишь дополню их новыми сведениями, почерпнутыми на конференции SEM.

Прежде всего, сразу подчеркну, что концепция SEM -это на сегодняшний день всего лишь изыскания методологов, пытающихся выстроить рациональную теоретическую базу для бизнеса будущего, отталкиваясь от нынешних мировых достижений. Что касается ее воплощения в реальных программных продуктах (в том числе и SAP), то это дело будущего -интегрированные пилотные проекты, реализующие такой подход, должны появиться не ранее 1999 г.

Фирмы “большой пятерки” выделяют в работе корпораций три основных слоя: операционный (нижний, охватывающий жизнедеятельность различных бизнес-единиц), консолидирующий (где собирается бизнес-информация) и стратегический (высший уровень, на котором осуществляется стратегическое планирование и управление). Автоматизация нижнего слоя с разной степенью успешности уже несколько десятилетий осуществляется на предприятиях за счет внедрения тех или иных ERP-систем. Модули контроллинга (консолидации) -это более поздний пласт управленческого ПО, но тоже уже присутствующий в большинстве систем названного класса. А вот вопрос о том, какие программные инструменты смогут эффективно поддержать стратегический уровень, пока остается открытым.

SAP предлагает свое видение этой проблемы. Как прозвучало на конференции в основном докладе исполнительного директора SAP AG Хеннинга Кагерманна, концепция SEM складывается из пяти основных блоков:

- CPM (Corporate Performance Monitor) -мониторинг деятельности корпорации. Этот блок использует механизм OLAP для построения различных информационных срезов из хранилища бизнес-информации;

- BPS (Business Planning and Scheduling) -блок бизнес-планирования и составления графиков работ. Здесь происходит также расчет рисков и имитационное моделирование, для чего используются отраслевые шаблоны;

- BIC (Business Information Collection) -коллекция бизнес-информации предприятия. Сюда попадает (в соответствии с установленными правилами) маркетинговая информация из Интернета и газет, отклики и пожелания клиентов и др. Блок снабжен мощным поисковым механизмом;

- SRM (Stakeholder Relationship Management) -блок, отвечающий за взаимоотношения с акционерами. Оперативно собирает информацию по ключевым индикаторам деятельности корпорации для представления ее акционерам;

- BCS (Business Consolidation System) -блок консолидации.

Данные во все эти блоки попадают из общего хранилища бизнес-информации (Business Warehouse), где в упорядоченном виде хранится собранная за много лет экономическая и организационная информация о предприятии. Соответственно для анализа и систематизации данных можно использовать встроенный в него механизм OLAP и другие средства автоматизированной загрузки, извлечения и обработки данных.

Как подчеркнул г-н Кагерманн, главная цель всех начинаний, связанных с SEM, -научиться в будущем веке эффективно управлять знаниями, превращая индивидуальные знания в корпоративные, а корпоративные -в знания всей индустрии. Все это в свою очередь позволит топ-менеджерам так управлять своими компаниями, чтобы стоимость их акций постоянно росла. Новая концепция -Value Based Management (VBM, управление стоимостью акций), разработанная SAP совместно с Price Waterhouse, -как раз и является смысловой основой SEM.

Собравшая около тысячи участников конференция была рассчитана на финансовых директоров (CFO, Chief Financial Officers) крупных корпораций, которые должны, по мнению SAP, вступить в XXI век вооруженными новыми концепциями финансового управления и владеющими инструментами для их осуществления. Однако, побеседовав с рядом зарубежных CFO, я утвердилась во мнении, что предлагаемые методологии -это практически никем еще не востребованный “высший пилотаж” управления. Ну а про отечественные предприятия и говорить нечего -они в подавляющем большинстве напоминают сегодня автомобили с перерезанными тягами (куда ни крути руль, результата никакого). И потому первоочередными для них являются совсем другие задачи -“привести в порядок тяги”, автоматизировав процессы хотя бы в операционном слое.

В московское представительство SAP AG можно позвонить по телефону: (095) 755-9800.

Смена концепций в продуктах SAP AG

1972 г. -автоматизация процессов в реальном времени

1990 г. -трехуровневая архитектура клиент-сервер

1996 г. -архитектура Business Framework (“Основа бизнеса”), включившая в себя объектно- и Web-ориентированные интерфейсы, поддерживающие распределенные бизнес-процессы

1998 г. -новые инициативы, подразумевающие:

- интеграцию аналитических систем и систем, автоматизирующих операционный слой;

- управление ресурсами предприятия и взаимосвязями внутри него;

- все уровни консолидации информации;

- поддержку принятия решений высшего руководства.

Версия для печати